logo
Лукашук - Современное право международных догов

1. Принятие текста

Принятие текста представляет собой завершение согласования содержания договора. Однако, голосуя за принятие текста, государство ни в коей мере не связывает себя его положениями.

В прошлом действовало общее для всех случаев правило - текст договора может быть одобрен лишь единогласно всеми участниками переговоров. Существенное увеличение числа участников при заключении многосторонних договоров вызвало к жизни практику принятия текста большинством голосов, поскольку достижение единогласия зачастую оказывалось невозможным. Кроме того, требование единогласия нельзя считать демократичным, поскольку оно позволяет одному или нескольким государствам блокировать согласие подавляющего большинства участников.

С учетом этого Комиссия международного права решила сохранить правило единогласия, естественно, для двусторонних договоров, а также для договоров с небольшим числом участников. Для широких многосторонних договоров было предложено установить правило в две трети голосов, оговорив, что участники переговоров могут установить любое иное правило. На Венской конференции это предложение было расценено как прогрессивное развитие международного права.

В тех случаях, когда текст принимается в рамках того или иного органа международной организации, правила принятия определяются правилами процедуры соответствующего органа. Принятие оформляется резолюцией. Такого рода резолюции Генеральной Ассамблеи ООН обычно содержат следующие положения. Генеральная Ассамблея:

1) принимает и открывает для подписания или присоединения Конвенцию Организации Объединенных Наций о.... содержащуюся в приложении к настоящей резолюции;

2) призывает все правительства рассмотреть вопрос о том, чтобы стать участниками этой Конвенции.

При созыве конференции Генеральной Ассамблеей ООН проект правил процедуры готовит Секретариат, консультируясь с наиболее заинтересованными государствами. Но принимается этот проект лишь самой конференцией, которая может вносить в него любые изменения.

Исходя из сказанного, Комиссия международного права решила, что случаи созыва конференции как государствами, так международными организациями могут быть охвачены единым правилом: определение порядка принятия текста - дело участников конференции. Тем не менее Комиссия сочла целесообразным предложить оптимальный вариант - принятие текста двумя третями голосов. Особое значение имеет установление того, что определение большинства, необходимого для изменения этого положения, также определено в две трети. Обосновывая эти положения, Комиссия сослалась на практику, которая обычно следует правилу принятия текста большинством в две трети.

При обсуждении проекта статьи о принятии текста активно обсуждалась поправка, требовавшая заменить предложенную Комиссией формулу "большинство в две трети государств, участвующих в конференции" формулой "большинство в две трети государств, присутствующих и участвующих в голосовании". Как известно, именно последняя формула содержится в статье Устава ООН, посвященной голосованию в Генеральной Ассамблее (п. 2 ст. 18). Представитель Генерального секретаря ООН на Конференции заявил, что он рассматривает и предложенную Комиссией формулировку как не исключающую возможности применения правила о том, что воздержавшиеся от голосования не учитываются при определении большинства. С этим мнением согласились также председатель Конференции Р. Аго и эксперт-консультант Х. Уолдок.

Очевидно, принимая во внимание и эти мнения, глава советской делегации О.Н. Хлестов заявил, что предложенный Комиссией текст отражает два момента, а именно желательность единогласия, когда это возможно, и что на практике может быть необходимо установить большинство в две трети. Поэтому он не видит необходимости в изменении предложенной статьи *(1166).

В обоснование предложенной поправки ссылались на то, что немало делегаций не всегда присутствуют на заседаниях, и поэтому их не следует учитывать при определении большинства. Говорилось также, что принятие общего правила может повлиять на соответствующую практику ООН. В результате поправка была принята большинством в 73 голоса при 16 - против и 7 воздержавшихся. В целом же статья была принята 91 голосом, при одном - против и 7 воздержавшихся *(1167).

Вопрос о принятии текста договора вновь возник при обсуждении проекта статей о праве договоров с участием международных организаций. В большинстве случаев организации участвуют в подготовке широких многосторонних договоров в качестве наблюдателей. Они могут высказывать свою точку зрения, но в принятии текста не участвуют. Таким статусом они обладали, в частности, на Венской конференции по праву договоров 1968-1969 гг. Даже на конференции, разрабатывавшей Конвенцию по праву договоров с участием международных организаций 1986 г., их статус лишь немногим отличался от статуса наблюдателей.

Поэтому речь идет лишь о тех случаях, когда организации являются полноправными участниками переговоров. В большинстве случаев организации являются участниками двусторонних договоров. Их подготовка ведется в том или ином органе организации или в создаваемых в этих целях комитетах при участии представителей соответствующего государства. Договоры по конкретным вопросам, например об оказании помощи, готовятся в ходе переговоров между представителями секретариата организации и правительства соответствующего государства. Для подготовки договоров между организациями обычно создаются совместные комитеты.

В случае участия в конференции одной или нескольких организаций положение Венской конвенции 1969 г. о принятии текста двумя третями голосов теряет смысл. Оно означает, что текст может быть принят даже при возражении участвующих организаций. В таких случаях текст должен приниматься на основе единогласия. Значение этого положения подчеркивалось на Венской конференции советской делегацией, которая внесла соответствующую поправку. На ее основе был достигнут компромисс, воплощенный в Конвенции.

При более широком участии организаций текст принимается большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании. "За" должны голосовать две трети не только государств, но и организаций.

Комиссия международного права обсуждала также вопрос о порядке принятия текста договора на конференции с участием только организаций, учитывая их растущую активность в этой области. Было решено, что в таком случае текст должен приниматься единогласно, учитывая существенные различия в правосубъектности организаций. Этот случай подпадает под п. 1 принятой ст. 9 *(1168).