Часть 4. Третьи стороны
В наше время проблема третьих по отношению к договору сторон приобрела чрезвычайно важное значение и заслуживает особого внимания. Взаимодействие государств в международной системе и в прошлом определяло переплетение их интересов, обусловливало их взаимосвязанность. Это обстоятельство не могло не отразиться и на международных договорных отношениях. Вполне правомерное заключение союзного договора между двумя государствами могло затрагивать интересы других государств, включая интересы безопасности.
Сказанное издавна отмечалось юристами. В конце XIX в. А. Ривье писал: "Чем теснее связаны между собой члены международного сообщества, тем реже остается каждое государство индифферентным к действиям других" *(581). Профессор П. Казанский обращал внимание на то, что "по праву договор не касается третьих государств, но на деле каждый договор задевает интересы разных членов международного общения:" *(582) .
По мере развития международной системы нарастала взаимосвязанность государств и соответственно росло значение договоров для третьих сторон. Значение этой тенденции регулярно отмечалось юристами *(583). М.А. Коробова писала: "Все возрастающие связи между государствами приводят к тому, что в условиях сложной системы взаимозависимости в международных отношениях государства в своих договорных отношениях вынуждены касаться вопросов, представляющих интерес и для неучаствующих государств" *(584).
Совершенно особое значение проблема третьих государств приобретает в условиях глобализации, когда взаимозависимость государств достигает такого уровня, что даже внутренние события в одном государстве могут серьезно затрагивать интересы других государств. Если в прошлом взаимосвязанность государств носила преимущественно политический характер, то ныне она охватывает практически все сферы общественной жизни и особенно экономическую. Возросло значение проблемы для обеспечения национальных и общих интересов государств. Произошло существенное ее усложнение. Соответственно возросли значение и сложность ее правового решения.
Международные отношения являются взаимодействием равноправных субъектов. Поэтому и регулирующему их праву присущи правила, регулирующие отношения между равноправными субъектами. Отсюда правила, согласно которым pacta tertiis nec nocent nec prosunt - договор третьих не причиняет ущерба и не приносит пользы. Договор третьих является res inter alios acta, т.е. делом, совершенным другими.
Проблема третьего в отношении соглашения субъекта известна любой правовой системе. Двусторонние отношения являются частью системы социальных связей и не могут быть от нее изолированы. Соответственно и регулирующие их соглашения способны оказывать то или иное влияние на отношения с участием иных субъектов, на их права и интересы. Дополнительное значение и сложность ей придает то, что в международных отношениях речь идет о совершенно особых субъектах, о суверенных государствах и создаваемых ими межгосударственных организациях.
Изменения в международной системе обусловили соответствующие перемены и в международном праве, включая те принципы и нормы, которые непосредственно касаются рассматриваемой проблемы. В прошлом международные отношения представляли собой результат заботы каждого государства лишь о своих собственных интересах. Международное право регулировало двусторонние отношения государств и таким путем обеспечивало их национальные интересы. Ныне положение изменилось. Национальные интересы требуют защиты общих интересов, поскольку от этого зависит благополучие каждой страны. Эти изменения не могли не найти отражения в международном праве, все более важной функцией которого становится защита общих интересов, интересов международного сообщества в целом. В результате международное право обретает черты права международного сообщества *(585).
Более или менее отчетливое отражение общие интересы нашли в Статуте Лиги Наций и учредительном акте Международной организации труда. На этом основании судья Международного Суда ООН Ф. Джессеп в особом мнении по делу о Юго-Западной Африке заявил: "Международное право давно признало, что государства могут обладать юридическими интересами в вопросах, которые не затрагивают их непосредственные интересы" *(586).
Первым универсальным актом, достаточно широко воплотившим концепцию общих интересов, стал Устав ООН. Интересы сообщества нашли отражение в основных целях международного права, закрепленных Уставом: а) поддерживать международный мир и безопасность путем эффективных коллективных действий; б) развивать дружественные отношения между государствами; в) осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера.
