Часть 9. Форма международных договоров Глава 1. Значение формы
Вопросы формы права всегда имели большое практическое и теоретическое значение. Им уделили значительное внимание уже римские юристы. В нашей стране проблемы формы права решаются не лучшим образом. Члены Совета Федерации жалуются на низкое качество многих правительственных законопроектов. В 2003 г. Конституционный Суд рассматривал 13 дел, связанных с несоответствием Конституции законов. В ряде случаев законодательные акты были признаны противоречащими Основному закону *(1529). Особенно важны и сложны вопросы формы в международном праве. Рост роли международных договоров, усложнение осуществляемых ими функций предъявляют дополнительные требования не только к их содержанию, но и к форме.
Особые требования к форме предъявляются в связи с усложнением регулируемых договорами отношений. Кроме того, демократизация общества, рост интереса населения к международной жизни диктуют необходимость того, чтобы содержание важных договоров излагалось в форме, доступной пониманию широких слоев населения. Значение этого момента отмечается государственными деятелями. Премьер-министр Финляндии М. Ванханен заявил: "Текст основного договора ЕС должен быть написан таким образом, чтобы его легко было понимать, безо всяких двусмысленностей" *(1530).
Международное право представляет собой юридическую форму международных отношений, которым принадлежит определяющая относительно права роль. Вместе с тем юридическая форма обладает относительной автономией, которая и позволяет ей оказывать на отношения регулирующее воздействие.
Будучи формой международных отношений, право обладает также собственной формой и содержанием. В социальном плане содержанием международного права являются согласованные воли государств. В юридическом плане - правовые нормы. Соответственно содержанием договора является соглашение сторон, которое воплощается в форму его постановлений.
В исследование вопросов формы договоров ощутимый вклад внесла отечественная наука. Нельзя в этой связи не вспомнить имена таких ученых и практиков, как В.Н. Дурденевский и Н.П. Колчановский. Работа последнего "Дипломатическая техника" еще в довоенный период служила учебным пособием для дипломатов. Вопросы формы договоров постоянно затрагивались в публикациях, посвященных отдельным вопросам международного права, а также в учебниках и учебных пособиях.
Поэтому едва ли можно согласиться с американским юристом Р. Крейном, полагающим, что одной из первых в нашей стране работ, признавших значение формы в международном праве, была статья И.И. Лукашука, опубликованная в 1959 г. *(1531) Другое дело, что монографические исследования рассматриваемых вопросов появились несколько позже *(1532).
Значительное внимание вопросам формы уделяют ведомства иностранных дел. Издаются специальные нормативные акты, инструкции, справочники. В СССР было издано распоряжение Председателя Совета Министров от 14 февраля 1969 г. с приложением, касавшимся формы международных договоров. Госдепартамент США в 1956 г. издал соответствующий циркуляр, который был обновлен и дополнен инструкцией 1986 г. *(1533) британский Форрин офис подготовил в 1988 г. соответствующее руководство *(1534). В Канаде договорная практика была обобщена в документе юридического бюро ведомства иностранных дел *(1535). Это отдельные примеры, подтверждающие растущее внимание государств к вопросам формы договоров.
Данные вопросы обстоятельно обсуждались в Комиссии международного права ООН при подготовке проекта статей о праве договоров. В самой Конвенции о праве международных договоров 1969 г. вопросам формы уделено минимальное внимание. Объяснение видится в том, что форма не влияет на обязательную силу договора.
В Конвенции говорится, что для ее целей договор представляет собой "международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования" (ст. 21).
Федеральный закон о международных договорах РФ 1995 г. дословно воспроизвел формулировку Конвенции, но при этом в нем отсутствует связанное с ней другое положение, в котором говорится о международных соглашениях, не входящих в сферу применения Конвенции (ст. 3). Согласно этому положению то обстоятельство, что Конвенция не касается соглашений не в письменной форме, не затрагивает "юридической силы таких соглашений". В результате по прямому смыслу Закона о международных договорах России могут быть лишь соглашения в письменной форме. Вне закона оказываются довольно многочисленные устные соглашения. Между тем согласно обычному праву устные соглашения обладают той же обязательной силой, что и договоры в письменной форме *(1536).
