1.1. Русская легальная печать начала хх в.
Русская легальная печать в начале века была весьма разнообразной. По статистике, в 1900 г. в России выходило 125 общественно-политических газет. Но среди них не было ни одной партийной газеты. Газеты, журналы, альманахи, еженедельники и другие периодические издания придерживались в основном буржуазно-монархической или либерально-буржуазной направленности. Так, среди государственных изданий были газета «Правительственный вестник» и вечернее приложение к ней – «Русское государство». Правительственная печать публиковала официальные материалы и выражала мнение правящих кругов и государя. «Московские ведомости» продолжали оставаться ведущей буржуазно-монархической газетой. Газета «Новое время» заняла промежуточную позицию между монархическими и кадетскими изданиями, высказываясь за принятие конституции. От этого ее популярность росла, тираж в 1902 г. составил 65 тыс. экземпляров. Либерально-буржуазные взгляды выражали газеты «Русские ведомости», «Курьер», «Биржевые ведомости», «Россия», «Новости». Рост значения ежедневных газет и возрастающая потребность в оперативной информации вели к развитию телеграфных агентств, а также к созданию агентства по распространению печати, появлению посреднических контор объявлений. Спрос на свежую информацию рождал разделение изданий на утренние и вечерние. Начало века – это появление и активная деятельность легальной и нелегальной социал-демократической печати – экономистов («Рабочая мысль»), меньшевиков («Социал-демократ», «Начало», «Народная дума»), большевиков («Искра»).
На начало века – 1903 г. – пришлось празднование 200-летия русской печати. В связи с торжествами либеральные газетчики развернули кампанию по борьбе за свободу слова. Они подавали просьбы и петиции, но безуспешно. По-прежнему судьбу издателей и их изданий решало совещание четырех министров. Провинциальная же печать продолжала оставаться подцензурной. Правда, в 19021903 гг. был образован ряд провинциальных цензурных комитетов в Саратове, Нижнем Новгороде, Владивостоке, Ростове-на-Дону, Екатеринославе, Томске и других крупных городах. Часть особо благонадежных провинциальных изданий освобождались от предварительной цензуры. Но все принципиальные вопросы – назначения редакторов, рассмотрение особо важных статей, разрешение или запрещение изданий – все это решалось в Петербурге. Как и раньше, ряд острых тем были запретными для печати, и в первую очередь освещение рабочего движения. По словам редактора «Русского слова» В.М.Дорошевича, существовало около 13 тыс. циркуляров по этому поводу. Русско-японская война 19041905 гг. позволила цензуре ужесточить контроль над прессой. Лишь революционные события 1905 г. вынудили правительство пойти на уступки. Была отменена предварительная цензура политических газет, появились первые легальные партийные политические газеты, в частности эсеровские и социал-демократические, а также журналы «легального марксизма». Среди либеральных изданий заметное место занимают журналы «Русское богатство» и «Вестник Европы». Последний в одном из своих номеров констатировал, что российская печать вступает в ХХ ст. без конституции и свободы печати, с большим грузом требующих незамедлительного решения проблем, среди которых: уничтожение сословного неравенства, введение независимого суда, развитие самоуправления, юридическое облегчение положения печати, развитие частных обществ, свобода совести, введение всеобщего начального образования, упорядочение крестьянского, земского, судебного, промышленного, брачного и других законодательств. В это время в журналистике происходит разделение функций издателей и редакторов, журналистов и редакторов. Начинается процесс вкладывания частного капитала в издание газет и журналов. Появляются независимые издания, не относящиеся ни к одному из общепризнанных направлений печати. Это, например, «Биржевые ведомости», «Русское слово» («газета здравого смысла»). В связи с ростом тиражей и количеством периодики ощущается нехватка полиграфических мощностей и бумаги. Финансово крепкие издания оказываются в более выгодном положении. Не удивительно, что Ленин под свободой печати понимал равный доступ всех изданий к равной доле полиграфических возможностей и количеству бумаги.
- 1. Журналистика начала хх в. Основные типы изданий периодической печати
- 1.1. Русская легальная печать начала хх в.
- 1.2. Периодическая печать в годы первой русской революции
- 1.3. Русская пресса в годы і мировой войны
- 1.4. Февральская революция 1917 г.
- 2. Формирование и развитие советской журналистики в 19171939 гг.
- 2.1. Создание однопартийной печати
- 2.2. Ленинские принципы партийной журналистики
- 2.3. Журналистика первых лет советской власти
- 2.4. Журналистика в условиях либерализации советского режима (19211927 гг.)
- 2.5. Сми в годы коллективизации и индустриализации хозяйства
- 2.6. Журналистика как инструмент идеологического
- 3. Средства массовой информации во время Великой Отечественной войны и в послевоенный период
- 3.1. Печать и радио в предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны
- 3.2. Публицистика в годы войны
- 3.3. Тема восстановления и подъема народного хозяйства в послевоенной советской прессе
- 3.4. Радио и телевидение в первые послевоенные годы
- 3.5. Научные дискуссии в прессе
- 4. Средства массовой информации второй половины 50-х – середины 80-х гг.
- 4.1. Переход от эпохи культа личности к эпохе свободного строительства коммунизма
- 4.2. Журналистика периода хрущевской «оттепели»
- 4.4. Журналистика эпохи «развитого социализма».
- 4.5. Журналистика начала 80-х гг. – брежневской эпохи «застоя»
- 4.6. Горбачевская перестройка и гласность в журналистике
- 5. Журналистика в 90-е годы хх и первые годы XXI в.
- 5.1. Изменения в российской журналистике, произошедшие
- 5.2. Система средств массовой информации России в 1-й половине
- 90-Х гг.
- 5.3. Структура периодической печати Российской Федерации
- 5.4. Деловая пресса России
- 5.5. Аграрная пресса Российской Федерации
- 5.6. Женская пресса
- 5.7. Молодежная пресса
- 5.8. Печать политических партий и объединений
- 5.9. Журнальная периодика
- 5.10. Телевизионное вещание
- 5.11. Радиовещание
- 5.12. Информационные агентства
- 5.13. Книжные издательства
- 5.14. Региональная журналистика
- 5.15. Пресса национальных регионов
- 5.16. Региональные литературно-художественные журналы
- 5.17. Местное телевидение и радиовещание
- 5.18. Журналистика в условиях рынка
- 5.19. Журналистика Российской Федерации и властные структуры
- 5.20. Пресса России в Интернете
- 5.21. Основные темы публикаций российской прессы на рубеже