1. Вступление договоров в силу
Вступление договора в силу означает, что он становится юридически обязательным для сторон *(1401). Это положение является общепризнанным. А.Н. Талалаев писал: "Выражение "международный договор вступает в силу" означает, что положения данного договора становятся обязательными для его участников...." *(1402) Выступая в Комиссии международного права, Дж. Брайерли говорил, что "вступление договора в силу" означает, что договор становится обязательным. Там же М. Хадсон заявил, что никогда не мог увидеть какое бы то ни было различие между "превращением в юридически обязательный" и "вступлением в силу" договора *(1403).
Вступление в силу юридически обязывает стороны применять положения договора. Вместе с тем известны случаи, когда вступивший в силу договор обязывает применять его положения в установленных случаях. Это положение издавна отмечалось юристами. Макнейр писал: "Очевидно, что договор действует с момента вступления в силу, но эта презумпция довольно часто отклоняется некоторыми положениями, изложенными в договоре или подразумеваемыми" *(1404).
В Женевской конвенции 1949 г. о защите гражданского населения во время войны говорится: "Настоящая Конвенция будет применяться с начала всякого конфликта или оккупации.... На территории сторон, находящихся в конфликте, применение Конвенции прекращается после общего окончания военных действий" (ст. 6).
Следовательно, вступление договора в силу делает его юридически обязательным для сторон, но не всегда обязывает к его применению. "Вступление в силу" и "применение договора" - понятия близкие, но не тождественные.
Положения договоров о вступлении в силу чрезвычайно многообразны. Многое зависит от характера договора и других обстоятельств. Порой договоры устанавливают не только дату, но и час вступления в силу. В качестве примера можно указать на Европейскую конвенцию радиовещания 1950 г. и на франко-вьетнамское соглашение о прекращении военных действий во Вьетнаме 1954 г. И в том, и в другом случае установление точного времени было оправданным. В качестве весьма редкого случая можно указать на соглашение между РСФСР и Литвой о порядке оптации литовского гражданства 1921 г., которое вступало в силу с момента его опубликования в газете "Известия ВЦИК".
Многосторонние конвенции обычно предусматривают вступление в силу после согласия на их обязательность определенного числа сторон. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. определила это число в 35 участников и вступила в силу 27 января 1980 г. СССР присоединился к Конвенции 4 апреля 1986 г. Женевская конвенция 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях установила, что она "вступит в силу спустя шесть месяцев после того, как по крайней мере две ратификационные грамоты будут сданы на хранение" (ст. 58).
Немало многосторонних конвенций устанавливают определенный срок вступления в силу после согласия на их обязательность. Венская конвенция 1969 г. определила этот срок в 30 дней, а Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. - 12 месяцев. Как в первом, так и во втором случае государствам предоставлялась возможность подготовиться к выполнению конвенций. В результате мы видим, что заключение договора и его вступление в силу - не однозначные понятия. Аналогичное положение существует и в США.
Вопрос о времени, необходимом для применения вступившего в силу договора, далеко не простой. После вступления в силу и до опубликования договора проходит определенное время. Немало договоров, особенно затрагивающих интересы физических и юридических лиц, в это время практически не применяются. Так, Соглашение между правительствами РФ и Новой Зеландии об избежании двойного налогообложения вступило в силу 4 июля 2003 г. и было опубликовано в Бюллетене международных договоров в феврале 2004 г.
Этот вопрос не ушел от внимания Комиссии международного права. Комиссия пришла к выводу, что, учитывая большое разнообразие договоров и обстоятельств, в которых они заключаются, нецелесообразно устанавливать общее правило относительно промежутка времени, необходимого для практического применения вступившего в силу договора. Комиссия сочла, что существующая общая норма, "несомненно, состоит в том, что вступление в силу происходит немедленно после установления соответствующих согласий, если договор не предусматривает иного" *(1405). С учетом этого было бы желательно, чтобы в соответствующих договорах предусматривалось время, необходимое для обеспечения их реализации.
Венские конвенции закрепили общую норму, согласно которой договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в нем или согласованные между участвующими в переговорах сторонами (п. 1 ст. 24). Если этого не сделано, то договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участников переговоров на обязательность для них договора ( п. 2 ст. 24).
Последнее положение вызывает некоторые сомнения. Практически нереально ожидать, что многосторонние конвенции получат согласие всех участников переговоров. Практика подтверждает это положение. Кроме того, текст договора принимается на международной конференции путем голосования за него двух третей участников, присутствующих и участвующих в голосовании (п. 2 ст. 9).
