3. Федеральная оговорка
Принимая во внимание, что международные конвенции стали все более основательно затрагивать внутреннее право государств, некоторые федерации стали добиваться включения в конвенции специальных постановлений, учитывающих особенности их государственного устройства, которые получили название "федеральная оговорка" *(414). Такая оговорка позволяет смягчить коллизию конвенционного и внутреннего права федераций в наиболее сложных случаях, представляя определенный компромисс. Оговорка дает возможность принимать и выполнять не весь договор, а лишь те положения, которые не затрагивают законодательную компетенцию субъектов федерации.
В качестве примера соответствующих договорных постановлений можно привести ст. 34 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.: "К государствам - сторонам настоящей Конвенции, имеющим федеральное устройство, относятся следующие положения:
а) в том, что касается положений настоящей Конвенции, выполнение которых является предметом законодательной деятельности центральной или федеральной законодательной власти, обязательства федерального или центрального правительства будут теми же, что и обязательства государств-участников, не являющихся федеративными государствами;
б) в том, что касается положений настоящей Конвенции, выполнение которых является предметом законодательной деятельности каждого из штатов, стран, провинций, кантонов, которые в соответствии с системой федерации не обязаны принимать законодательных мер, федеральное правительство доводит указанные положения до сведения компетентных властей штатов, стран, провинций и кантонов с целью их принятия" *(415).
Идея "федеральной оговорки" возникла в США, по соображениям в основном внутриполитического порядка, в 1915 г. в связи с разработкой Устава Международной организации труда и нашла отражение в Уставе МОТ и ее Конвенции *(416). США ссылались на то, что вопросы, которыми предстоит заниматься МОТ, относятся в основном к компетенции штатов. В дальнейшем федеральная оговорка стала включаться в многосторонние конвенции в основном по правам человека (Конвенция относительно статуса беженцев 1951 г., ст. 41; Конвенция об ограничении случаев без гражданства 1961 г., ст. 37).
Порой оговорка используется Соединенными Штатами и при заключении двусторонних договоров. Так, некоторые торговые договоры США, предусматривающие взаимное предоставление национального режима, содержат постановления о том, что если тот или иной штат не предоставит такого режима гражданам другой стороны, то граждане, в нем проживающие, и зарегистрированные в нем компании не будут пользоваться на территории другой стороны национальным режимом *(417).
Подобное положение носит явно дискриминационный характер. Оно дает США возможность исключить для другой стороны пользование национальным режимом на любой наиболее интересующей ее части территории. Другая сторона таким правом не обладает.
Как видим, федеральная оговорка создает определенные привилегии для федеративных государств, давая им возможность принимать и выполнять не весь договор, а лишь те его части, которые не затрагивают законодательную компетенцию субъектов федерации. В кодификации Американского института права говорится, что оговорка дает возможность "сделать обязательства федерального государства по международному соглашению менее обременительными, чем у унитарных государств, участвующих в соглашении" *(418).
В общем, федеральная оговорка противоречит принципам международного права. Она обоснованно подвергается критике ученых *(419). Что же касается правительств, то они добиваются невключения в многосторонние договоры федеральных оговорок. Показательны в этом плане такие договоры, как Пакт о гражданских и политических правах (ст. 50) и Пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 28).
Конституционное право большинства федераций обязывает субъекты принимать все необходимые меры для осуществления международных договоров федерации. В ст. 253 Конституции Индии говорится: "Независимо от предшествующих положений настоящей Главы Парламент имеет право издать любой закон в отношении всей или любой части территории Индии в связи с выполнением любого договора, соглашения или конвенции с любой страной или странами..." Такое положение вполне естественно, так как в противном случае федерация не могла бы гарантировать выполнение договора в той части, в которой это зависело от ее субъектов. Следует отметить, что в данном случаем мы имеем дело с интересным явлением. Международный договор оказывает влияние на распределение компетенции, установленное конституцией.
