2.4. Журналистика в условиях либерализации советского режима (19211927 гг.)
Политика «военного коммунизма», проводившаяся в годы гражданской войны, с ее продразверсткой, комитетами бедноты, с расправами над классовыми врагами в мирное время оказалась неплодотворной, и для выживания новой власти пришлось пойти на некоторую либерализацию политической и экономической жизни. Мировой революции не произошло, и надо было решать будничные хозяйственные задачи, выходить из кризиса. Ленин поставил перед партией и государством задачу перехода к новой экономической политике – нэпу. Партия и ведущие издания начали вести пропаганду нэпа и его значения в восстановлении хозяйства, в строительстве мирной жизни. Выступления печати носили директивный, декларативный характер, к которому привыкла пресса за послереволюционные годы. Сами периодические издания пришли в упадок за годы гражданской войны, низкий уровень их выпуска снижал интерес к ним, да и подготовка журналистов оставляла желать лучшего.
В 1921 г. в Москве был организован Государственный институт журналистики, который стал готовить профессиональные кадры для прессы. В 1922 г. была утверждена государственная сеть газет – 232 газеты. Местная пресса должна была быть организована по единой схеме: массовая, рабоче-крестьянская, политическая и производственная газеты; партийный еженедельник или двухнедельник и «Известия» губисполкома. В уездах должны были издаваться популярные политические газеты для крестьянства. Однако по многим причинам пресса оказалась не готова к освещению и пропаганде нэпа, к выбору правильной тематики и глубины анализа происходящих перемен. Периодические издания по-прежнему занимались революционным славословием и повторением уже известного, не желали видеть новое и вникать в происходящее. Еще большее неприятие у СМИ вызывала необходимость перехода на хозрасчет, учет себестоимости, необходимость существования на средства, полученные от подписки и продажи изданий. После декрета «О введении платности газет» их количество существенно сократилось, упал и общий тираж.
В 1922 г. был начат первый громкий судебный процесс над группой эсеров, которых объявили «террористами». Газеты стали публиковать подробные материалы следствия. Это не помогло поднять тиражи, но умелое манипулирование информацией, умалчивание об одном и раздувание другого позволяло влиять на умы. Газеты показывали в благоприятном для властей свете практически несостоятельное дело, по которому подсудимых приговорили к расстрелу и длительному тюремному заключению. Возмущение мировой общественности заставило власти приостановить исполнение казней. Однако без огласки из страны высылались инакомыслящие. Ни словом не обмолвилась пресса и о высылке за границу большой группы «беспартийных интеллигентов».
Нэп породил частные издания (более 300), успешно конкурирующие с государственной печатью. Они были рассчитаны на деловых людей, предпринимателей, массового читателя-обывателя. Развлекательная пресса, полная рекламных объявлений, «обнаженной натуры», пошловатых карикатур и шуток, пользовалась спросом. Выпустили свой сборник («Смена вех») и русские эмигранты. Они не отвергали в нем революцию и новый порядок в России, но ратовали за деидеологизацию советского общества. Нэп создал особые условия, когда возникли связи и взаимодействие между советской Россией и русской эмиграцией и ее прессой, начал осуществляться обмен идеями. Некоторые издания и журналисты попытались полемизировать с партийной позицией и тут же поплатились. Никакого плюрализма политических мнений в советской прессе и в эти годы не допускалось.
Внутрипартийная борьба с инакомыслящими членами партии, «оппортунистами» выплескивалась на страницы газет. Ее причиной был прежде всего террор и жестокость властей. Восстание моряков в Кронштадте было буквально потоплено в крови. Росло недовольство людей, в том числе и в партии. Его пытались скрыть, но газеты этого времени тоже участвовали во внутрипартийной борьбе на стороне разных групп. В партии большевиков сформировались четыре фракции. Эти партийные группы выработали в процессе партийной дискуссии и обнародовали в газетах свои программы. Ленин в противовес выдвинул «Платформу ЦК», которую поддержал съезд РКП(б). Она провозглашалась единственно правильной, остальные – оппортунистическими, фракции – антипартийными и подлежащими роспуску. Членство в них объявлялось несовместимым с членством в партии. Для многих участников дискуссии их свободомыслие кончилось трагически: они были арестованы, преданы суду, репрессированы, расстреляны и лишь в 90-х гг. реабилитированы. В 20–30-е гг. расправа над инакомыслящими в партии, над оппортунистами для устрашения велась публично, все в подробностях освещалось в газетах, многие процессы (например, процесс Бухарина) давались в виде стенограмм судебных заседаний. Но и сами процессы, и их освещение в прессе были далеки от справедливости и объективности. Журналистика этого времени сильно страдала от режима диктатуры партии большевиков.
