3.2. Принятие оговорок и возражения против них
Договор может предусматривать допустимые оговорки. В таком случае сделанная оговорка не нуждается в признании другими сторонами. Правда, договор может установить и иное правило. В таких случаях возможны разногласия между участниками относительно того, отвечает ли данная оговорка тем, что разрешаются договором.
Первоначально Комиссия определила, что оговорки ко всем договорам с участием ограниченного числа участвующих нуждаются в общем признании. Однако в своих замечаниях государства выразили сомнение в точности формулы "ограниченное число участвующих". Практике известны оговорки к договорам с участием "ограниченного числа участвующих". Поэтому Комиссия и предложила дополнительный критерий и для данного случая - соответствие оговорки объекту и целям договора.
Поэтому если из ограниченного числа участников переговоров и из объекта и целей договора явствует, что применение договора в целом является существенным условием для согласия каждого участника на обязательность для него договора, то оговорка требует принятия ее всеми участниками.
Критерий соответствия оговорки объекту и целям договора имеет решающее значение - оговорка не должна препятствовать достижению цели, во имя которой он был заключен. Это положение носит общий характер. Поэтому государства предпочитают в случае необходимости четко решать в таких случаях вопрос об оговорках. Договор о создании Экономического союза 1993 г. подчеркнул, что членство в Экономическом союзе "влечет принятие полного объема обязательств и приобретение всех прав, предусмотренных настоящим Договором" (ст. 29). Соответственно "оговорки к настоящему Договору не допускаются" (ст. 32) *(1359). Недопустимость оговорок может устанавливаться и к дополнительному протоколу к основному договору *(1360).
В качестве особого случая Венские конвенции выделили оговорки к договору, который является учредительным актом организации. В таком случае оговорка требует принятия компетентным органом организации, если, разумеется, в договоре не предусмотрено иное. Учредительный акт организации нуждается в особой целостности. Недопустимы различия в правах и обязанностях сторон. Поэтому при всех условиях требуется принятие оговорки компетентным органом организации *(1361).
В международной практике подобные случаи встречались. В докладе Генерального секретаря ООН 1959 г. в отношении оговорки к Конвенции ИМКО говорилось, что она "при всех условиях должна рассматриваться как требующая мнения органа, обладающего правом толковать данную Конвенцию" *(1362). Только такой орган может допускать какие-либо изменения в обязательствах члена, да и то в пределах устава.
В общем, это положение вытекает и из ст. 5 Венских конвенций, требующей, чтобы они применялись к учредительным актам организаций без ущерба для соответствующих правил данной организации. Тем не менее отдельное положение по этому вопросу было оправданным.
Несмотря на это, советская делегация на Венской конференции, верная принципу права государств делать оговорки, возражала против указанного пункта. Действительно, имеют место случаи, когда при подписании учредительного акта организации делаются оговорки. Однако это не исключает право организации высказать свое мнение по этому поводу. При присоединении к Венской конвенции в 1986 г. СССР сделал оговорку, что соответствующее положение не будет для него обязательным, поскольку противоречит международной практике *(1363).
За исключением перечисленных случаев, устанавливаются следующие правила, разумеется, если договор не предусматривает иного:
а) принятие оговорки другой договаривающейся стороной делает автора оговорки участником договора в отношении принявшего оговорку участника, если договор находится в силе для них или как только он вступает в силу; с изменениями, вносимыми оговоркой;
б) возражение другой договаривающейся стороны против оговорки не препятствует вступлению договора в силу между автором оговорки и возражающей стороной, если последняя не сделает иного заявления.
