1. Принятие текста
Принятие текста представляет собой завершение согласования содержания договора. Однако, голосуя за принятие текста, государство ни в коей мере не связывает себя его положениями.
В прошлом действовало общее для всех случаев правило - текст договора может быть одобрен лишь единогласно всеми участниками переговоров. Существенное увеличение числа участников при заключении многосторонних договоров вызвало к жизни практику принятия текста большинством голосов, поскольку достижение единогласия зачастую оказывалось невозможным. Кроме того, требование единогласия нельзя считать демократичным, поскольку оно позволяет одному или нескольким государствам блокировать согласие подавляющего большинства участников.
С учетом этого Комиссия международного права решила сохранить правило единогласия, естественно, для двусторонних договоров, а также для договоров с небольшим числом участников. Для широких многосторонних договоров было предложено установить правило в две трети голосов, оговорив, что участники переговоров могут установить любое иное правило. На Венской конференции это предложение было расценено как прогрессивное развитие международного права.
В тех случаях, когда текст принимается в рамках того или иного органа международной организации, правила принятия определяются правилами процедуры соответствующего органа. Принятие оформляется резолюцией. Такого рода резолюции Генеральной Ассамблеи ООН обычно содержат следующие положения. Генеральная Ассамблея:
1) принимает и открывает для подписания или присоединения Конвенцию Организации Объединенных Наций о.... содержащуюся в приложении к настоящей резолюции;
2) призывает все правительства рассмотреть вопрос о том, чтобы стать участниками этой Конвенции.
При созыве конференции Генеральной Ассамблеей ООН проект правил процедуры готовит Секретариат, консультируясь с наиболее заинтересованными государствами. Но принимается этот проект лишь самой конференцией, которая может вносить в него любые изменения.
Исходя из сказанного, Комиссия международного права решила, что случаи созыва конференции как государствами, так международными организациями могут быть охвачены единым правилом: определение порядка принятия текста - дело участников конференции. Тем не менее Комиссия сочла целесообразным предложить оптимальный вариант - принятие текста двумя третями голосов. Особое значение имеет установление того, что определение большинства, необходимого для изменения этого положения, также определено в две трети. Обосновывая эти положения, Комиссия сослалась на практику, которая обычно следует правилу принятия текста большинством в две трети.
При обсуждении проекта статьи о принятии текста активно обсуждалась поправка, требовавшая заменить предложенную Комиссией формулу "большинство в две трети государств, участвующих в конференции" формулой "большинство в две трети государств, присутствующих и участвующих в голосовании". Как известно, именно последняя формула содержится в статье Устава ООН, посвященной голосованию в Генеральной Ассамблее (п. 2 ст. 18). Представитель Генерального секретаря ООН на Конференции заявил, что он рассматривает и предложенную Комиссией формулировку как не исключающую возможности применения правила о том, что воздержавшиеся от голосования не учитываются при определении большинства. С этим мнением согласились также председатель Конференции Р. Аго и эксперт-консультант Х. Уолдок.
Очевидно, принимая во внимание и эти мнения, глава советской делегации О.Н. Хлестов заявил, что предложенный Комиссией текст отражает два момента, а именно желательность единогласия, когда это возможно, и что на практике может быть необходимо установить большинство в две трети. Поэтому он не видит необходимости в изменении предложенной статьи *(1166).
В обоснование предложенной поправки ссылались на то, что немало делегаций не всегда присутствуют на заседаниях, и поэтому их не следует учитывать при определении большинства. Говорилось также, что принятие общего правила может повлиять на соответствующую практику ООН. В результате поправка была принята большинством в 73 голоса при 16 - против и 7 воздержавшихся. В целом же статья была принята 91 голосом, при одном - против и 7 воздержавшихся *(1167).
Вопрос о принятии текста договора вновь возник при обсуждении проекта статей о праве договоров с участием международных организаций. В большинстве случаев организации участвуют в подготовке широких многосторонних договоров в качестве наблюдателей. Они могут высказывать свою точку зрения, но в принятии текста не участвуют. Таким статусом они обладали, в частности, на Венской конференции по праву договоров 1968-1969 гг. Даже на конференции, разрабатывавшей Конвенцию по праву договоров с участием международных организаций 1986 г., их статус лишь немногим отличался от статуса наблюдателей.
Поэтому речь идет лишь о тех случаях, когда организации являются полноправными участниками переговоров. В большинстве случаев организации являются участниками двусторонних договоров. Их подготовка ведется в том или ином органе организации или в создаваемых в этих целях комитетах при участии представителей соответствующего государства. Договоры по конкретным вопросам, например об оказании помощи, готовятся в ходе переговоров между представителями секретариата организации и правительства соответствующего государства. Для подготовки договоров между организациями обычно создаются совместные комитеты.
В случае участия в конференции одной или нескольких организаций положение Венской конвенции 1969 г. о принятии текста двумя третями голосов теряет смысл. Оно означает, что текст может быть принят даже при возражении участвующих организаций. В таких случаях текст должен приниматься на основе единогласия. Значение этого положения подчеркивалось на Венской конференции советской делегацией, которая внесла соответствующую поправку. На ее основе был достигнут компромисс, воплощенный в Конвенции.
При более широком участии организаций текст принимается большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании. "За" должны голосовать две трети не только государств, но и организаций.
