Глава 7. Характерные черты современных переговоров
Наиболее важной чертой современных переговоров является постепенный отход от издавна присущего им метода торговли, в соответствии с которым главной задачей было достижение уступок другой стороны, а не решение проблемы и достижение эффективного соглашения. Этот аспект переговоров привлек значительное внимание участников научно-практической конференции МИД СССР, состоявшейся в 1988 г. Было признано, что традиционная концепция торгов перестает отвечать современным задачам, замедляет темп переговоров. Вместе с тем участники пришли к выводу, что альтернатива традиционной модели пока находится в процессе становления. Главное заключается в том, чтобы темпы переговоров опережали скорость нарастания проблем, чтобы переговоры были направлены не на получение одностороннего выигрыша, а на надежное решение проблемы путем эффективного соглашения *(1056). К аналогичным выводам пришли и другие специалисты в результате анализа практики современных переговоров в свете стоящих перед ними задач *(1057).
Принципиальное понимание советской дипломатией переговоров сводилось к следующему: переговоры - это честный обмен мнениями между равноправными партнерами в целях достижения взаимно приемлемого соглашения, не противоречащего законным интересам других государств *(1058).
В этой связи необходимо отметить, что советской дипломатии в самом начале было присуще уважение законных интересов другой стороны. В письме представителя СССР в Китае депутатам парламента от 2 октября 1923 г. говорилось: "Но где бы и с кем бы я ни вел переговоров о заключении русско-китайского договора, китайский народ может быть спокоен за его содержание" *(1059).
Это принципиальное положение и в дальнейшем подчеркивалось руководителями Советского государства. В ходе беседы с премьером Нидерландов Р. Люберром в ноябре 1986 г. М.С. Горбачев заявил, что "при проработке своих инициатив и предложений, как и раньше, Советский Союз будет строго учитывать реальные интересы и озабоченность партнеров: Попытки перехитрить кого-то, поставить партнера в худшее положение ничего не дадут" *(1060).
Учет интересов партнера - важный аспект реализма политики. Реализму политики советская дипломатия придавала особое значение. В Послании председателя Совмина СССР председателю Совмина Италии (1957 г.) содержалось следующее положение: "Опыт истории учит: что в политике одним из самых опасных пороков является нежелание признавать факты и стремление выдавать желаемое за действительное" *(1061).
Реализм советской внешней политики отмечался и западными специалистами. В письме в газету "Нью-Йорк таймс" (1960. 23 февр.) Г. Моргентау, касаясь распространенных в США утверждений относительно того, что советские предложения являются пропагандой, писал: "...Я всегда относился настороженно к советским намерениям, однако всегда считал, что советские руководители обладают чувством реальности".
Реализм требует трезвого и взвешенного анализа существующего положения. Политический реализм находит выражение в умении выявлять сходство интересов, сближать позиции, особенно на наиболее важных направлениях, при трезвом учете существующих различий. Не следует также драматизировать возникающие затруднения. В случае невозможности решения принципиальных разногласий целесообразно уделять внимание достижению соглашений по конкретным вопросам и таким образом продвигаться по пути общего урегулирования. Советская дипломатия неоднократно доказывала несостоятельность формулы "все или ничего", настаивала на необходимости отбирать те проблемы, по которым соглашение реально, и решать их одну за другой *(1062).
Обоснованность такой позиции признавали и западные государственные деятели. Сенатор Фулбрайт упрекал американскую администрацию в том, что она не способна полностью "воспринять тот факт, что абсолютных решений не существует" *(1063).
В наше время отмеченный подход приобретает особое значение. Сложность урегулирования всего комплекса международных проблем побуждает государства добиваться поэтапного решения. В результате зачастую добиваются урегулирования в одних областях при сохранении серьезных расхождений в других и таким путем продвигаются к общему соглашению. Несмотря на взаимосвязанность международных проблем, обнаруживается их практическая делимость в пределах договорного урегулирования.
Практическое значение этого положения не раз отмечалось руководителями дипломатии разных государств. Выступая в сенатской Комиссии по иностранным делам в мае 1972 г., государственный секретарь США Роджерс заявил: "США и Советский Союз, таким образом, зафиксировали признание того факта, что отношения между ними могут быть с помощью сотрудничества улучшены в некоторых областях, даже если и сохраняются важные расхождения в других областях" *(1064).
Советская дипломатия не раз подчеркивала, что переговоры должны быть честными. Между тем случаи злоупотребления переговорами весьма распространены. В письме полпреда СССР в Италии в НКИД (1926 г.) говорилось, что, "когда Муссолини хочет чего-то добиться от Англии, он всегда любит афишировать дружбу с нами и намекать на всяческие готовящиеся пакты и соглашения" *(1065). В 1958-1959 гг. иранское правительство вело одновременно переговоры с СССР и США. Переговоры с СССР использовались для того, чтобы добиться более выгодных условий соглашения от США *(1066).
Честность включает и добросовестное отношение к уже достигнутым соглашениям, так как в противном случае переговоры о новом соглашении теряют смысл. Советская дипломатия не раз обращала внимание на то, что несоблюдение уже принятых на себя обязательств не может рассматриваться как второстепенное обстоятельство, ибо тем самым ставится под сомнение ведение переговоров вообще *(1067). В годы холодной войны западная дипломатия не раз обвиняла СССР в нарушении достигнутых соглашений, оправдывая свое нежелание вести переговоры и достигать соглашений *(1068).