Этот момент был отмечен на Венской конференции 1968-1969 гг. Представитель Чили говорил, что это положение может породить серьезные трудности. Если одно из государств не выразит согласия, то это воспрепятствует вступлению договора в силу. В результате многосторонние договоры не смогут обретать обязательную силу. Представитель Греции заявил, что достаточно согласия двух третей участников переговоров *(1406). Следует отметить, что после Второй мировой войны международные конференции принимают тексты договоров большинством в две трети. Однако большинство делегаций сочло, что при подготовке многосторонних конвенций участники сами устанавливают порядок вступления в силу, а в качестве общего правила должно быть общее согласие сторон.
В отношении присоединения к вступившему в силу договору установлено, что договор вступает в силу для данного субъекта в ту дату, когда он выразит согласие на обязательность договора, если в договоре не предусмотрено иное (п. 3 ст. 24).
На Венской конференции представитель Великобритании предложил включить в статью дополнительный пункт, согласно которому некоторые постановления принятого текста договора обладают юридической силой. Речь шла о постановлениях относительно ратификации, присоединения, одобрения, депозитария и оговорок. Эксперт-консультант Х. Уолдок сказал, что, по его мнению, источник юридической обязательности заключительных постановлений находится не в договоре, а в согласии, данном при одобрении текста договора *(1407). Поправка Великобритании была принята, поскольку указанные вопросы окончательно решались принятым текстом.
Следует напомнить, что текст договора принимается по согласию всех участвующих в его составлении. На международных конференциях он принимается большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании, если тем же большинством не решено иное (ст. 9).
Относительно вступления в силу договоров в Федеральном законе о международных договорах РФ говорится: "Международные договоры вступают в силу для Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и в порядке и сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между договаривающимися сторонами" (п. 1 ст. 24). В данном случае допущена ошибка. В Венской конвенции говорится о согласовании между "участвующими в переговорах государствами". "Договаривающееся государство" представляет следующий этап - государство, которое согласилось на обязательность для него договора. Как мы видели, порядок согласия с договором определяется "участвующими в переговорах государствами".
Из Закона следует, что порядок выражения согласия с обязательностью договора определяется либо в самом акте, либо в иных согласованиях участников переговоров. Что же касается Закона, то он определяет порядок принятия соответствующих действий внутри страны.
Законы РФ о ратификации договоров лаконичны:
"Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Австралии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы"
Принят Государственной Думой 19 ноября 2003 года
Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 года
Ратифицировать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Австралии об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанное в городе Канберре 7 сентября 2000 года.
Президент Российской Федерации В. Путин
Москва, Кремль,
6 декабря 2003 г.
N 156-ФЗ".
В США договор вступает в силу с момента, когда он становится для них обязательным в международном плане. С этого момента он может стать частью права страны, если он является самоисполнимым. Вместе с тем еще в 1869 г. Верховный Суд в решении по делу "Хавер против Якира" определил, что договор не становится частью права страны, способной влиять на индивидуальные права до официального объявления Президента.
Обычно одобренный Сенатом и ратифицированный Президентом договор является предметом официального провозглашения Президентом (Presidential Proclamation). Известны также случаи, когда такое провозглашение делалось до вступления договора в силу с тем, чтобы принять меры к его осуществлению. Провозглашение публикуется перед соответствующим договором. В качестве примера можно привести соответствующий документ относительно Венской конвенции о дипломатических отношениях и факультативного Протокола о спорах 1961 г.:
"Совершено в Вене 18 апреля 1961 года;
Ратификация одобрена Сенатом Соединенных Штатов Америки 14 сентября 1965 года;
Ратифицированы Президентом Соединенных Штатов Америки 8 ноября 1972 года;
Ратификация Соединенных Штатов Америки сдана на хранение Генеральному Секретарю Организации Объединенных Наций 13 ноября 1972 года;
Провозглашаются Президентом Соединенных Штатов Америки 24 ноября 1972 года;
Вступили в силу в отношении Соединенных Штатов Америки 13 декабря 1972 года" *(1408).
