5.19. Журналистика Российской Федерации и властные структуры
Усиление государственной власти в Российской Федерации не сопровождалось развитием официальных средств массовой информации. Были созданы всего две правительственные газеты – «Российская газета» и «Российские вести». Вместо нормативной официальной прессы, интересной тем, что она выражает мнение правительства, было создано Министерство печати.
Демократическая направленность прессы, свобода ее суждений, стремление к независимости вызвали даже в новых условиях неадекватную реакцию со стороны властных структур, сохранявших в своем сознании приверженность к административно-командным методам взаимоотношений с журналистикой. Средства массовой информации подвергались критике со стороны всех властных структур. Прессу обвиняли то в односторонности публикаций, то в отсутствии четкой позиции, то в нагнетании социальной напряженности, то в тенденциозности.
Взаимоотношения парламента со средствами массовой информации были и продолжали оставаться не лучшими. Наступление Верховного Совета на свободу слова велось и на заседаниях, когда в парламенте обсуждался вопрос о средствах массовой информации или когда парламент стремился превратить в собственный орган газету «Известия», и в многократных акциях, направленных на то, чтобы диктовать свою волю Российскому телевидению...
Попытки парламента ограничить свободу прессы, установить диктат над ней вызвали протест со стороны журналистов и руководителей средств информации, их обращения к президенту с требованием не допустить возврата к прошлому.
Российское общество к середине 90-х гг. не испытывало недостатка в политических свободах. Однако средства массовой информации постоянно находились под угрозой ограничения их свободы не только со стороны парламента, но и со стороны многих политических партий.
Образовавшийся в российском законодательстве правовой вакуум породил факты убийства журналистов по политическим мотивам. Их убивали тогда, когда они рассчитывали «получить важные документы, необходимые для журналистского расследования серьезных финансовых нарушений в структуре власти».
Много знакомых проявлений административно-командной системы осталось во взаимоотношениях между местными властными структурами и прессой. Они стремятся, вопреки отсутствию реальных прав, подчинить или приручить местную печать, заставить ее выражать похвалу их деятельности. Для этого используются экономические и многие другие рычаги. Редакционную политику большей части региональных СМИ изменил приход новых соучредителей – областных, городских и районных администраций. Они предложили газетам финансовую помощь в обмен на право соучредительства.
Для установления контроля над СМИ исполнительная власть использует не только экономические, но и широко применявшиеся административно-командной системой методы. Это в первую очередь возобновление практики подбора руководящих кадров СМИ по принципу политической лояльности.
Несовершенство российского законодательства, нарушения закона РФ «О средствах массовой информации» со стороны властных структур самых различных уровней лишают журналистику предоставленных ей конституционных свобод, приводят к актам произвола и насилия над личностью журналиста. Основываясь на сообщениях периодической печати, правозащитных организаций и журналистов, а также агентства Экспресс-Хроника, подобные данные регулярно публикует ежемесячный бюллетень «Законодательство и практика средств массовой информации».
Во взаимоотношениях журналистики и властных структур приоритетным стал вопрос о государственной поддержке средств массовой информации, защите их от финансового краха. В их свободе от финансовых структур заинтересовано в первую очередь государство.
В практику российской журналистики вошли встречи президента страны с руководителями СМИ, с тележурналистами. Посвящаются они различным проблемам, но неизменными остаются вопросы профессионального мастерства журналистов и требование не допустить давления на прессу со стороны парламента, защитить СМИ от попыток с чьей бы то ни было стороны ограничить свободу слова.
Чрезвычайно важным фактором, гарантирующим реализацию провозглашенных свобод прессы, является профессиональная этика журналиста. Здесь должны быть четко обозначены основные моральные, этические, нравственные ориентиры, которыми должен руководствоваться журналист, для того чтобы его деятельность давала аудитории объективную информацию.
Как показывает практика, нередко напряжение во взаимоотношениях между органами власти и прессой возникает по вине журналистов. В погоне за сенсацией в собственном представлении о вседозволенности они порой пренебрегают элементарными этическими и профессиональными нормами, вызывая тем самым неприязнь не только к себе, но и к органу, который они представляют.
В условиях демократизации и гласности все более настоятельно встает вопрос о том, что деятельность прессы, ее взаимоотношения с гражданами и организациями должны регламентироваться не только Законом о СМИ, но и нормами профессиональной этики.
Эффективность средств массовой информации как бизнеса во многом зависит от профессионального уровня журналистов, занятых подготовкой рекламы для печати или аудиовизуальных средств информации. Введение новых специализаций, научно-методическая и педагогическая разработка нормативных и специальных курсов стали насущной потребностью организации журналистского образования. С начала 90-х гг. на факультете журналистики МГУ, на факультетах журналистики других университетов и высших учебных заведений, готовящих работников печати, телевидения и радио, открыты отделения рекламы, дизайна, маркетинга.
- 1. Журналистика начала хх в. Основные типы изданий периодической печати
- 1.1. Русская легальная печать начала хх в.
- 1.2. Периодическая печать в годы первой русской революции
- 1.3. Русская пресса в годы і мировой войны
- 1.4. Февральская революция 1917 г.
- 2. Формирование и развитие советской журналистики в 19171939 гг.
- 2.1. Создание однопартийной печати
- 2.2. Ленинские принципы партийной журналистики
- 2.3. Журналистика первых лет советской власти
- 2.4. Журналистика в условиях либерализации советского режима (19211927 гг.)
- 2.5. Сми в годы коллективизации и индустриализации хозяйства
- 2.6. Журналистика как инструмент идеологического
- 3. Средства массовой информации во время Великой Отечественной войны и в послевоенный период
- 3.1. Печать и радио в предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны
- 3.2. Публицистика в годы войны
- 3.3. Тема восстановления и подъема народного хозяйства в послевоенной советской прессе
- 3.4. Радио и телевидение в первые послевоенные годы
- 3.5. Научные дискуссии в прессе
- 4. Средства массовой информации второй половины 50-х – середины 80-х гг.
- 4.1. Переход от эпохи культа личности к эпохе свободного строительства коммунизма
- 4.2. Журналистика периода хрущевской «оттепели»
- 4.4. Журналистика эпохи «развитого социализма».
- 4.5. Журналистика начала 80-х гг. – брежневской эпохи «застоя»
- 4.6. Горбачевская перестройка и гласность в журналистике
- 5. Журналистика в 90-е годы хх и первые годы XXI в.
- 5.1. Изменения в российской журналистике, произошедшие
- 5.2. Система средств массовой информации России в 1-й половине
- 90-Х гг.
- 5.3. Структура периодической печати Российской Федерации
- 5.4. Деловая пресса России
- 5.5. Аграрная пресса Российской Федерации
- 5.6. Женская пресса
- 5.7. Молодежная пресса
- 5.8. Печать политических партий и объединений
- 5.9. Журнальная периодика
- 5.10. Телевизионное вещание
- 5.11. Радиовещание
- 5.12. Информационные агентства
- 5.13. Книжные издательства
- 5.14. Региональная журналистика
- 5.15. Пресса национальных регионов
- 5.16. Региональные литературно-художественные журналы
- 5.17. Местное телевидение и радиовещание
- 5.18. Журналистика в условиях рынка
- 5.19. Журналистика Российской Федерации и властные структуры
- 5.20. Пресса России в Интернете
- 5.21. Основные темы публикаций российской прессы на рубеже