logo search
Лукашук - Современное право международных догов

Глава 5. Участие в переговорах и международное признание

С участием в переговорах связан вопрос о признании, который порой оказывается весьма острым. Как известно, основными видами признания являются признание государства и признание правительства, в недавнем прошлом довольно часто встречалось признание национально-освободительного движения *(1019). Проблема признания государства возникает в случае образования нового государства. Распад СССР и Югославии свидетельствует, что проблема не утрачивает своей актуальности.

Государство является субъектом международных отношений и международного права в силу своего суверенитета, а не в результате его признания другими государствами. В Уставе Организации американских государств говорится: "Политическое существование государства не зависит от признания его другими государствами" (ст. 9). Поэтому непризнанное государство имеет право на участие в международных переговорах.

Вопрос о признании правительства возникает в том случае, если оно приходит к власти неконституционным путем. Вступление в официальные дипломатические переговоры с непризнанным правительством означает его признание. Порой бывают случаи, когда одно правительство вынуждено вступить в переговоры с другим, но не желает предоставить ему признание. В таких случаях используются полуофициальные переговоры. Так, в 1919 г. велись переговоры о взаимной эвакуации подданных между РСФСР и Данией. С российской стороны участвовал "господин М.М. Литвинов в качестве Представителя Российского Советского Правительства", с датской стороны - "господин подполковник Филипсен в качестве Представителя Датского Министерства Иностранных Дел" *(1020).

Литературе и международной практике известны две концепции признания - конститутивная и декларативная. Согласно первой признание придает государству качества субъекта международных отношений и международного права. Эта концепция была доминирующей в прошлом. Великие державы узурпировали право определять законность новых государств и правительств. После победы над наполеоновской Францией утвердилась доктрина "легитимизма".

Демократизация международных отношений лишила конститутивную концепцию основы. В соответствии с принципом самоопределения каждый народ обладает неотъемлемым правом решать вопрос о политической системе государства. Признание государства или правительства не означает их одобрения, оно лишь констатирует факт и готовность поддерживать нормальные отношения. В результате официальные акты о признании стали редким явлением. Ряд государств объявили об отказе от практики признания *(1021).

В последние десятилетия наблюдается новая тенденция. В условиях нарастающего единства международного сообщества последнее претендует на право определять правомерность образования новых государств и правительств. Это обстоятельство отмечается в литературе *(1022). Не могут признаваться государства, создание которых явилось результатом агрессии или колониальной политики.

Показательны события, связанные с расистским режимом Смита в Южной Родезии. В ноябре 1965 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, осуждающую одностороннее провозглашение независимости расистским меньшинством и призвавшую Великобританию "принять необходимые шаги к прекращению деятельности незаконных властей" *(1023). Совет Безопасности поддержал позицию Ассамблеи и призвал "все государства не признавать этот незаконный расистский режим меньшинства в Южной Родезии" *(1024). Аналогичные резолюции принимались вплоть до ликвидации расистского режима.

СССР поддержал принятие указанных резолюций и принял меры к их выполнению. В ноте представительства СССР при ООН Генеральному секретарю от 10 августа 1968 г. говорилось: "СССР не признает расистско-фашистский режим Южной Родезии, не имел и не имеет с ним никаких отношений. Со стороны Советского Союза приняты необходимые меры для строгого соблюдения всех требований Совета Безопасности о санкциях в отношении Южной Родезии" *(1025).

За исключением случаев, когда существует резолюция ООН о недопустимости признания того или иного государства или правительства, каждое государство самостоятельно решает вопрос о признании и о переговорах. Для универсальных конференций участие не признающих друг друга правительств является скорее правилом, чем исключением. Совместное участие в таких конференциях не означает взаимного признания. Однако принятые на конференции договоры в равной мере обязывают всех участников независимо от того, признают они друг друга или не признают. Во имя реализации договоров они должны признавать друг друга в той мере, которая для этого необходима.