logo
Лукашук - Современное право международных догов

4. Главы дипломатических представительств

Относительно полномочий глав дипломатических представительств и глав представительств при международных организациях Федеральный закон о международных договорах РФ практически дословно воспроизводит соответствующее положение Венской конвенции (п. 2 ст. 7). Несмотря на это, принятое после Закона Положение о посольстве РФ 1996 г. предусматривает участие посольства лишь "в подготовке проектов договоров Российской Федерации с государством пребывания". Аналогичное положение содержится и в Положении о Постоянном представительстве РФ при международной организации 1999 г. (п. 7). Подготовка проектов включает и принятие текста. В Комментарии к Федеральному закону о международных договорах РФ обоснованно подчеркивается, что речь идет "о принятии текста договора, как стадии его заключения. На подписание договора посол или глава представительства должны получить полномочия" *(1140).

Это положение издавна утвердилось в международной практике. Официальный представитель СССР на советско-китайской конференции Л.М. Карахан в июле 1930 г. заявил, что если посол "ведет переговоры с правительством, при котором он аккредитован, то для подписания договора ему все же нужно получить дополнительные полномочия от своего правительства на право подписания договора". Далее указывалось, что для избежания затягивания переговоров "в международных отношениях обычно практикуется отправка телеграммы, подписанной министром иностранных дел" *(1141). Отмечу растущее использование полномочий, переданных по телеграфу.

Существующие во многих государствах положения довольно жестко определяют возможности уполномоченного. В США установлено, что в период переговоров "ни одна позиция не будет сообщена иностранному правительству как позиция Соединенных Штатов, если она не вытекает из существующих полномочий или инструкций" *(1142). В ноябре 1961 г. руководитель ведомства печати и информации ФРГ заявил на пресс-конференции, что посол ФРГ в Москве прибудет в Бонн для доклада и, возможно, не вернется на свой пост, поскольку во время встречи в Москве он высказал некоторые мысли, не будучи уполномоченным на то правительством ФРГ, и тем самым превысил свои полномочия *(1143).