4.2. Журналистика периода хрущевской «оттепели»
Разоблачение культа личности Сталина породило в отечественной журналистике особый период, который называется «оттепелью» шестидесятых, а его участники – «шестидесятниками». СМИ этого периода, особенно журналы, стали более терпимыми, человечными, тематика их публикаций приблизилась к реальной жизни. Стало возможным высказывать не поощрявшиеся ранее идеи, печатать произведения, показывающие не упрощенную идеологизированную схему жизни, а рисующие сложности и противоречия бытия, поднимающие проблемы нравственного выбора. Среди газет наиболее заметно такие тенденции прослеживаются в газетах «Правда» и «Известия».
Большую роль в этом процессе сыграли «толстые» журналы – прежде всего «Новый мир» во главе с А.Твардовским. В нем были напечатаны знаковые для эпохи произведения А.Солженицына, В.Дудинцева, А.Твардовского и других писателей; их читали с большим интересом.
Однако эпоха относительного свободомыслия продолжалась недолго: она была несовместима с волюнтаристскими реформаторскими идеями строительства коммунизма к 1980 г., непродуманными экономическими преобразованиями в деревне, приведшими к продовольственному кризису в стране, другими спорными новациями. Еще при Хрущеве в прессе началась кампания критики новых литературных и художественных направлений. После отстранения Хрущева от власти тенденции по сворачиванию «вольностей» в прессе усилились. А введение советских войск в Чехословакию для подавления антисоветских выступлений привело к новому витку ужесточения контроля за СМИ.
4.3. Отечественные СМИ в условиях соревнованиях двух систем (60 – 70-е гг.)
Противопоставление жизни двух систем – капиталистической и социалистической стало характерной чертой журналистики периода «холодной войны». Особенно оно обострилось после объявления программы строительства коммунизма к 1980 г. Показ преимуществ социалистического образа жизни на страницах прессы, на радио и по телевидению был сутью журналистского творчества. Однако степень объективности этих материалов прессы оказывалась весьма условной. Картина процветания с отдельными, нетипичными недостатками – такой итог был нужен для воспитания масс и борьбы с идеологическим противником в лице капиталистической системы. Критические выступления прессы по поводу отдельных недостатков стали обязательными, а газетам необходимо было добиваться их действенности, то есть принятия мер. Это было нетрудно, ибо каждое критическое выступление газеты становилось предметом обсуждения в партийных организациях. Они-то и принимали меры, наказывали виновных, обязывали устранять недостатки, улучшать работу.
Одной из важнейших в прессе стала тема роли руководителя. На страницах периодической печати постоянно помещались очерки, посвященные мудрым и умелым хозяйственникам, четко выполняющим решения партии. Другая значимая тема – социалистическое соревнование и ход выполнения пятилетних планов. В прессе были развернуты широкие пропагандистские кампании по подготовке к юбилеям Октября, образования СССР, 100-летию со дня рождения Ленина. Трудовые почины, трудовые подарки к знаменательным датам являлись дежурными темами в газетах всех уровней. Существенная роль отводилась печати в реализации важнейших хозяйственных начинаний – строительстве новых предприятий, железных дорог, освоении целинных земель или земель Нечерноземья. Цель таких материалов – привлечь людей к участию в них. Активно пропагандировался тезис стирания граней между городом и деревней, между умственным и физическим трудом как важнейший этап создания материально-технической базы коммунизма.
- 1. Журналистика начала хх в. Основные типы изданий периодической печати
- 1.1. Русская легальная печать начала хх в.
- 1.2. Периодическая печать в годы первой русской революции
- 1.3. Русская пресса в годы і мировой войны
- 1.4. Февральская революция 1917 г.
- 2. Формирование и развитие советской журналистики в 19171939 гг.
- 2.1. Создание однопартийной печати
- 2.2. Ленинские принципы партийной журналистики
- 2.3. Журналистика первых лет советской власти
- 2.4. Журналистика в условиях либерализации советского режима (19211927 гг.)
- 2.5. Сми в годы коллективизации и индустриализации хозяйства
- 2.6. Журналистика как инструмент идеологического
- 3. Средства массовой информации во время Великой Отечественной войны и в послевоенный период
- 3.1. Печать и радио в предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны
- 3.2. Публицистика в годы войны
- 3.3. Тема восстановления и подъема народного хозяйства в послевоенной советской прессе
- 3.4. Радио и телевидение в первые послевоенные годы
- 3.5. Научные дискуссии в прессе
- 4. Средства массовой информации второй половины 50-х – середины 80-х гг.
- 4.1. Переход от эпохи культа личности к эпохе свободного строительства коммунизма
- 4.2. Журналистика периода хрущевской «оттепели»
- 4.4. Журналистика эпохи «развитого социализма».
- 4.5. Журналистика начала 80-х гг. – брежневской эпохи «застоя»
- 4.6. Горбачевская перестройка и гласность в журналистике
- 5. Журналистика в 90-е годы хх и первые годы XXI в.
- 5.1. Изменения в российской журналистике, произошедшие
- 5.2. Система средств массовой информации России в 1-й половине
- 90-Х гг.
- 5.3. Структура периодической печати Российской Федерации
- 5.4. Деловая пресса России
- 5.5. Аграрная пресса Российской Федерации
- 5.6. Женская пресса
- 5.7. Молодежная пресса
- 5.8. Печать политических партий и объединений
- 5.9. Журнальная периодика
- 5.10. Телевизионное вещание
- 5.11. Радиовещание
- 5.12. Информационные агентства
- 5.13. Книжные издательства
- 5.14. Региональная журналистика
- 5.15. Пресса национальных регионов
- 5.16. Региональные литературно-художественные журналы
- 5.17. Местное телевидение и радиовещание
- 5.18. Журналистика в условиях рынка
- 5.19. Журналистика Российской Федерации и властные структуры
- 5.20. Пресса России в Интернете
- 5.21. Основные темы публикаций российской прессы на рубеже