Отмеченные характерные черты переговоров имеют принципиальное значение для международного права. Его нормы выражают наиболее полное, разумеется в пределах возможного, воплощение баланса стремления государств в осуществлении своих интересов в рамках международного сообщества. Их реальность определяется тем, насколько они представляют сбалансированный синтез интересов, приемлемый в силу его целесообразности.
- Современное право международных договоров Том I. Заключение международных договоров Предисловие
- Вводная часть Наука и практика межгосударственных отношений
- Глава 1. Политика и общественные науки
- Глава 2. Общественные науки
- Глава 3. Внешняя политика и общественные науки
- Глава 4. Внешняя политика России и общественные науки
- Глава 5. Международное право: наука и практика
- Глава 6. Наука международного права
- Глава 7. Наука и практика сегодня
- Часть 1. Право международных договоров - Общая часть Глава 1. Понятие международного договора
- Глава 2. Понятие права международных договоров
- Глава 3. Кодификация права международных договоров
- Часть 2. Субъекты права международных договоров Глава 1. Круг субъектов
- Глава 2. Нетипичные субъекты
- Глава 3. Неправительственные организации
- Глава 4. Соглашения между государством и тнк
- Глава 5. Государства
- 1. Административно-территориальные единицы государств
- 2. Конфедерации и федерации
- 3. Федеральная оговорка
- Глава 6. Великие и невеликие державы
- 1. Великие державы
- 2. Невеликие державы
- 3. Мини-государства
- Глава 7. Международные организации
- Часть 3. Стороны в международных договорах Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Право на участие в договорах
- Глава 3. Право на участие в договорах и международное признание
- Часть 4. Третьи стороны
- Глава 1. Доктрина и международная практика
- 1. Доктрина
- 2. Международная практика
- 3. Отечественная практика
- 4. Договорные положения о третьих государствах
- 5. Международная судебная практика
- Глава 2. Позитивное международное право
- 1. Понятие третьего государства
- 2. Основные принципы международного права
- 3. Общее правило
- 4. Уважение договоров третьими сторонами
- 5. Договоры, предусматривающие обязательства для третьих государств
- 6. Договоры, предусматривающие права для третьих государств
- 7. Режим наибольшего благоприятствования
- 8. Отмена или изменение обязательств или прав третьих государств
- 9. Договорные нормы, которые становятся обязательными для третьих государств в качестве обычных
- 10. Договоры, устанавливающие объективный режим
- 11. Тенденции
- 12. Ответственность третьего государства
- Глава 3. Третьи международные организации
- Часть 5. Организационные формы подготовки договоров Глава 1. Дипломатические переговоры
- Глава 2. Международно-правовые основы переговоров
- Глава 3. Формы дипломатических переговоров
- Глава 4. Участники переговоров
- Глава 5. Участие в переговорах и международное признание
- Глава 6. Организация переговоров
- Глава 7. Характерные черты современных переговоров
- Глава 8. Гласность переговоров
- 1. Значение гласности
- 2. Гласность внешней политики и средства массовой информации
- Часть 6. Заключение договора
- Глава 1. Органы, представляющие государство при заключении договоров
- 1. Глава государства
- 2. Правительство
- 3. Министр иностранных дел
- 4. Главы дипломатических представительств
- 5. Министерства и ведомства
- 6. Полномочия и инструкции
- Глава 2. Полномочия представителей международных организаций
- Глава 3. Принятие и аутентификация текста
- 1. Принятие текста
- 2. Аутентификация текста
- Часть 7. Согласие на обязательность договора
- Глава 1. Согласие, выраженное подписанием
- Глава 2. Согласие, выраженное путем обмена документами, образующими договор
- Глава 3. Согласие, выраженное ратификацией, подтверждением, принятием или утверждением
- Глава 4. Согласие на обязательность договора, выраженное присоединением
- Глава 5. Оговорки
- 1. Понятие оговорки
- 2. Развитие института оговорок
- 3. Нормы об оговорках
- 3.1. Общее правило
- 3.2. Принятие оговорок и возражения против них
- 3.3. Юридические последствия оговорок и возражений против них
- 3.4. Снятие оговорок и возражений против них
- 3.5. Процедура, касающаяся оговорок
- 3.6. Проблемы, подлежащие решению
- Глава 6. Согласие международной организации на обязательность договора
- Глава 7. Согласие на обязательность части договора
- Глава 8. Обязанность не лишать договор его объекта и цели до вступления в силу
- Глава 9. Вступление в силу, временное применение, публикация договоров
- 1. Вступление договоров в силу
- 2. Временное применение договоров
- 3. Публикация договоров
- Часть 8. Конституционно-правовое регулирование процесса заключения договоров Глава 1. Тенденции развития конституционного права
- Глава 2. Конституционно-правовое регулирование процесса заключения договоров в Российской Федерации
- Часть 9. Форма международных договоров Глава 1. Значение формы
- Глава 2. Договор и его текст
- Глава 3. Язык договоров
- Глава 4. Письменная и устная формы
- Глава 5. Договоры и договоренности
- Глава 6. Наименования договоров
- Глава 7. Структура договоров
- 1. Титул
- 2. Преамбула
- 3. Центральная часть
- 4. Заключительная часть
- 5. Приложения
- Часть 10. Толкование договоров *(1765)
- Глава 1. Понятие толкования
- Глава 2. Объект и средства толкования
- Глава 3. Принципы и правила толкования
- Глава 4. Способы толкования
- Глава 5. Субъекты толкования
- 1. Государства
- 2. Международные органы и организации
- 3. Физические и юридические лица
- Глава 6. Толкование норм международного права как части права страны