logo
Эл

5.9. Журнальная периодика

В начале 90-х гг. в журнальной пе­риодике России, как и во всей системе средств массовой ин­формации, происходили заметные перемены. Новая обществен­но-политическая обстановка, ставшая результатом изменения положения КПСС в стране, дезинтеграции СССР привели в од­них случаях к прекращению издания центральных общесоюзных и партийных журналов («Вопросы истории КПСС», «Партийная жизнь», «Агитатор» и др.), в других – к их переименованию. Так, журнал «Коммунист» стал называться «Свободная мысль», «Агитатор армии и флота» «Собеседник воина», «Советская женщина» «Мир женщины», «Комсомольская жизнь» «Пульс», «Советский экран» «Экран» и т. д.

Отказ от сложившихся идеологических задач дал новый импульс развитию философской мысли. О своем отмежевании от прежних идеологических ориентиров заявили новые фило­софские журналы «Человек», «Логос» и др.

Все большее распространение получают журналы религиоз­ной философии, в их числе: «С нами Бог», «Путь православия», «Русский паломник», «Мир Библии», «Журнал для всех», «Пробуждение» и т.д. Свои журналы появляются и у других конфессий: мусульман, буддистов, старообрядцев, баптистов, пятидесятников, еврейских общин, «американских христиан».

В 90-х гг. в журнальной периодике появились издания, откры­то признававшие свою приверженность к русской национальной идее – «Радонеж – век XX», «Россияне», «Отечествен­ные записки», «Московский наблюдатель», «Хлебосол», «Рос­сия», «Россия молодая» и др.

Переход к рыночным отношениям также проявился в структу­ре журнальной периодики. Возникли коммерческие издания – «Деловые люди», «Новые товары», журналы для тех, кто разви­вал новые производственные отношения на селе – «Сельская новь», «Фермер», «Новый фермер», «Усадьба». При этом в сельскохозяйственной журнальной периодике сохранились и многие старые издания: «Земледелие», «Сельский механизатор», «Зерновые культуры», «Животновод».

Профессиональные или отраслевые журналы имели достаточно широкий спектр – «Физика в школе», «Геохимия», «Искусство кино». К изданиям, адресованным одной группе читателей, относятся также журна­лы, посвященные видам спорта, определенным интересам, увле­чениям, жизненному укладу и т. д.

Мир бизнеса, реальное существование деловых людей с большими доходами повлекли за собой возни­кновение элитных журналов, например: «Золотой век», «Элита», «Империал», «Бизнес-матч», русское издание «Пентхауса» и др.

В 90-е гг. среди периодики особое место заняли «журналы для всех». При самом широком диапазоне они все же имели определенную тематическую, социальную, возрастную, территориальную ориентацию. Одними из первых подобного рода изданий стали «Ленин­градская панорама» (переименованная затем в «Санкт-Петер­бургскую панораму»), «Моя Москва», журналы «Столица», «ММ (Москоу мэгэзин)», «Мегаполис», «Московский клуб».

В журнальной периодике России середины 90-х гг. широко были представлены популярные ежемесячные общественно-политические издания («Международная жизнь», «Век XX и мир», «Профсо­юзы», «Полис», «Посев», «Ди­алог», «Актуальная политика» и др.).

По-прежнему большое место в структуре журнальной перио­дики занимали массовые издания, которые сохранили свою диффе­ренциацию по различным читательским группам: «Театр», «Ли­тературное обозрение», «Вопросы литературы», «Экран», «Сме­на», «Студенческий меридиан» и др.

В первой половине 90-х гг. через серьезные трудности про­шли литературно-художественные журналы «Новый мир», «Москва», «Знамя», «Звезда», «Россия молодая» и др. Колос­сальный взлет их тиражей в конце 80-х гг. сменился несколько позже резким спадом, а тяжелое финансовое положение вообще угрожало их существованию. Затем начался процесс постепен­ного преодоления кризиса, относительного роста тиражей.

В структуре журнальной периодики появились издания для семейного чтения: «Семейный журнал», «Очаг», «Домовой», «Панна» и др., а также многочисленные рекреа­тивные, эротические издания  «Андрей», «ПФ-измерение», «СПИД, секс, здоровье», «Про любовь и не только» и др.

К общественно-политическим, популярным, иллюстрированным еженедельникам принадлежат «Новое время», «Эхо планеты», «Родина», «Огонек», «Столица», «Студенческий меридиан».

В середине 90-х гг. основным видом журнальной периодики стали ежемесячники различной типологии: общественно-поли­тические, литературно-художественные («Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Звезда», «Юность», «Аврора»), научно-технические и научно-гуманитарные («Вопросы истории», «Архитектура и строительство России»), научно-популярные («Здоровье», «Квант»), иллюстрированные развлекательные («Домовой», «Попкорн»).

Типологическое многообразие журнальной периодики стало следствием тех новых тенденций, которые проявились во всех сферах жизни Российской Федерации с начала 90-х гг.