Комиссия международного права обсуждала также вопрос о порядке принятия текста договора на конференции с участием только организаций, учитывая их растущую активность в этой области. Было решено, что в таком случае текст должен приниматься единогласно, учитывая существенные различия в правосубъектности организаций. Этот случай подпадает под п. 1 принятой ст. 9 *(1168).
- Современное право международных договоров Том I. Заключение международных договоров Предисловие
- Вводная часть Наука и практика межгосударственных отношений
- Глава 1. Политика и общественные науки
- Глава 2. Общественные науки
- Глава 3. Внешняя политика и общественные науки
- Глава 4. Внешняя политика России и общественные науки
- Глава 5. Международное право: наука и практика
- Глава 6. Наука международного права
- Глава 7. Наука и практика сегодня
- Часть 1. Право международных договоров - Общая часть Глава 1. Понятие международного договора
- Глава 2. Понятие права международных договоров
- Глава 3. Кодификация права международных договоров
- Часть 2. Субъекты права международных договоров Глава 1. Круг субъектов
- Глава 2. Нетипичные субъекты
- Глава 3. Неправительственные организации
- Глава 4. Соглашения между государством и тнк
- Глава 5. Государства
- 1. Административно-территориальные единицы государств
- 2. Конфедерации и федерации
- 3. Федеральная оговорка
- Глава 6. Великие и невеликие державы
- 1. Великие державы
- 2. Невеликие державы
- 3. Мини-государства
- Глава 7. Международные организации
- Часть 3. Стороны в международных договорах Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Право на участие в договорах
- Глава 3. Право на участие в договорах и международное признание
- Часть 4. Третьи стороны
- Глава 1. Доктрина и международная практика
- 1. Доктрина
- 2. Международная практика
- 3. Отечественная практика
- 4. Договорные положения о третьих государствах
- 5. Международная судебная практика
- Глава 2. Позитивное международное право
- 1. Понятие третьего государства
- 2. Основные принципы международного права
- 3. Общее правило
- 4. Уважение договоров третьими сторонами
- 5. Договоры, предусматривающие обязательства для третьих государств
- 6. Договоры, предусматривающие права для третьих государств
- 7. Режим наибольшего благоприятствования
- 8. Отмена или изменение обязательств или прав третьих государств
- 9. Договорные нормы, которые становятся обязательными для третьих государств в качестве обычных
- 10. Договоры, устанавливающие объективный режим
- 11. Тенденции
- 12. Ответственность третьего государства
- Глава 3. Третьи международные организации
- Часть 5. Организационные формы подготовки договоров Глава 1. Дипломатические переговоры
- Глава 2. Международно-правовые основы переговоров
- Глава 3. Формы дипломатических переговоров
- Глава 4. Участники переговоров
- Глава 5. Участие в переговорах и международное признание
- Глава 6. Организация переговоров
- Глава 7. Характерные черты современных переговоров
- Глава 8. Гласность переговоров
- 1. Значение гласности
- 2. Гласность внешней политики и средства массовой информации
- Часть 6. Заключение договора
- Глава 1. Органы, представляющие государство при заключении договоров
- 1. Глава государства
- 2. Правительство
- 3. Министр иностранных дел
- 4. Главы дипломатических представительств
- 5. Министерства и ведомства
- 6. Полномочия и инструкции
- Глава 2. Полномочия представителей международных организаций
- Глава 3. Принятие и аутентификация текста
- 1. Принятие текста
- 2. Аутентификация текста
- Часть 7. Согласие на обязательность договора
- Глава 1. Согласие, выраженное подписанием
- Глава 2. Согласие, выраженное путем обмена документами, образующими договор
- Глава 3. Согласие, выраженное ратификацией, подтверждением, принятием или утверждением
- Глава 4. Согласие на обязательность договора, выраженное присоединением
- Глава 5. Оговорки
- 1. Понятие оговорки
- 2. Развитие института оговорок
- 3. Нормы об оговорках
- 3.1. Общее правило
- 3.2. Принятие оговорок и возражения против них
- 3.3. Юридические последствия оговорок и возражений против них
- 3.4. Снятие оговорок и возражений против них
- 3.5. Процедура, касающаяся оговорок
- 3.6. Проблемы, подлежащие решению
- Глава 6. Согласие международной организации на обязательность договора
- Глава 7. Согласие на обязательность части договора
- Глава 8. Обязанность не лишать договор его объекта и цели до вступления в силу
- Глава 9. Вступление в силу, временное применение, публикация договоров
- 1. Вступление договоров в силу
- 2. Временное применение договоров
- 3. Публикация договоров
- Часть 8. Конституционно-правовое регулирование процесса заключения договоров Глава 1. Тенденции развития конституционного права
- Глава 2. Конституционно-правовое регулирование процесса заключения договоров в Российской Федерации
- Часть 9. Форма международных договоров Глава 1. Значение формы
- Глава 2. Договор и его текст
- Глава 3. Язык договоров
- Глава 4. Письменная и устная формы
- Глава 5. Договоры и договоренности
- Глава 6. Наименования договоров
- Глава 7. Структура договоров
- 1. Титул
- 2. Преамбула
- 3. Центральная часть
- 4. Заключительная часть
- 5. Приложения
- Часть 10. Толкование договоров *(1765)
- Глава 1. Понятие толкования
- Глава 2. Объект и средства толкования
- Глава 3. Принципы и правила толкования
- Глава 4. Способы толкования
- Глава 5. Субъекты толкования
- 1. Государства
- 2. Международные органы и организации
- 3. Физические и юридические лица
- Глава 6. Толкование норм международного права как части права страны