logo
Эл

90-Х гг.

Новые исторические условия жизни Российской Федерации явились важным фактором формирования массовой журналистики нового типа. Информационный про­цесс в стране в новых условиях дифференцируется, реорганизу­ется.

На начало ноября 1991 г. Министерством пе­чати и массовой информации РФ было зарегистрировано 1 269 га­зет, журналов, информационных агентств. Более 2 200 средств массовой информации получили свидетельства на право дея­тельности в бывшем союзном ведомстве. Однако это далеко не полные данные, ибо часть изданий была зарегистрирована в Российском министерстве печати, другая – в исполнительных органах власти различных уровней, вплоть до районных сове­тов. В целом в 1991 г. в Российской Федера­ции издавалось 4 863 газеты.

После запрета КПСС и дезинтеграции СССР произошло окон­чательное разрушение существовавшей ранее системы СМИ. С введением российского Закона о средствах массовой информа­ции открылись возможности для создания новой системы.

В российской журналистике появлялись все новые типы из­даний. Среди них с момента возникновения и появления на ин­формационном рынке особое место заняла группа изданий, главной темой которых всегда оставалась политика, а главным принципом – серьезный подход к ней. Это в первую очередь «Независимая газета», «Известия», «Новое время», «Сегодня», «Московские новости», «Новая ежедневная газета», «Общая га­зета», «Коммерсантъ», «Коммерсантъ-Дейли» и др.

На газетном рынке появились издания, выход которых стал возможным благодаря новым тенденциям, сложившимся в условиях демократизации и финансово-экономической инициативы. Так, учредителем газеты «Куранты» стала Московская мэрия, газеты «Центр Плюс» – префектура Центрального администра­тивного округа и редакция журнала «Столица», газеты «МК – Московский комсомолец» – коллектив газеты. Общероссийскую газету репрессированных народов «Народ» учредило товарищество «Издательский дом РОСС»; газета «We – Мы» создана совместно «Известиями» и корпорацией Херста (США) и т.д.

Кардинальный пересмотр общественных отношений, демократи­зация общественной жизни, переход к рыночной экономике радикально изме­нили роль средств массовой информации и представление чита­телей о них. В 1991, еще больше – в 1992 г. продолжали падать тиражи массовых газет. Сказался не только экономический фактор (т.е. рост цен на подписку), но и стремление читателей найти свою газету.

В 1993 г. ситуация на рынке прессы продолжала ухудшаться: резко возросли цены на бумагу, полиграфическое исполнение, доставку. Средства массовой информации все больше ощущали экономическую зависимость от правительства и финансовых структур.

В середине 90-х гг. положение на газетно-журнальном рынке несколько стабилизировалось, хотя государство по-прежнему оказывало финансовое давление на средства массовой информации. В январе 1996 г. в Российской Федерации выходило 14 тыс. газет.