logo
Эл

2.5. Сми в годы коллективизации и индустриализации хозяйства

1925 г. стал годом осознания необходимости не просто восстанавливать хозяйство страны, а проводить его техническое совершенствование, создавать новые отрасли промышленности, строить крупные промышленные предприятия и электростанции. Индустриализация хозяйства была объявлена важнейшей задачей страны в целом и каждого гражданина в отдельности. В печати появлялось все больше сообщений о пуске новых предприятий, о трудовых подвигах и успехах. Но масштабы индустриализации, запланированной партией, превышали реальные возможности страны – как материальные, так и человеческие.

Идея сверхиндустриализации, которая вызывала серьезные споры в партии, требовала особых способов «подхлестывания» трудящихся, организации их труда. Создание трудармий, системы особого продовольственного снабжения на промышленных объектах в условиях тотального дефицита, более благоприятной формы поощрения за труд, социальные преимущества – все это позволяло решать задачи индустриализации страны. Но и СМИ должны были сыграть здесь не последнюю роль, формируя общественное мнение, тиражируя агитационную информацию. Журналистика начала формирование определенного отношения к труду, его месту в жизни человека. В газетах публикуются статьи о трудовых достижениях передовиков и критические публикации о нерадивых и отстающих. Эту функцию организатора, пропагандиста и арбитра так называемого социалистического соревнования журналистика сохранила вплоть до середины 80-х гг.

Однако осуществление индустриализации было нереально без коллективизации в деревне, т.е. без разрушения товарно-денежных, рыночных отношений среди сельских и городских товаропроизводителей. Уничтожение частных хозяйств на селе и создание коллективных являлись второй важнейшей экономической задачей советской власти, в реализации которой пресса принимала активное участие – агитировала за колхозы, обличала кулаков-единоличников, клеймила «мироедов», рисовала радужные картины колхозной жизни, приветствовала первых добровольных колхозников – словом, делала все, чтобы создать положительный образ происходящих перемен.

Именно конец 20-х гг. стал закатом всех демократических проявлений советской власти. От тенденциозного показа жизни советская журналистика перешла к лозунговой, официальной пропаганде, к информированию, искаженному до необъективности и ведущему к слепому подчинению диктату партии.

Продолжается начатая в 20-е гг. подготовка кадров «красных» журналистов, а также так называемых рабселькоров – штата общественных корреспондентов из числа крестьян и рабочих. Укрепляется система государственной сети газет, а также плановое партийное руководство прессой. Улучшается полиграфическая база, повсеместно создаются издательства, в том числе и национальные, издаются газеты и журналы на национальных языках; наблюдается массовое развитие периодики. Для пропаганды достижений советской власти РОСТА реорганизовывается в мощное агентство ТАСС. В эти годы партийные органы обязывают всех членов партии выписывать партийные и советские издания; этим начинают заниматься первичные парторганизации. Тиражи центральных газет становятся огромными. Разовый ежедневный тираж почти 10 тыс. газет этого времени составлял в 1936 г. 38 млн. экземпляров. В районных и областных партийных комитетах появляются отделы печати, затем  отделы пропаганды, которые диктуют фактически всем изданиям тематику их выступлений, регламентируют характер освещения событий, поиск фактов и их трактовку. Для особо непонятливых существовала система внушений – обвинение в пособничестве контрреволюции, в контрреволюционной пропаганде, в антинародной деятельности. Такие же методы регулирования трудового энтузиазма и приверженности к колхозному строю используются и в других сферах жизни. Массовые гонения на «кулаков», обвинение плохо обученных рабочих во «вредительстве», объявление технических неудач «пособничеством империализму» и другие аналогичные явления стали привычными и в жизни, и на освещающих ее газетных страницах. А еще – противоречащие действительности радужные картины счастливой жизни советских людей, их беззаветная любовь к родной партии и правительству, лично к товарищу Сталину. Безудержное восхваление «мудрого и великого товарища Сталина» – отличительная черта журналистики 3040-х гг., которая сыграла не последнюю роль в формировании культа его личности. Но даже хвалебные выступления, преданная защита интересов советской власти, более чем верное следование директивам партии не уберегало журналистов от репрессий. Многие из них стали жертвами ГУЛАГа.

В 30-е гг. создается база для телевизионного вещания. Осенью 1938 г. в Ленинграде было завершено строительство телевизионного центра. Его передачи стали выходить в эфир через день. В Москве опытное вещание осуществлялось каждый день из телевизионного центра на Шаболовке. Таким образом, основная структура современных СМИ в СССР сформировалась к концу 30-х гг.