3.6. Проблемы, подлежащие решению
Венские конвенции кодифицировали довольно сложные основы института оговорок. Значение этого обстоятельства не раз подчеркивалось в международной практике. В решении арбитража о делимитации континентального шельфа между Великобританией и Северной Ирландией и Францией 1977 и 1978 гг. говорилось, что "право, регулирующее оговорки к многосторонним договорам, проделало развитие, которое было закреплено в ст. 19 и 23 Венской конвенции о праве договоров 1969 г." *(1374). Было бы вместе с тем неверно считать, что режим оговорок и иных односторонних заявлений участников урегулирован достаточно детально. О том, что это не так, свидетельствует продолжение работы Комиссии международного права над этой темой.
Из числа оговорок, нередко именуемых заявлениями, следует выделить оговорку о том, что участие в многостороннем договоре с образованием, которое не признается данным участником, не означает его признания. Если в оговорке говорится лишь о непризнании, то соответствующие стороны все же признают друг друга в пределах, необходимых для осуществления договора. Если же сторона дополнительно заявляет, что договор с непризнанным образованием между ними не действует, то такое заявление предотвращает вступление договора в силу между соответствующими сторонами. Надо сказать, что во многих многосторонних договорах участвуют стороны, не признающие друг друга.
Помимо оговорок государства довольно часто сопровождают свое участие общеполитическими заявлениями, при помощи которых определяется отношение субъекта к характеру договора. Такое заявление может вызвать возражение некоторых иных участников. Однако на содержание договора это не влияет, поскольку заявление не преследовало такой цели.
Порой участники заявляют о том, каким путем договорные обязательства будут осуществляться на внутреннем уровне. Если такое заявление не влияет на права и обязательства сторон, то оно представляет собой лишь информационное сообщение.
По мере развития договорного регулирования внимание участников все больше сосредоточивается на положениях договора об оговорках *(1375). Особое значение имеют оговорки в отношении договоров, оказывающих влияние на внутреннее право государств. Уникальное положение с оговорками занимают договоры о правах человека *(1376). Многие авторы доказывают, что договоры о правах человека обладают специфической природой, что не может не сказываться на режиме оговорок к ним *(1377).
Договоры о правах человека определяют общие ценности, устанавливают нормы во всеобщих интересах. В результате к ним неприменим принцип взаимности при осуществлении. Нарушение государством прав человека не дает оснований для соответствующих отступлений от договорных норм. Все это сказывается и на режиме оговорок.
Есть немногочисленные договоры, устанавливающие общепринятые императивные нормы в отношении прав человека и потому исключающие допустимость оговорок. В качестве примера можно указать на Дополнительную конвенцию об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г. В ней говорится совершенно четко: "Оговорки к настоящей Конвенции не допускаются" (ст. 9). Особое положение таких договоров было отмечено Международным Судом ООН в 1951 г. в уже упоминавшемся консультативном заключении относительно Конвенции о геноциде. Там же, где различия между позициями стран особенно велики, оговоркам уделяется внимание. Примером может служить Конвенция о политических правах женщин 1953 г. Во многих случаях договоры о правах человека обходят оговорки молчанием, т.е. допускают их.
Различия в существующих цивилизациях государств в отношении прав человека настолько существенны, что установление общего режима - дело отдаленного будущего. В результате к договорам о правах человека государства делают многочисленные оговорки. На это положение не раз обращала внимание ООН. Так, в 1988 г. Генеральная Ассамблея, ссылаясь на предыдущие резолюции, приняла резолюцию "Международные Пакты о правах человека". В резолюции говорилось, что оба Пакта подтверждают, что "все права человека и основные свободы неразделимы и взаимосвязаны". Государства призывались "полностью принять эти два Пакта и все права и принципы, в них содержащиеся". Ассамблея призвала все участвующие в Пактах государства, которые "осуществили свое суверенное право сделать оговорки в соответствии с относящимися к этому нормами международного права, рассмотреть возможность пересмотра каждой из таких оговорок" *(1378).
