logo
Эл

5.20. Пресса России в Интернете

С середины 90-х гг. в терминологии российских средств мас­совой информации, в разговорной речи появились такие слова и словосочета­ния, как «модем», «сервер», «сайт», «интернет-версия», «портал», «он-лайн-версия», «терминальный доступ» и др. Они появились вместе с новым средством массовой коммуника­ции – Интернетом, который является крупнейшей в мире компьютер­ной сетью. Он несет многообразную информацию о содержании конкрет­ных изданий, телевизионных и радиопрограмм, о сфере эконо­мики и бизнеса, позволяет принимать самому участие в деловых отношениях, переписываться с друзьями и т. д. Доступ в Интер­нет имеет значительная часть редакций газет и других средств массовой информации, различные структуры сферы бизнеса, учебные заведения, миллионы частных пользователей.

Впервые в России электронные коммуникации заявили о своем существовании в полный голос во время событий авгус­та 1991 г. Именно благодаря им удалось распространить огромное количество информации о событиях в Москве.

Период относительно интенсивного развития Интернета в Рос­сии начинается только с середины 90-х гг. Полно­ценные интернет-версии имеют еще немногие издания, это «Аргументы и факты», «МК», «Огонек», «ОМ» и некоторые другие, а также «Новости» многих телеканалов и ряд программ НТВ.

Некоторые российские издания помещают на своих сайтах больше информации, чем в бумажных версиях изданий, часто предлагая дополнительную информацию к опубликованным ма­териалам. Ряд всероссийских газет продают полные электрон­ные версии изданий только по специальной подписке. Среди них – вся периодика «Коммерсанта», «Русский телеграф» и др. «Независимая газета» публикует часть информации газеты и приложение «Экс-либрис» бесплатно, в то время как полную версию газеты получают только подписчики.

Интернет-версии имеют также такие специализированные компьютерные издания, как «Мир Интернет», «Планета Интер­нет» и др.

Несколько ин­формационных агентств России распространяют через Интернет свои материалы. Это РИАНовости, «Атлант», «Алгоритм», Интерфакс. В середине 90-х гг. «ТВ-Центр», НТВ, «Вид», ТВ-6 имели собственные серверы – компьютеры, хранящие основную информацию. Подавляющая часть компьютерных изданий, а это главным образом журналы, имела он-лайн-версии. Одним из важных событий в русском Интернете стало появ­ление высококачественных сетевых журналов. Самым популяр­ным и одним из лучших стал «Русский журнал» Глеба Павлов­ского. Появление «Русского журнала», а также сетевого альма­наха «Интеллектуальный капитал» может служить примером того, как новые коммуникации способны стимулировать интел­лектуальную жизнь общества.

Проникновение капитала в российскую журналистику приве­ло к возникновению стихийно складывающегося информацион­ного рынка, еще не подвластного во второй половине 90-х гг. цивилизованным нормам регулирования отношений в сфере производства и реализации журналистской продукции.