5. Договоры, предусматривающие обязательства для третьих государств
Как уже говорилось, общее правило определяет, что договор не может создавать обязательства для третьего государства без его на то согласия. В комментарии Комиссии международного права к проекту статей о праве договоров говорится, что это "правило является одним из оплотов независимости и равенства государств" *(772).
Относительно того, что договор не порождает обязанностей для третьего государства, международная судебная практика издавна занимает однозначную позицию. При решении арбитража 1928 г. по делу о Пальмовых островах арбитр Губер заявил: "Каким бы ни было правильное понимание договора, он не может толковаться как лишающий прав независимые третьи державы" *(773).
Не делались в этом плане исключения и для многосторонних договоров. При рассмотрении в 1932 г. Постоянной палатой международного правосудия дела о Свободной зоне Верхней Савойи и округе Жекс речь шла о крупном многостороннем договоре - Версальском мирном договоре. Палата признала, что статья, о которой шла речь, "не обязывает Швейцарию, которая не является стороной в этом договоре, за исключением того, в какой мере эта страна приняла его" *(774).
Не делались исключения для многосторонних договоров и в других случаях. При рассмотрении в 1929 г. дела о территориальной юрисдикции Международной комиссии по реке Одер Постоянная палата международного правосудия отказалась признать обязывающей неучаствующую Польшу общую многостороннюю Барселонскую конвенцию 1921 г. о режиме судоходных водных путей международного значения *(775). Аналогичную позицию Палата заняла даже в отношении такого договора, как Статут Лиги Наций в деле о статусе Восточной Карелии *(776).
Эта судебная практика вносила ощутимые перемены в существовавшее положение, при котором договоры великих держав представляли собой фактически законодательные акты, обязывавшие и неучаствующие государства. Правомерность подобного положения оспаривалась в особых мнениях некоторых судей. В особом мнении судьи Негулеско по делу о юрисдикции Европейской дунайской комиссии говорилось: "Решения великих держав, собравшихся в качестве европейского концерта никогда не рассматривались как юридически обязательные для государств, не представленных в концерте" *(777).
Независимо от того, рассматривались или не рассматривались такие решения в качестве юридически обязательных третьими государствами, фактически они вынуждены были их соблюдать. Это обстоятельство не раз констатировалось юристами. В комментарии к Гарвардскому проекту относительно такого рода решений говорилось, что независимо от того, как они рассматривались "неучаствующими государствами, такие решения осуществлялись и с ними соглашались" *(778).
Посвященная рассматриваемому вопросу ст. 35 Венской конвенции сформулирована следующим образом: "Обязательства для третьего государства возникают из положения договора, если участники этого договора имеют намерение сделать это положение средством создания обязательства и если третье государство определенно принимает на себя в письменной форме это обязательство".
Статья подтверждает общее правило, указывается необходимость согласия государства на то, чтобы быть связанным положением договора, в котором оно не участвует. Для возникновения обязательства необходимо, во-первых, чтобы участники предусмотрели в договоре соответствующую возможность, и, во-вторых, чтобы третье государство в ясно выраженной форме выразило свое согласие нести это обязательство. Замечу, что в проекте Комиссии речь шла о ясно выраженном согласии. На Венской конференции государства еще более ужесточили формулировку. Теперь требуется письменная форма согласия.
Из этого следует, что речь идет о дополнительном соглашении между участниками договора и третьим государством. Именно это соглашение, а не договор является юридическим основанием обязательства. Тем не менее в результате такого соглашения соответствующее положение договора становится обязательным для третьего государства, при этом на условиях, на которых согласие дано.
В своих замечаниях на проект рассматриваемой статьи некоторые правительства подняли вопрос о ее применимости к случаю, когда договор возлагает обязательства на государство, несущее ответственность за агрессию. Как известно, мирные договоры 1947 г. указывали те довоенные договоры, которые будут обязательными для побежденных государств. Комиссия признала, что подобные случаи не подпадают под действие статьи об обязательствах для третьих государств, и решила включить в проект отдельную статью, содержащую общую оговорку относительно государства-агрессора.