Положение о том, что все права человека и основные свободы неразделимы и взаимосвязаны, остается идеалом. В силу своих социальных и экономических условий многие страны не в состоянии обеспечить положения Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Об этом свидетельствует и сам Пакт. Он содержит положение, согласно которому каждое участвующее государство обязуется "постепенно обеспечить полное осуществление принимаемых в настоящем Пакте прав" (ст. 2). Многие не только развивающиеся, но и развитые государства не участвуют в этом Пакте.
Особенно удивительна позиция в отношении договоров о правах человека такого государства, как США, декларирующих свою приверженность всеобщему утверждению демократии. Они не только не участвуют в ряде важных договоров о правах человека, но и с помощью оговорок избегают брать на себя соответствующие обязательства по тем договорам, в которых участвуют.
В 1994 г. США ратифицировали две конвенции о правах человека. Кроме того, комитет по иностранным делам Сената дал согласие на ратификацию еще одной конвенции *(1379). Проанализировав сделанные при этом США оговорки, Л. Генкин в редакционном комментарии "Американского журнала международного права" пришел к выводу: "Присоединяясь к конвенциям о правах человека с такого рода оговорками, Соединенные Штаты могут быть обвинены в том, что, изображая принятие международных обязательств, они фактически не принимают ничего" *(1380).
Наиболее радикально рассматриваемый вопрос решен в России. Согласно Конституции (ч. 1 ст. 17) "в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией". Перечисление в Конституции основных прав и свобод "не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина" (ч. 1. ст. 55). Это означает, что общепризнанные права обладают в российской правовой системе тем же статусом, что и перечисленные в Конституции. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими (ст. 18).
Проблема оговорок особенно остро стоит в интеграционных объединениях, ставящих перед собой задачу создания единого правового пространства. В таких случаях к участию в договоре допускаются государства, "принимающие на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из настоящего соглашения" *(1381).
Даже в отношениях между государствами с более или менее единой правовой системой особенно сложно обстоит вопрос с оговорками к договорам о правах человека. Органы Совета Европы предпринимают меры, чтобы обеспечить в этой области определенный порядок. В 1993 г. Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла в этом плане рекомендацию, касающуюся оговорок. Определенные шаги предпринимаются и Советом Министров Совета Европы *(1382).
Наиболее радикальную позицию занял Европейский суд по правам человека. В ряде дел Суд признал заявления государств оговорками и счел, что они не имеют силы. Весьма показательным было дело "Лойзиду" против Турции *(1383). Некоторые юристы полагают, что такой подход должен быть распространен на универсальные механизмы контроля в отношении договоров о правах человека *(1384). Практика, однако, свидетельствует, что это преждевременно и может затруднить участие ряда стран в такого рода договорах.
Как известно, Россия признала обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека *(1385). Поэтому и отношение к заявлениям других государств должно учитывать и соответствующие решения Суда.
***
Таким образом, суверенное право государств делать оговорки к многосторонним договорам, не противоречащие их объекту и целям, прочно утвердилось в международном праве. Оно является важным условием обеспечения участия в договорах государств с различными правовыми системами. Комиссия международного права подтвердила, что ее дальнейшая работа над оговорками исходит из режима, установленного Венскими конвенциями о договорах. Вместе с тем недопустимо злоупотребление правом делать оговорки, как и любым другим правом. Поэтому развитие конкретных правил об оговорках является целесообразным.
