2. Невеликие державы
О значении проблемы невеликих держав свидетельствует, в частности, тот факт, что она издавна привлекает к себе внимание исследователей разных стран *(447). Интеграция международного сообщества, международная социализация государств приводят к существенным переменам в положении невеликих держав. Это обстоятельство констатируют многие авторы *(448). Развитие государства все в большей мере зависит от развития других членов международного сообщества. Проявляется общая закономерность: с усложнением системы надежность существования образующих ее элементов возрастает. В таких условиях авторитет государства зависит от того, в какой мере в его политике находят отражение общие интересы.
Новое положение невеликих держав не первый год отмечается в дипломатической практике. В советско-австрийском коммюнике 1974 г. говорилось: "...Благоприятные перемены в международной жизни создают широкие возможности для всех стран, независимо от размеров их территории и численности населения, активно участвовать в решении основных проблем современности" *(449).
По мере упрочения международного правопорядка возрастает реальность прав государств независимо от их размеров. Поэтому малые державы особенно заинтересованы в упрочении этого правопорядка. Федеральный канцлер Австрии Ф. Враницкий заявил, что "небольшим государствам в этом мире необходимы отлаженный международный порядок, возможность опираться на этот порядок и действенное международное право. С другой стороны, эти государства должны вносить вклад в поддержание и обеспечение этого международного порядка" *(450).
Значительное внимание обеспечению суверенных прав малых держав, прежде всего в области безопасности, уделяет ООН. Генеральная Ассамблея принимает резолюции об обеспечении безопасности малых государств. В них отмечается, что эти государства особенно уязвимы в отношении внешнего вмешательства в их внутренние дела. Международные и региональные организации призываются оказывать помощь, когда о ней просят малые государства, в целях упрочения их безопасности. Ассамблея призывает "Совет Безопасности и иные соответствующие органы Организации Объединенных Наций уделять особое внимание обеспечению безопасности малых государств..." *(451).
В новых условиях наблюдается определенная тенденция. Чем более безопасным становится плавание в океане международной жизни, тем большее количество небольших суден стремятся отправиться в самостоятельное плавание. Эта тенденция снижает уровень управляемости международной системы, который зависит от наличия крупных государств, обладающих соответствующими возможностями.
В новых условиях невеликие державы все более активно выступают против диктата великих держав в защиту своих прав. Становится более реальным и принятие международных актов большинством голосов. Свидетельством тому служат довольно многочисленные факты, когда общие многосторонние договоры готовились при активном участии невеликих держав и принимались их голосами, а некоторые великие державы отказывались в них участвовать. Все это, естественно, ни в коей мере не преуменьшает роли великих держав. Успех дела зависит от их сотрудничества с другими государствами, от уважения их законных прав и интересов. Именно на таких условиях может существовать надежный международный правопорядок.
В новых условиях приобрел серьезное значение вопрос об осознании невеликими державами своей ответственности за общее дело. Некоторые руководители государств не первый год подчеркивают значение ответственности средних и малых стран за достижение общих целей, включая обеспечение безопасности. Итальянский премьер Дж. Андреотти говорил о том, что "современное понятие безопасности требует, чтобы наряду с ответственностью великих держав была учтена также ответственность остальных государств..." *(452).
В Декларации тысячелетия ООН 2000 г. содержится особый пункт "Общая ответственность". Она понимается как ответственность за управление мировой экономикой и социальным развитием, а также за обеспечение мира и безопасности. Ответственность должна быть общей для всех государств и реализовываться на многосторонней основе. Это положение заслуживает особого внимания. Оно характеризует новый мировой порядок. Необходимость признания общей ответственности подчеркивается не первый год. Генеральный секретарь ООН К. Аннан говорит, что "государства должны прочно осознать свою двойную роль в нашем глобальном мире. В дополнение к своей самостоятельной ответственности, которую каждое государство несет в отношении своего общества, государства совместно являются гарантами нашей общей жизни на этой планете: Нет ни одного образования, способного конкурировать или заменить государство" *(453).
Существенное значение для средних и малых государств имеет их международно-правовая активность. Авторитет государств зависит от его инициативности и от характера выдвигаемых им предложений. Что же касается договоров, то чем более развиты договорные связи государства, тем больше возможности его влияния на международные отношения.