В эти годы создаются новые издания большевистской печати. В 1922 г. выходит «Рабочая газета» – массовое всероссийское издание. Оно делало ставку на общение с читателями, старалось получать от них как можно больше писем, которые использовало на своих страницах. У газеты появились многочисленные журналы-приложения: «Крокодил», «Работница», научно-популярный журнал «Хочу все знать», детский журнал «Мурзилка», иллюстрированный журнал «Экран», «Листок рабкора». Словом, пропагандистская машина не оставляла без внимания никого. Создавалось много газет и журналов на национальных языках. Были организованы специализированные СМИ для крестьян, рабочих, молодежи, работников образования. В 1925 г. в стране издавалось 589 газет. Возникли новые центральные газеты – «Комсомольская правда», «Пионерская правда», военная газета «Красная звезда». Последняя была создана специально для обсуждения и осуществления военной реформы в армии. В редколлегию газеты вошли видные военачальники, на страницах «Красной звезды» выступали военные специалисты – Тухачевский, Блюхер, Уборевич. Большинство из них уже в 30-е гг. подверглись репрессиям, многие были расстреляны как «враги народа», о чем писалось в тех же газетах. Впрочем, от репрессий в те годы не был застрахован никто.
Радиовещание началось в стране в ноябре 1924 г. Первая радиогазета, переданная в эфир, состояла из приветствий, телеграмм РОСТА, статьи о международных событиях, московской информации, новостей науки и техники, радиофельетона и объявления. С этого времени стала развиваться новая форма СМИ – проводное радиовещание. Первоначально эти радиопередачи создавались как радиоверсии газет: «Рабочая радиогазета», «”Комсомольская правда” на радио», «Красноармейская радиогазета». Выход «Крестьянской радиогазеты», содержащей много разнообразной информации, привел к формированию дифференцированного радиовещания для различных категорий слушателей. Радиопрограммы стали обретать привычные сегодня формы. В 1926 г. регулярно (от одного до трех раз в неделю) выходило в эфир пять радиогазет – кроме четырех перечисленных были еще «Новости радио по радио».
Для охраны государственных тайн в 1922 г. был создан Главлит – Главное управление по делам литературы и издательств. В годы нэпа из-за активизации деятельности различных политических течений и проникновения их мнений в печать Главлит фактически стал органом политической цензуры на любое печатное и устное слово, в том числе и в СМИ.
Смерть Ленина в 1924 г. привела к постепенному отказу от новой экономической политики и переходу к методам внеэкономического регулирования экономики. Кроме того, смерть Ленина стала особой темой журналистских выступлений, началом партийной и газетной кампании по росту рядов партии за счет «широкой массы рабочих и крестьян». Фактически началось создание новой партии – подвластной административно-командной системе, в которой бы «растворились» старые партийцы. Это тоже стало предметом дискуссии в прессе с теми же катастрофическими последствиями для несогласных с генеральной линией ЦК. В 1925 г. съезд партии подверг критике Зиновьева, возглавлявшего Ленинградскую парторганизацию и газету «Ленинградская правда», за противодействие решениям партии, их срыв. Редакция была расформирована, а ее работники во главе с Зиновьевым – репрессированы.
- 1. Журналистика начала хх в. Основные типы изданий периодической печати
- 1.1. Русская легальная печать начала хх в.
- 1.2. Периодическая печать в годы первой русской революции
- 1.3. Русская пресса в годы і мировой войны
- 1.4. Февральская революция 1917 г.
- 2. Формирование и развитие советской журналистики в 19171939 гг.
- 2.1. Создание однопартийной печати
- 2.2. Ленинские принципы партийной журналистики
- 2.3. Журналистика первых лет советской власти
- 2.4. Журналистика в условиях либерализации советского режима (19211927 гг.)
- 2.5. Сми в годы коллективизации и индустриализации хозяйства
- 2.6. Журналистика как инструмент идеологического
- 3. Средства массовой информации во время Великой Отечественной войны и в послевоенный период
- 3.1. Печать и радио в предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны
- 3.2. Публицистика в годы войны
- 3.3. Тема восстановления и подъема народного хозяйства в послевоенной советской прессе
- 3.4. Радио и телевидение в первые послевоенные годы
- 3.5. Научные дискуссии в прессе
- 4. Средства массовой информации второй половины 50-х – середины 80-х гг.
- 4.1. Переход от эпохи культа личности к эпохе свободного строительства коммунизма
- 4.2. Журналистика периода хрущевской «оттепели»
- 4.4. Журналистика эпохи «развитого социализма».
- 4.5. Журналистика начала 80-х гг. – брежневской эпохи «застоя»
- 4.6. Горбачевская перестройка и гласность в журналистике
- 5. Журналистика в 90-е годы хх и первые годы XXI в.
- 5.1. Изменения в российской журналистике, произошедшие
- 5.2. Система средств массовой информации России в 1-й половине
- 90-Х гг.
- 5.3. Структура периодической печати Российской Федерации
- 5.4. Деловая пресса России
- 5.5. Аграрная пресса Российской Федерации
- 5.6. Женская пресса
- 5.7. Молодежная пресса
- 5.8. Печать политических партий и объединений
- 5.9. Журнальная периодика
- 5.10. Телевизионное вещание
- 5.11. Радиовещание
- 5.12. Информационные агентства
- 5.13. Книжные издательства
- 5.14. Региональная журналистика
- 5.15. Пресса национальных регионов
- 5.16. Региональные литературно-художественные журналы
- 5.17. Местное телевидение и радиовещание
- 5.18. Журналистика в условиях рынка
- 5.19. Журналистика Российской Федерации и властные структуры
- 5.20. Пресса России в Интернете
- 5.21. Основные темы публикаций российской прессы на рубеже