- Современное право международных договоров Том I. Заключение международных договоров Предисловие
- Вводная часть Наука и практика межгосударственных отношений
- Глава 1. Политика и общественные науки
- Глава 2. Общественные науки
- Глава 3. Внешняя политика и общественные науки
- Глава 4. Внешняя политика России и общественные науки
- Глава 5. Международное право: наука и практика
- Глава 6. Наука международного права
- Глава 7. Наука и практика сегодня
- Часть 1. Право международных договоров - Общая часть Глава 1. Понятие международного договора
- Глава 2. Понятие права международных договоров
- Глава 3. Кодификация права международных договоров
- Часть 2. Субъекты права международных договоров Глава 1. Круг субъектов
- Глава 2. Нетипичные субъекты
- Глава 3. Неправительственные организации
- Глава 4. Соглашения между государством и тнк
- Глава 5. Государства
- 1. Административно-территориальные единицы государств
- 2. Конфедерации и федерации
- 3. Федеральная оговорка
- Глава 6. Великие и невеликие державы
- 1. Великие державы
- 2. Невеликие державы
- 3. Мини-государства
- Глава 7. Международные организации
- Часть 3. Стороны в международных договорах Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Право на участие в договорах
- Глава 3. Право на участие в договорах и международное признание
- Часть 4. Третьи стороны
- Глава 1. Доктрина и международная практика
- 1. Доктрина
- 2. Международная практика
- 3. Отечественная практика
- 4. Договорные положения о третьих государствах
- 5. Международная судебная практика
- Глава 2. Позитивное международное право
- 1. Понятие третьего государства
- 2. Основные принципы международного права
- 3. Общее правило
- 4. Уважение договоров третьими сторонами
- 5. Договоры, предусматривающие обязательства для третьих государств
- 6. Договоры, предусматривающие права для третьих государств
- 7. Режим наибольшего благоприятствования
- 8. Отмена или изменение обязательств или прав третьих государств
- 9. Договорные нормы, которые становятся обязательными для третьих государств в качестве обычных
- 10. Договоры, устанавливающие объективный режим
- 11. Тенденции
- 12. Ответственность третьего государства
- Глава 3. Третьи международные организации
- Часть 5. Организационные формы подготовки договоров Глава 1. Дипломатические переговоры
- Глава 2. Международно-правовые основы переговоров
- Глава 3. Формы дипломатических переговоров
- Глава 4. Участники переговоров
- Глава 5. Участие в переговорах и международное признание
- Глава 6. Организация переговоров
- Глава 7. Характерные черты современных переговоров
- Глава 8. Гласность переговоров
- 1. Значение гласности
- 2. Гласность внешней политики и средства массовой информации
- Часть 6. Заключение договора
- Глава 1. Органы, представляющие государство при заключении договоров
- 1. Глава государства
- 2. Правительство
- 3. Министр иностранных дел
- 4. Главы дипломатических представительств
- 5. Министерства и ведомства
- 6. Полномочия и инструкции
- Глава 2. Полномочия представителей международных организаций
- Глава 3. Принятие и аутентификация текста
- 1. Принятие текста
- 2. Аутентификация текста
- Часть 7. Согласие на обязательность договора
- Глава 1. Согласие, выраженное подписанием
- Глава 2. Согласие, выраженное путем обмена документами, образующими договор
- Глава 3. Согласие, выраженное ратификацией, подтверждением, принятием или утверждением
- Глава 4. Согласие на обязательность договора, выраженное присоединением
- Глава 5. Оговорки
- 1. Понятие оговорки
- 2. Развитие института оговорок
- 3. Нормы об оговорках
- 3.1. Общее правило
- 3.2. Принятие оговорок и возражения против них
- 3.3. Юридические последствия оговорок и возражений против них
- 3.4. Снятие оговорок и возражений против них
- 3.5. Процедура, касающаяся оговорок
- 3.6. Проблемы, подлежащие решению
- Глава 6. Согласие международной организации на обязательность договора
- Глава 7. Согласие на обязательность части договора
- Глава 8. Обязанность не лишать договор его объекта и цели до вступления в силу
- Глава 9. Вступление в силу, временное применение, публикация договоров
- 1. Вступление договоров в силу
- 2. Временное применение договоров
- 3. Публикация договоров
- Часть 8. Конституционно-правовое регулирование процесса заключения договоров Глава 1. Тенденции развития конституционного права
- Глава 2. Конституционно-правовое регулирование процесса заключения договоров в Российской Федерации
- Часть 9. Форма международных договоров Глава 1. Значение формы
- Глава 2. Договор и его текст
- Глава 3. Язык договоров
- Глава 4. Письменная и устная формы
- Глава 5. Договоры и договоренности
- Глава 6. Наименования договоров
- Глава 7. Структура договоров
- 1. Титул
- 2. Преамбула
- 3. Центральная часть
- 4. Заключительная часть
- 5. Приложения
- Часть 10. Толкование договоров *(1765)
- Глава 1. Понятие толкования
- Глава 2. Объект и средства толкования
- Глава 3. Принципы и правила толкования
- Глава 4. Способы толкования
- Глава 5. Субъекты толкования
- 1. Государства
- 2. Международные органы и организации
- 3. Физические и юридические лица
- Глава 6. Толкование норм международного права как части права страны