Эти цели воплощают основные ценности международного сообщества, которые должны защищаться совместными усилиями его членов. На обеспечение этих ценностей направлены и основные принципы международного права, наделенные высшей юридической силой и защищаемые в особом порядке. Появился новый вид международных обязательств - обязательств "между всеми" (erga omnes). Международный Суд подтвердил существование различия между обязательствами государств в отношении друг друга и обязательствами в отношении международного сообщества в целом, вытекающими из таких норм, как запрещение агрессии, геноцида, а также из норм о защите основных прав человека. В силу самой своей природы последние обязательства "являются заботой всех государств. С учетом значения соответствующих прав все государства могут считаться обладающими юридическим интересом в их защите" *(587).
Как видим, речь идет об особой категории обязательств, которые и обеспечиваются в особом порядке совместными усилиями государств. В Статьях об ответственности государств за международно-противоправные деяния нарушениям обязательств, вытекающим из императивных норм международного права, посвящена отдельная глава (гл. III). В ней, в частности, говорится, что "государства должны сотрудничать с тем, чтобы правомерными средствами положить конец любому серьезному нарушению" такого рода обязательств.
Таким образом, под общими интересами в международном праве понимаются основополагающие ценности международного сообщества, в отношении которых достигнуто согласие о том, что они не могут быть объектом односторонних действий государств, их двусторонних или групповых соглашений. Такие интересы сообщества, пишет Б. Зимма, "пронизывают международное право как никогда последовательно". Международное право становится "социально ориентированным правовым порядком" *(588).
Первое место занимает такая основополагающая общечеловеческая ценность, как международный мир и всеобщая безопасность. При этом утверждается понимание безопасности как всеобъемлющей, охватывающей не только политику, но также экономику, социальную сферу, права человека, окружающую среду и др.
Углубляющийся разрыв между самыми бедными и самыми богатыми странами чреват серьезной угрозой международной безопасности. Преодоление этого разрыва требует совместных усилий государств и определенных жертв со стороны промышленно развитых стран во имя обеспечения общих интересов. Характерной чертой международного права стала концепция устойчивого развития, требующая уважения интересов всех стран: как развитых, так и развивающихся.
В результате в международном праве находит отражение идея солидарности, которая воплощается в международных актах. В принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 г. Декларации о международном экономическом сотрудничестве подчеркивается взаимная ответственность Севера и Юга, необходимость объединенных действий государств. В работе Р. Макдональда, посвященной принципу солидарности в международном праве, говорится, что солидарность понимается как "признание всеми государствами, что все они несут ответственность за всеобщее глобальное благополучие" *(589).
Ярким проявлением общих интересов в международном праве является концепция общего наследия человечества. В прошлом каждый был волен пользоваться международными пространствами, которые рассматривались как никому не принадлежащие (res nullius). Отныне они являются общим наследием, их режим определяется общим соглашением государств.
Международное право постепенно становится правом социальной справедливости и общего благополучия. Индийский ученый Р. Ананд отмечает: "Новая центральная задача сегодня состоит в развитии права сотрудничества, социальной справедливости и благосостояния, при котором государства могут активно сотрудничать на разных уровнях во имя общего благополучия человечества" *(590).
Отмеченные новые черты современных международных отношений и права должны тщательно учитываться при выяснении статуса третьих государств в современных условиях. Этот статус приобрел ряд новых аспектов, которые будут затронуты в дальнейшем. Здесь же лишь отмечу, что рост числа и роли международных организаций поставил вопрос о статусе третьих международных организаций. Учитывая существенные различия в международной правосубъектности государств и организаций, целесообразно рассматривать их статус как третьих сторон раздельно.