Это положение было предметом дискуссии как в Комиссии, так и на Венской конференции. В проекте Комиссии содержалось иное мнение: возражение препятствует вступлению договора в силу с автором оговорки. На Венской конференции представитель СССР Ф.Н. Ковалев заявил, что это положение противоречит праву государства делать оговорки, и предложил принять положение, которое указано выше. Поправка СССР была принята 49 голосами, против - 21, воздержались - 30 *(1364). Как видим, развитие института оговорок происходило не просто. Принятая поправка содействует преодолению правового вакуума в многосторонних отношениях и содействует прогрессивному развитию международного права;
в) согласно Венским конвенциям "акт, выражающий согласие государства на обязательность для него договора и содержащий оговорку, приобретает силу, как только по крайней мере одно из других договаривающихся государств примет эту оговорку" (пп. с п. 4 ст. 20). Думается, что это положение отражает прежнюю концепцию Комиссии. Оно не относится к договорам с ограниченным числом участников, которые требуют принятия оговорки всеми участниками. Речь идет об общих многосторонних договорах. В силу ст. 19 государство вправе делать оговорки. Поэтому акт, выражающий согласие на обязательность договора с оговоркой, приобретает силу немедленно. Другой участник может заявить возражение против оговорки, что не препятствует вступлению договора в силу между ними. Лишь в случае специального заявления о неприемлемости договора с оговоркой он не будет действовать между соответствующими государствами.
Международная практика свидетельствует, что во многих случаях государства воздерживаются от выражения своего мнения относительно оговорок. Этот момент был отмечен Международным Судом ООН в консультативном заключении об оговорках к Конвенции о геноциде. В нем говорится о распространенной практике "молчаливого признания оговорок". Анализ договорной практики говорит о том, что в ряде конвенций устанавливаются сроки выражения отношения к оговоркам. Обычно это от трех до шести месяцев.
С учетом этого Межамериканский совет юристов в 1959 г. принял рекомендацию, согласно которой, если государство, которому было сообщено об оговорке, в течение года не сообщило своего мнения, то оно будет считаться не возражающим против оговорки.
Соответственно в Венских конвенциях говорится, что если речь не идет о ранее отмеченных случаях, когда оговорка запрещается, или если речь идет не об учредительном акте организации и договор не предусматривает иное, то оговорка считается принятой государством, организацией, если они не выскажут возражений против нее до конца 12-месячного периода. Этот период исчисляется после того, как соответствующий субъект был уведомлен об оговорке, и до той даты, когда он выразил свое согласие на обязательность договора, в зависимости от того, какая из этих дат является более поздней ( п. 5 ст. 20). Это положение имеет существенное практическое значение. Без него многие вопросы, связанные с оговорками, так и оставались бы не решенными.
- Современное право международных договоров Том I. Заключение международных договоров Предисловие
- Вводная часть Наука и практика межгосударственных отношений
- Глава 1. Политика и общественные науки
- Глава 2. Общественные науки
- Глава 3. Внешняя политика и общественные науки
- Глава 4. Внешняя политика России и общественные науки
- Глава 5. Международное право: наука и практика
- Глава 6. Наука международного права
- Глава 7. Наука и практика сегодня
- Часть 1. Право международных договоров - Общая часть Глава 1. Понятие международного договора
- Глава 2. Понятие права международных договоров
- Глава 3. Кодификация права международных договоров
- Часть 2. Субъекты права международных договоров Глава 1. Круг субъектов
- Глава 2. Нетипичные субъекты
- Глава 3. Неправительственные организации
- Глава 4. Соглашения между государством и тнк
- Глава 5. Государства
- 1. Административно-территориальные единицы государств
- 2. Конфедерации и федерации
- 3. Федеральная оговорка
- Глава 6. Великие и невеликие державы
- 1. Великие державы
- 2. Невеликие державы