- Современное право международных договоров Том I. Заключение международных договоров Предисловие
- Вводная часть Наука и практика межгосударственных отношений
- Глава 1. Политика и общественные науки
- Глава 2. Общественные науки
- Глава 3. Внешняя политика и общественные науки
- Глава 4. Внешняя политика России и общественные науки
- Глава 5. Международное право: наука и практика
- Глава 6. Наука международного права
- Глава 7. Наука и практика сегодня
- Часть 1. Право международных договоров - Общая часть Глава 1. Понятие международного договора
- Глава 2. Понятие права международных договоров
- Глава 3. Кодификация права международных договоров
- Часть 2. Субъекты права международных договоров Глава 1. Круг субъектов
- Глава 2. Нетипичные субъекты
- Глава 3. Неправительственные организации
- Глава 4. Соглашения между государством и тнк
- Глава 5. Государства
- 1. Административно-территориальные единицы государств
- 2. Конфедерации и федерации
- 3. Федеральная оговорка
- Глава 6. Великие и невеликие державы
- 1. Великие державы
- 2. Невеликие державы
- 3. Мини-государства
- Глава 7. Международные организации
- Часть 3. Стороны в международных договорах Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Право на участие в договорах
- Глава 3. Право на участие в договорах и международное признание
- Часть 4. Третьи стороны
- Глава 1. Доктрина и международная практика
- 1. Доктрина
- 2. Международная практика
- 3. Отечественная практика
- 4. Договорные положения о третьих государствах
- 5. Международная судебная практика
- Глава 2. Позитивное международное право
- 1. Понятие третьего государства
- 2. Основные принципы международного права
- 3. Общее правило
- 4. Уважение договоров третьими сторонами
- 5. Договоры, предусматривающие обязательства для третьих государств
- 6. Договоры, предусматривающие права для третьих государств
- 7. Режим наибольшего благоприятствования
- 8. Отмена или изменение обязательств или прав третьих государств
- 9. Договорные нормы, которые становятся обязательными для третьих государств в качестве обычных
- 10. Договоры, устанавливающие объективный режим
- 11. Тенденции
- 12. Ответственность третьего государства
- Глава 3. Третьи международные организации
- Часть 5. Организационные формы подготовки договоров Глава 1. Дипломатические переговоры
- Глава 2. Международно-правовые основы переговоров
- Глава 3. Формы дипломатических переговоров
- Глава 4. Участники переговоров
- Глава 5. Участие в переговорах и международное признание
- Глава 6. Организация переговоров
- Глава 7. Характерные черты современных переговоров
- Глава 8. Гласность переговоров
- 1. Значение гласности
- 2. Гласность внешней политики и средства массовой информации
- Часть 6. Заключение договора
- Глава 1. Органы, представляющие государство при заключении договоров
- 1. Глава государства
- 2. Правительство
- 3. Министр иностранных дел
- 4. Главы дипломатических представительств
- 5. Министерства и ведомства
- 6. Полномочия и инструкции
- Глава 2. Полномочия представителей международных организаций
- Глава 3. Принятие и аутентификация текста
- 1. Принятие текста
- 2. Аутентификация текста
- Часть 7. Согласие на обязательность договора
- Глава 1. Согласие, выраженное подписанием
- Глава 2. Согласие, выраженное путем обмена документами, образующими договор
- Глава 3. Согласие, выраженное ратификацией, подтверждением, принятием или утверждением
- Глава 4. Согласие на обязательность договора, выраженное присоединением
- Глава 5. Оговорки
- 1. Понятие оговорки
- 2. Развитие института оговорок
- 3. Нормы об оговорках
- 3.1. Общее правило
- 3.2. Принятие оговорок и возражения против них
- 3.3. Юридические последствия оговорок и возражений против них
- 3.4. Снятие оговорок и возражений против них
- 3.5. Процедура, касающаяся оговорок
- 3.6. Проблемы, подлежащие решению
- Глава 6. Согласие международной организации на обязательность договора
- Глава 7. Согласие на обязательность части договора
- Глава 8. Обязанность не лишать договор его объекта и цели до вступления в силу
- Глава 9. Вступление в силу, временное применение, публикация договоров
- 1. Вступление договоров в силу
- 2. Временное применение договоров
- 3. Публикация договоров
- Часть 8. Конституционно-правовое регулирование процесса заключения договоров Глава 1. Тенденции развития конституционного права
- Глава 2. Конституционно-правовое регулирование процесса заключения договоров в Российской Федерации
- Часть 9. Форма международных договоров Глава 1. Значение формы
- Глава 2. Договор и его текст
- Глава 3. Язык договоров
- Глава 4. Письменная и устная формы
- Глава 5. Договоры и договоренности
- Глава 6. Наименования договоров
- Глава 7. Структура договоров
- 1. Титул
- 2. Преамбула
- 3. Центральная часть
- 4. Заключительная часть
- 5. Приложения
- Часть 10. Толкование договоров *(1765)
- Глава 1. Понятие толкования
- Глава 2. Объект и средства толкования
- Глава 3. Принципы и правила толкования
- Глава 4. Способы толкования
- Глава 5. Субъекты толкования
- 1. Государства
- 2. Международные органы и организации
- 3. Физические и юридические лица
- Глава 6. Толкование норм международного права как части права страны