- Современное право международных договоров Том I. Заключение международных договоров Предисловие
- Вводная часть Наука и практика межгосударственных отношений
- Глава 1. Политика и общественные науки
- Глава 2. Общественные науки
- Глава 3. Внешняя политика и общественные науки
- Глава 4. Внешняя политика России и общественные науки
- Глава 5. Международное право: наука и практика
- Глава 6. Наука международного права
- Глава 7. Наука и практика сегодня
- Часть 1. Право международных договоров - Общая часть Глава 1. Понятие международного договора
- Глава 2. Понятие права международных договоров
- Глава 3. Кодификация права международных договоров
- Часть 2. Субъекты права международных договоров Глава 1. Круг субъектов
- Глава 2. Нетипичные субъекты
- Глава 3. Неправительственные организации
- Глава 4. Соглашения между государством и тнк
- Глава 5. Государства
- 1. Административно-территориальные единицы государств
- 2. Конфедерации и федерации
- 3. Федеральная оговорка
- Глава 6. Великие и невеликие державы
- 1. Великие державы
- 2. Невеликие державы
- 3. Мини-государства
- Глава 7. Международные организации
- Часть 3. Стороны в международных договорах Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Право на участие в договорах
- Глава 3. Право на участие в договорах и международное признание
- Часть 4. Третьи стороны
- Глава 1. Доктрина и международная практика
- 1. Доктрина
- 2. Международная практика
- 3. Отечественная практика
- 4. Договорные положения о третьих государствах
- 5. Международная судебная практика
- Глава 2. Позитивное международное право
- 1. Понятие третьего государства
- 2. Основные принципы международного права
- 3. Общее правило
- 4. Уважение договоров третьими сторонами
- 5. Договоры, предусматривающие обязательства для третьих государств
- 6. Договоры, предусматривающие права для третьих государств
- 7. Режим наибольшего благоприятствования
- 8. Отмена или изменение обязательств или прав третьих государств
- 9. Договорные нормы, которые становятся обязательными для третьих государств в качестве обычных
- 10. Договоры, устанавливающие объективный режим
- 11. Тенденции
- 12. Ответственность третьего государства
- Глава 3. Третьи международные организации
- Часть 5. Организационные формы подготовки договоров Глава 1. Дипломатические переговоры
- Глава 2. Международно-правовые основы переговоров
- Глава 3. Формы дипломатических переговоров
- Глава 4. Участники переговоров
- Глава 5. Участие в переговорах и международное признание
- Глава 6. Организация переговоров
- Глава 7. Характерные черты современных переговоров
- Глава 8. Гласность переговоров
- 1. Значение гласности
- 2. Гласность внешней политики и средства массовой информации
- Часть 6. Заключение договора
- Глава 1. Органы, представляющие государство при заключении договоров
- 1. Глава государства
- 2. Правительство
- 3. Министр иностранных дел
- 4. Главы дипломатических представительств
- 5. Министерства и ведомства
- 6. Полномочия и инструкции
- Глава 2. Полномочия представителей международных организаций
- Глава 3. Принятие и аутентификация текста
- 1. Принятие текста
- 2. Аутентификация текста
- Часть 7. Согласие на обязательность договора
- Глава 1. Согласие, выраженное подписанием
- Глава 2. Согласие, выраженное путем обмена документами, образующими договор
- Глава 3. Согласие, выраженное ратификацией, подтверждением, принятием или утверждением
- Глава 4. Согласие на обязательность договора, выраженное присоединением
- Глава 5. Оговорки
- 1. Понятие оговорки
- 2. Развитие института оговорок
- 3. Нормы об оговорках
- 3.1. Общее правило
- 3.2. Принятие оговорок и возражения против них
- 3.3. Юридические последствия оговорок и возражений против них
- 3.4. Снятие оговорок и возражений против них
- 3.5. Процедура, касающаяся оговорок
- 3.6. Проблемы, подлежащие решению
- Глава 6. Согласие международной организации на обязательность договора
- Глава 7. Согласие на обязательность части договора
- Глава 8. Обязанность не лишать договор его объекта и цели до вступления в силу
- Глава 9. Вступление в силу, временное применение, публикация договоров
- 1. Вступление договоров в силу
- 2. Временное применение договоров
- 3. Публикация договоров
- Часть 8. Конституционно-правовое регулирование процесса заключения договоров Глава 1. Тенденции развития конституционного права
- Глава 2. Конституционно-правовое регулирование процесса заключения договоров в Российской Федерации
- Часть 9. Форма международных договоров Глава 1. Значение формы
- Глава 2. Договор и его текст
- Глава 3. Язык договоров
- Глава 4. Письменная и устная формы
- Глава 5. Договоры и договоренности
- Глава 6. Наименования договоров
- Глава 7. Структура договоров
- 1. Титул
- 2. Преамбула
- 3. Центральная часть
- 4. Заключительная часть
- 5. Приложения
- Часть 10. Толкование договоров *(1765)
- Глава 1. Понятие толкования
- Глава 2. Объект и средства толкования
- Глава 3. Принципы и правила толкования
- Глава 4. Способы толкования
- Глава 5. Субъекты толкования
- 1. Государства
- 2. Международные органы и организации
- 3. Физические и юридические лица
- Глава 6. Толкование норм международного права как части права страны