- 3. Мини-государства
- Глава 7. Международные организации
- Часть 3. Стороны в международных договорах Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Право на участие в договорах
- Глава 3. Право на участие в договорах и международное признание
- Часть 4. Третьи стороны
- Глава 1. Доктрина и международная практика
- 1. Доктрина
- 2. Международная практика
- 3. Отечественная практика
- 4. Договорные положения о третьих государствах
- 5. Международная судебная практика
- Глава 2. Позитивное международное право
- 1. Понятие третьего государства
- 2. Основные принципы международного права
- 3. Общее правило
- 4. Уважение договоров третьими сторонами
- 5. Договоры, предусматривающие обязательства для третьих государств
- 6. Договоры, предусматривающие права для третьих государств
- 7. Режим наибольшего благоприятствования
- 8. Отмена или изменение обязательств или прав третьих государств
- 9. Договорные нормы, которые становятся обязательными для третьих государств в качестве обычных
- 10. Договоры, устанавливающие объективный режим
- 11. Тенденции
- 12. Ответственность третьего государства
- Глава 3. Третьи международные организации
- Часть 5. Организационные формы подготовки договоров Глава 1. Дипломатические переговоры
- Глава 2. Международно-правовые основы переговоров
- Глава 3. Формы дипломатических переговоров
- Глава 4. Участники переговоров
- Глава 5. Участие в переговорах и международное признание
- Глава 6. Организация переговоров
- Глава 7. Характерные черты современных переговоров
- Глава 8. Гласность переговоров
- 1. Значение гласности
- 2. Гласность внешней политики и средства массовой информации
- Часть 6. Заключение договора
- Глава 1. Органы, представляющие государство при заключении договоров
- 1. Глава государства
- 2. Правительство
- 3. Министр иностранных дел
- 4. Главы дипломатических представительств
- 5. Министерства и ведомства
- 6. Полномочия и инструкции
- Глава 2. Полномочия представителей международных организаций
- Глава 3. Принятие и аутентификация текста
- 1. Принятие текста
- 2. Аутентификация текста
- Часть 7. Согласие на обязательность договора
- Глава 1. Согласие, выраженное подписанием
- Глава 2. Согласие, выраженное путем обмена документами, образующими договор
- Глава 3. Согласие, выраженное ратификацией, подтверждением, принятием или утверждением
- Глава 4. Согласие на обязательность договора, выраженное присоединением
- Глава 5. Оговорки
- 1. Понятие оговорки
- 2. Развитие института оговорок
- 3. Нормы об оговорках
- 3.1. Общее правило
- 3.2. Принятие оговорок и возражения против них
- 3.3. Юридические последствия оговорок и возражений против них
- 3.4. Снятие оговорок и возражений против них
- 3.5. Процедура, касающаяся оговорок
- 3.6. Проблемы, подлежащие решению
- Глава 6. Согласие международной организации на обязательность договора
- Глава 7. Согласие на обязательность части договора
- Глава 8. Обязанность не лишать договор его объекта и цели до вступления в силу
- Глава 9. Вступление в силу, временное применение, публикация договоров
- 1. Вступление договоров в силу
- 2. Временное применение договоров
- 3. Публикация договоров
- Часть 8. Конституционно-правовое регулирование процесса заключения договоров Глава 1. Тенденции развития конституционного права
- Глава 2. Конституционно-правовое регулирование процесса заключения договоров в Российской Федерации
- Часть 9. Форма международных договоров Глава 1. Значение формы
- Глава 2. Договор и его текст
- Глава 3. Язык договоров
- Глава 4. Письменная и устная формы
- Глава 5. Договоры и договоренности
- Глава 6. Наименования договоров
- Глава 7. Структура договоров
- 1. Титул
- 2. Преамбула
- 3. Центральная часть
- 4. Заключительная часть
- 5. Приложения
- Часть 10. Толкование договоров *(1765)
- Глава 1. Понятие толкования
- Глава 2. Объект и средства толкования
- Глава 3. Принципы и правила толкования
- Глава 4. Способы толкования
- Глава 5. Субъекты толкования
- 1. Государства
- 2. Международные органы и организации
- 3. Физические и юридические лица
- Глава 6. Толкование норм международного права как части права страны