- Современное право международных договоров Том I. Заключение международных договоров Предисловие
- Вводная часть Наука и практика межгосударственных отношений
- Глава 1. Политика и общественные науки
- Глава 2. Общественные науки
- Глава 3. Внешняя политика и общественные науки
- Глава 4. Внешняя политика России и общественные науки
- Глава 5. Международное право: наука и практика
- Глава 6. Наука международного права
- Глава 7. Наука и практика сегодня
- Часть 1. Право международных договоров - Общая часть Глава 1. Понятие международного договора
- Глава 2. Понятие права международных договоров
- Глава 3. Кодификация права международных договоров
- Часть 2. Субъекты права международных договоров Глава 1. Круг субъектов
- Глава 2. Нетипичные субъекты
- Глава 3. Неправительственные организации
- Глава 4. Соглашения между государством и тнк
- Глава 5. Государства
- 1. Административно-территориальные единицы государств
- 2. Конфедерации и федерации
- 3. Федеральная оговорка
- Глава 6. Великие и невеликие державы
- 1. Великие державы
- 2. Невеликие державы
- 3. Мини-государства
- Глава 7. Международные организации
- Часть 3. Стороны в международных договорах Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Право на участие в договорах
- Глава 3. Право на участие в договорах и международное признание
- Часть 4. Третьи стороны
- Глава 1. Доктрина и международная практика
- 1. Доктрина
- 2. Международная практика
- 3. Отечественная практика
- 4. Договорные положения о третьих государствах
- 5. Международная судебная практика
- Глава 2. Позитивное международное право
- 1. Понятие третьего государства
- 2. Основные принципы международного права
- 3. Общее правило
- 4. Уважение договоров третьими сторонами
- 5. Договоры, предусматривающие обязательства для третьих государств
- 6. Договоры, предусматривающие права для третьих государств
- 7. Режим наибольшего благоприятствования
- 8. Отмена или изменение обязательств или прав третьих государств
- 9. Договорные нормы, которые становятся обязательными для третьих государств в качестве обычных
- 10. Договоры, устанавливающие объективный режим
- 11. Тенденции
- 12. Ответственность третьего государства
- Глава 3. Третьи международные организации
- Часть 5. Организационные формы подготовки договоров Глава 1. Дипломатические переговоры
- Глава 2. Международно-правовые основы переговоров
- Глава 3. Формы дипломатических переговоров
- Глава 4. Участники переговоров
- Глава 5. Участие в переговорах и международное признание
- Глава 6. Организация переговоров
- Глава 7. Характерные черты современных переговоров
- Глава 8. Гласность переговоров
- 1. Значение гласности
- 2. Гласность внешней политики и средства массовой информации
- Часть 6. Заключение договора
- Глава 1. Органы, представляющие государство при заключении договоров
- 1. Глава государства
- 2. Правительство
- 3. Министр иностранных дел
- 4. Главы дипломатических представительств
- 5. Министерства и ведомства
- 6. Полномочия и инструкции
- Глава 2. Полномочия представителей международных организаций
- Глава 3. Принятие и аутентификация текста
- 1. Принятие текста
- 2. Аутентификация текста
- Часть 7. Согласие на обязательность договора
- Глава 1. Согласие, выраженное подписанием
- Глава 2. Согласие, выраженное путем обмена документами, образующими договор
- Глава 3. Согласие, выраженное ратификацией, подтверждением, принятием или утверждением
- Глава 4. Согласие на обязательность договора, выраженное присоединением
- Глава 5. Оговорки
- 1. Понятие оговорки
- 2. Развитие института оговорок
- 3. Нормы об оговорках
- 3.1. Общее правило
- 3.2. Принятие оговорок и возражения против них
- 3.3. Юридические последствия оговорок и возражений против них
- 3.4. Снятие оговорок и возражений против них
- 3.5. Процедура, касающаяся оговорок
- 3.6. Проблемы, подлежащие решению
- Глава 6. Согласие международной организации на обязательность договора
- Глава 7. Согласие на обязательность части договора
- Глава 8. Обязанность не лишать договор его объекта и цели до вступления в силу
- Глава 9. Вступление в силу, временное применение, публикация договоров
- 1. Вступление договоров в силу
- 2. Временное применение договоров
- 3. Публикация договоров
- Часть 8. Конституционно-правовое регулирование процесса заключения договоров Глава 1. Тенденции развития конституционного права
- Глава 2. Конституционно-правовое регулирование процесса заключения договоров в Российской Федерации
- Часть 9. Форма международных договоров Глава 1. Значение формы
- Глава 2. Договор и его текст
- Глава 3. Язык договоров
- Глава 4. Письменная и устная формы
- Глава 5. Договоры и договоренности
- Глава 6. Наименования договоров
- Глава 7. Структура договоров
- 1. Титул
- 2. Преамбула
- 3. Центральная часть
- 4. Заключительная часть
- 5. Приложения
- Часть 10. Толкование договоров *(1765)
- Глава 1. Понятие толкования
- Глава 2. Объект и средства толкования
- Глава 3. Принципы и правила толкования
- Глава 4. Способы толкования
- Глава 5. Субъекты толкования
- 1. Государства
- 2. Международные органы и организации
- 3. Физические и юридические лица
- Глава 6. Толкование норм международного права как части права страны