- Современное право международных договоров Том I. Заключение международных договоров Предисловие
- Вводная часть Наука и практика межгосударственных отношений
- Глава 1. Политика и общественные науки
- Глава 2. Общественные науки
- Глава 3. Внешняя политика и общественные науки
- Глава 4. Внешняя политика России и общественные науки
- Глава 5. Международное право: наука и практика
- Глава 6. Наука международного права
- Глава 7. Наука и практика сегодня
- Часть 1. Право международных договоров - Общая часть Глава 1. Понятие международного договора
- Глава 2. Понятие права международных договоров
- Глава 3. Кодификация права международных договоров
- Часть 2. Субъекты права международных договоров Глава 1. Круг субъектов
- Глава 2. Нетипичные субъекты
- Глава 3. Неправительственные организации
- Глава 4. Соглашения между государством и тнк
- Глава 5. Государства
- 1. Административно-территориальные единицы государств
- 2. Конфедерации и федерации
- 3. Федеральная оговорка
- Глава 6. Великие и невеликие державы
- 1. Великие державы
- 2. Невеликие державы
- 3. Мини-государства
- Глава 7. Международные организации
- Часть 3. Стороны в международных договорах Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Право на участие в договорах
- Глава 3. Право на участие в договорах и международное признание
- Часть 4. Третьи стороны
- Глава 1. Доктрина и международная практика
- 1. Доктрина
- 2. Международная практика
- 3. Отечественная практика
- 4. Договорные положения о третьих государствах
- 5. Международная судебная практика
- Глава 2. Позитивное международное право
- 1. Понятие третьего государства
- 2. Основные принципы международного права
- 3. Общее правило
- 4. Уважение договоров третьими сторонами
- 5. Договоры, предусматривающие обязательства для третьих государств
- 6. Договоры, предусматривающие права для третьих государств
- 7. Режим наибольшего благоприятствования
- 8. Отмена или изменение обязательств или прав третьих государств
- 9. Договорные нормы, которые становятся обязательными для третьих государств в качестве обычных
- 10. Договоры, устанавливающие объективный режим
- 11. Тенденции
- 12. Ответственность третьего государства
- Глава 3. Третьи международные организации
- Часть 5. Организационные формы подготовки договоров Глава 1. Дипломатические переговоры
- Глава 2. Международно-правовые основы переговоров
- Глава 3. Формы дипломатических переговоров
- Глава 4. Участники переговоров
- Глава 5. Участие в переговорах и международное признание
- Глава 6. Организация переговоров
- Глава 7. Характерные черты современных переговоров
- Глава 8. Гласность переговоров
- 1. Значение гласности
- 2. Гласность внешней политики и средства массовой информации
- Часть 6. Заключение договора
- Глава 1. Органы, представляющие государство при заключении договоров
- 1. Глава государства
- 2. Правительство
- 3. Министр иностранных дел
- 4. Главы дипломатических представительств
- 5. Министерства и ведомства
- 6. Полномочия и инструкции
- Глава 2. Полномочия представителей международных организаций
- Глава 3. Принятие и аутентификация текста
- 1. Принятие текста
- 2. Аутентификация текста
- Часть 7. Согласие на обязательность договора
- Глава 1. Согласие, выраженное подписанием
- Глава 2. Согласие, выраженное путем обмена документами, образующими договор
- Глава 3. Согласие, выраженное ратификацией, подтверждением, принятием или утверждением
- Глава 4. Согласие на обязательность договора, выраженное присоединением
- Глава 5. Оговорки
- 1. Понятие оговорки
- 2. Развитие института оговорок
- 3. Нормы об оговорках
- 3.1. Общее правило
- 3.2. Принятие оговорок и возражения против них
- 3.3. Юридические последствия оговорок и возражений против них
- 3.4. Снятие оговорок и возражений против них
- 3.5. Процедура, касающаяся оговорок
- 3.6. Проблемы, подлежащие решению
- Глава 6. Согласие международной организации на обязательность договора
- Глава 7. Согласие на обязательность части договора
- Глава 8. Обязанность не лишать договор его объекта и цели до вступления в силу
- Глава 9. Вступление в силу, временное применение, публикация договоров
- 1. Вступление договоров в силу
- 2. Временное применение договоров
- 3. Публикация договоров
- Часть 8. Конституционно-правовое регулирование процесса заключения договоров Глава 1. Тенденции развития конституционного права
- Глава 2. Конституционно-правовое регулирование процесса заключения договоров в Российской Федерации
- Часть 9. Форма международных договоров Глава 1. Значение формы
- Глава 2. Договор и его текст
- Глава 3. Язык договоров
- Глава 4. Письменная и устная формы
- Глава 5. Договоры и договоренности
- Глава 6. Наименования договоров
- Глава 7. Структура договоров
- 1. Титул
- 2. Преамбула
- 3. Центральная часть
- 4. Заключительная часть
- 5. Приложения
- Часть 10. Толкование договоров *(1765)
- Глава 1. Понятие толкования
- Глава 2. Объект и средства толкования
- Глава 3. Принципы и правила толкования
- Глава 4. Способы толкования
- Глава 5. Субъекты толкования
- 1. Государства
- 2. Международные органы и организации
- 3. Физические и юридические лица
- Глава 6. Толкование норм международного права как части права страны