Отмечая значение формы договора, необходимо подчеркнуть принципиальное положение о том, что главная роль принадлежит все же содержанию. Это положение издавна отмечается юристами *(1537). Оно подчеркивается и в практике государств. В заявлении МИД СССР от 16 июля 1956 г. говорилось: "Для народов важно, чтобы испытательные взрывы атомного оружия были прекращены безотлагательно. При проявлении доброй воли со стороны США и Англии нетрудно будет найти приемлемую форму соответствующей договоренности" *(1538).
Содержание и форма взаимосвязаны. Если нет формы без содержания, то и содержание не может быть без формы. Признание определяющей роли содержания не ведет к принижению роли формы. Недопустимо считать форму договора техническим вопросом, зависящим лишь от мастерства юристов-составителей. От формы, в которой воплощается соглашение, в немалой мере зависит эффективность договора.
Относительно формы договоров в международном праве издавна существует положение, согласно которому стороны вправе свободно избирать любую форму *(1539). Комитет экспертов Лиги Наций по кодификации международного права пришел к выводу о том, что выбор формы зависит от усмотрения сторон и от характера отношений между государствами, от обычаев соответствующих ведомств, а порой и от небрежности тех, кто готовит дипломатические акты *(1540).
В упоминавшейся инструкции госдепартамента США говорится: "Форма как таковая обычно не является важным фактором, тем не менее она заслуживает внимания". В частности, по ней можно в определенной мере судить, является ли соглашение международным договором или неправовым актом. Одновременно подчеркивается значение для решения и этого вопроса содержания: "Решение должно приниматься на основе существа соглашения..." *(1541)
Приведенные положения указывают на существенный момент, придающий форме соглашения дополнительное значение, поскольку она является одним из оснований для решения вопроса о правовой природе акта. Как известно, в наше время в практике государств получили широкое распространение неправовые международные соглашения. В качестве примера можно указать многочисленные акты хельсинкского процесса, относительно природы которых в литературе высказываются различные взгляды.
Следующее общепризнанное положение относительно формы договора состоит в том, что сама по себе форма не влияет на юридическую силу договора *(1542). А.Н. Талалаев писал: "Форма конкретного международного договора зависит от согласия сторон. Она не влияет на обязательную силу договора и на его юридическую действенность.... Однако и оформление достигнутого соглашения немаловажно" *(1543).
Таким образом, форма имеет существенное значение для определения правового характера соглашения. Наличие в соглашении типичных для договора положений свидетельствует о намерении сторон рассматривать его как международный договор *(1544). Вместе с тем и в этом случае решающее значение имеет содержание. Если соглашение содержит положения, свидетельствующие о намерении сторон принять на себя юридические обязательства, то перед нами международный договор. Эти положения признаются как доктриной, так и практикой.
Приведенные общепризнанные положения получили закрепление в ст. 3 Конвенции о праве международных договоров. Тот факт, что Конвенция не применяется к международным договорам не в письменной форме, не затрагивает юридической силы таких соглашений, а также применения к ним любых норм, изложенных в настоящей Конвенции, под действие которых они подпадали бы в силу международного права, независимо от настоящей Конвенции. Поскольку Конвенция считается кодификацией позитивного права международных договоров, постольку содержащиеся в ней нормы применимы и к соглашениям в устной форме, разумеется, с учетом особенностей такой формы.