- Современное право международных договоров Том I. Заключение международных договоров Предисловие
- Вводная часть Наука и практика межгосударственных отношений
- Глава 1. Политика и общественные науки
- Глава 2. Общественные науки
- Глава 3. Внешняя политика и общественные науки
- Глава 4. Внешняя политика России и общественные науки
- Глава 5. Международное право: наука и практика
- Глава 6. Наука международного права
- Глава 7. Наука и практика сегодня
- Часть 1. Право международных договоров - Общая часть Глава 1. Понятие международного договора
- Глава 2. Понятие права международных договоров
- Глава 3. Кодификация права международных договоров
- Часть 2. Субъекты права международных договоров Глава 1. Круг субъектов
- Глава 2. Нетипичные субъекты
- Глава 3. Неправительственные организации
- Глава 4. Соглашения между государством и тнк
- Глава 5. Государства
- 1. Административно-территориальные единицы государств
- 2. Конфедерации и федерации
- 3. Федеральная оговорка
- Глава 6. Великие и невеликие державы
- 1. Великие державы
- 2. Невеликие державы
- 3. Мини-государства
- Глава 7. Международные организации
- Часть 3. Стороны в международных договорах Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Право на участие в договорах
- Глава 3. Право на участие в договорах и международное признание
- Часть 4. Третьи стороны
- Глава 1. Доктрина и международная практика
- 1. Доктрина
- 2. Международная практика
- 3. Отечественная практика
- 4. Договорные положения о третьих государствах
- 5. Международная судебная практика
- Глава 2. Позитивное международное право
- 1. Понятие третьего государства
- 2. Основные принципы международного права
- 3. Общее правило
- 4. Уважение договоров третьими сторонами
- 5. Договоры, предусматривающие обязательства для третьих государств
- 6. Договоры, предусматривающие права для третьих государств
- 7. Режим наибольшего благоприятствования
- 8. Отмена или изменение обязательств или прав третьих государств
- 9. Договорные нормы, которые становятся обязательными для третьих государств в качестве обычных
- 10. Договоры, устанавливающие объективный режим
- 11. Тенденции
- 12. Ответственность третьего государства
- Глава 3. Третьи международные организации
- Часть 5. Организационные формы подготовки договоров Глава 1. Дипломатические переговоры
- Глава 2. Международно-правовые основы переговоров
- Глава 3. Формы дипломатических переговоров
- Глава 4. Участники переговоров
- Глава 5. Участие в переговорах и международное признание
- Глава 6. Организация переговоров
- Глава 7. Характерные черты современных переговоров
- Глава 8. Гласность переговоров
- 1. Значение гласности
- 2. Гласность внешней политики и средства массовой информации
- Часть 6. Заключение договора
- Глава 1. Органы, представляющие государство при заключении договоров
- 1. Глава государства
- 2. Правительство
- 3. Министр иностранных дел
- 4. Главы дипломатических представительств
- 5. Министерства и ведомства
- 6. Полномочия и инструкции
- Глава 2. Полномочия представителей международных организаций
- Глава 3. Принятие и аутентификация текста
- 1. Принятие текста
- 2. Аутентификация текста
- Часть 7. Согласие на обязательность договора
- Глава 1. Согласие, выраженное подписанием
- Глава 2. Согласие, выраженное путем обмена документами, образующими договор
- Глава 3. Согласие, выраженное ратификацией, подтверждением, принятием или утверждением
- Глава 4. Согласие на обязательность договора, выраженное присоединением
- Глава 5. Оговорки
- 1. Понятие оговорки
- 2. Развитие института оговорок
- 3. Нормы об оговорках
- 3.1. Общее правило
- 3.2. Принятие оговорок и возражения против них
- 3.3. Юридические последствия оговорок и возражений против них
- 3.4. Снятие оговорок и возражений против них
- 3.5. Процедура, касающаяся оговорок
- 3.6. Проблемы, подлежащие решению
- Глава 6. Согласие международной организации на обязательность договора
- Глава 7. Согласие на обязательность части договора
- Глава 8. Обязанность не лишать договор его объекта и цели до вступления в силу
- Глава 9. Вступление в силу, временное применение, публикация договоров
- 1. Вступление договоров в силу
- 2. Временное применение договоров
- 3. Публикация договоров
- Часть 8. Конституционно-правовое регулирование процесса заключения договоров Глава 1. Тенденции развития конституционного права
- Глава 2. Конституционно-правовое регулирование процесса заключения договоров в Российской Федерации
- Часть 9. Форма международных договоров Глава 1. Значение формы
- Глава 2. Договор и его текст
- Глава 3. Язык договоров
- Глава 4. Письменная и устная формы
- Глава 5. Договоры и договоренности
- Глава 6. Наименования договоров
- Глава 7. Структура договоров
- 1. Титул
- 2. Преамбула
- 3. Центральная часть
- 4. Заключительная часть
- 5. Приложения
- Часть 10. Толкование договоров *(1765)
- Глава 1. Понятие толкования
- Глава 2. Объект и средства толкования
- Глава 3. Принципы и правила толкования
- Глава 4. Способы толкования
- Глава 5. Субъекты толкования
- 1. Государства
- 2. Международные органы и организации
- 3. Физические и юридические лица
- Глава 6. Толкование норм международного права как части права страны