- Современное право международных договоров Том I. Заключение международных договоров Предисловие
- Вводная часть Наука и практика межгосударственных отношений
- Глава 1. Политика и общественные науки
- Глава 2. Общественные науки
- Глава 3. Внешняя политика и общественные науки
- Глава 4. Внешняя политика России и общественные науки
- Глава 5. Международное право: наука и практика
- Глава 6. Наука международного права
- Глава 7. Наука и практика сегодня
- Часть 1. Право международных договоров - Общая часть Глава 1. Понятие международного договора
- Глава 2. Понятие права международных договоров
- Глава 3. Кодификация права международных договоров
- Часть 2. Субъекты права международных договоров Глава 1. Круг субъектов
- Глава 2. Нетипичные субъекты
- Глава 3. Неправительственные организации
- Глава 4. Соглашения между государством и тнк
- Глава 5. Государства
- 1. Административно-территориальные единицы государств
- 2. Конфедерации и федерации
- 3. Федеральная оговорка
- Глава 6. Великие и невеликие державы
- 1. Великие державы
- 2. Невеликие державы
- 3. Мини-государства
- Глава 7. Международные организации
- Часть 3. Стороны в международных договорах Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Право на участие в договорах
- Глава 3. Право на участие в договорах и международное признание
- Часть 4. Третьи стороны
- Глава 1. Доктрина и международная практика
- 1. Доктрина
- 2. Международная практика
- 3. Отечественная практика
- 4. Договорные положения о третьих государствах
- 5. Международная судебная практика
- Глава 2. Позитивное международное право
- 1. Понятие третьего государства
- 2. Основные принципы международного права
- 3. Общее правило
- 4. Уважение договоров третьими сторонами
- 5. Договоры, предусматривающие обязательства для третьих государств
- 6. Договоры, предусматривающие права для третьих государств
- 7. Режим наибольшего благоприятствования
- 8. Отмена или изменение обязательств или прав третьих государств
- 9. Договорные нормы, которые становятся обязательными для третьих государств в качестве обычных
- 10. Договоры, устанавливающие объективный режим
- 11. Тенденции
- 12. Ответственность третьего государства
- Глава 3. Третьи международные организации
- Часть 5. Организационные формы подготовки договоров Глава 1. Дипломатические переговоры
- Глава 2. Международно-правовые основы переговоров
- Глава 3. Формы дипломатических переговоров
- Глава 4. Участники переговоров
- Глава 5. Участие в переговорах и международное признание
- Глава 6. Организация переговоров
- Глава 7. Характерные черты современных переговоров
- Глава 8. Гласность переговоров
- 1. Значение гласности
- 2. Гласность внешней политики и средства массовой информации
- Часть 6. Заключение договора
- Глава 1. Органы, представляющие государство при заключении договоров
- 1. Глава государства
- 2. Правительство
- 3. Министр иностранных дел
- 4. Главы дипломатических представительств
- 5. Министерства и ведомства
- 6. Полномочия и инструкции
- Глава 2. Полномочия представителей международных организаций
- Глава 3. Принятие и аутентификация текста
- 1. Принятие текста
- 2. Аутентификация текста
- Часть 7. Согласие на обязательность договора
- Глава 1. Согласие, выраженное подписанием
- Глава 2. Согласие, выраженное путем обмена документами, образующими договор
- Глава 3. Согласие, выраженное ратификацией, подтверждением, принятием или утверждением
- Глава 4. Согласие на обязательность договора, выраженное присоединением
- Глава 5. Оговорки
- 1. Понятие оговорки
- 2. Развитие института оговорок
- 3. Нормы об оговорках
- 3.1. Общее правило
- 3.2. Принятие оговорок и возражения против них
- 3.3. Юридические последствия оговорок и возражений против них
- 3.4. Снятие оговорок и возражений против них
- 3.5. Процедура, касающаяся оговорок
- 3.6. Проблемы, подлежащие решению
- Глава 6. Согласие международной организации на обязательность договора
- Глава 7. Согласие на обязательность части договора
- Глава 8. Обязанность не лишать договор его объекта и цели до вступления в силу
- Глава 9. Вступление в силу, временное применение, публикация договоров
- 1. Вступление договоров в силу
- 2. Временное применение договоров
- 3. Публикация договоров
- Часть 8. Конституционно-правовое регулирование процесса заключения договоров Глава 1. Тенденции развития конституционного права
- Глава 2. Конституционно-правовое регулирование процесса заключения договоров в Российской Федерации
- Часть 9. Форма международных договоров Глава 1. Значение формы
- Глава 2. Договор и его текст
- Глава 3. Язык договоров
- Глава 4. Письменная и устная формы
- Глава 5. Договоры и договоренности
- Глава 6. Наименования договоров
- Глава 7. Структура договоров
- 1. Титул
- 2. Преамбула
- 3. Центральная часть
- 4. Заключительная часть
- 5. Приложения
- Часть 10. Толкование договоров *(1765)
- Глава 1. Понятие толкования
- Глава 2. Объект и средства толкования
- Глава 3. Принципы и правила толкования
- Глава 4. Способы толкования
- Глава 5. Субъекты толкования
- 1. Государства
- 2. Международные органы и организации
- 3. Физические и юридические лица
- Глава 6. Толкование норм международного права как части права страны