3. Министр иностранных дел
Практика свидетельствует о росте роли и активности министра иностранных дел в принятии международных обязательств. Эта тенденция стала активно проявляться после Второй мировой войны. В прошлом министры иностранных дел в основном ограничивались заключением соглашений в форме совместных заявлений, обмена нотами и джентльменских соглашений. В.Н. Дурденевский в 1947 г. писал: "Международный обычай признает за главой ведомства иностранных дел: право заключения договоров, в частности, в форме обмена нот и джентльменских соглашений...." *(1134)
Х. Бликс уже в 1960 г. пришел к выводу, что "в отношении заключения международных договоров внутренняя компетенция министра иностранных дел в растущей мере приравнивается к компетенции главы государства (как основного органа исполнительной власти в отношении заключения договоров)". Одновременно он признал, что такое развитие не привело к созданию соответствующей нормы международного права *(1135). С таким выводом трудно согласиться. Как свидетельствует практика, расширение полномочий министра иностранных дел шло не столько по линии внутреннего права, сколько по линии международной практики.
Отмеченная тенденция объясняется увеличением количества заключаемых договоров. В результате за министром иностранных дел признается право полного представительства государства. Важным прецедентом в данном вопросе было решение Постоянной палаты международного правосудия 1933 г. о правовом статусе Восточной Гренландии *(1136).
Говоря о роли министра иностранных дел, следует отметить ее важный аспект, приобретающий растущее значение. Речь идет о значении актов МИД для судебной деятельности. В США существует практика признания судами обязательными для себя заключений госдепартамента по вопросам международного права. Аналогичная практика существует и в Англии *(1137).
Такая практика характерна далеко не для всех государств. Для иллюстрации сошлюсь на судебную практику Израиля. Заключение МИД считается окончательным, когда дело касается международного права. Однако когда суду предстоит решать чисто юридический вопрос и факты установлены, то это уже дело суда и исполнительная власть не может брать на себя его функции. При этом вопрос может решаться в соответствии как с международным, так и внутренним правом. Особенно это касается случаев, когда речь идет о правах индивида *(1138).
Согласно Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации" Президент, председатель Правительства и министр иностранных дел "в силу своих функций и в соответствии с международным правом ведут переговоры и подписывают международные договоры Российской Федерации без необходимости предъявления полномочий" (ст. 12) *(1139). Как видим, Закон подтверждает, что полномочия должностных лиц определяются не только внутренним, но и международным правом. При этом между ними наблюдается расхождение. Закон предусматривает лишь право на подписание, а Венская конвенция - право на совершение всех актов, относящихся к заключению договора. Следовательно, с точки зрения международного права указанные должностные лица могут без предъявления полномочий путем подписания выразить окончательное согласие на обязательность договора.
- Современное право международных договоров Том I. Заключение международных договоров Предисловие
- Вводная часть Наука и практика межгосударственных отношений
- Глава 1. Политика и общественные науки
- Глава 2. Общественные науки
- Глава 3. Внешняя политика и общественные науки
- Глава 4. Внешняя политика России и общественные науки
- Глава 5. Международное право: наука и практика
- Глава 6. Наука международного права
- Глава 7. Наука и практика сегодня
- Часть 1. Право международных договоров - Общая часть Глава 1. Понятие международного договора
- Глава 2. Понятие права международных договоров
- Глава 3. Кодификация права международных договоров
- Часть 2. Субъекты права международных договоров Глава 1. Круг субъектов
- Глава 2. Нетипичные субъекты
- Глава 3. Неправительственные организации
- Глава 4. Соглашения между государством и тнк
- Глава 5. Государства
- 1. Административно-территориальные единицы государств
- 2. Конфедерации и федерации
- 3. Федеральная оговорка
- Глава 6. Великие и невеликие державы
- 1. Великие державы
- 2. Невеликие державы
- 3. Мини-государства
- Глава 7. Международные организации
- Часть 3. Стороны в международных договорах Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Право на участие в договорах
- Глава 3. Право на участие в договорах и международное признание
- Часть 4. Третьи стороны
- Глава 1. Доктрина и международная практика
- 1. Доктрина
- 2. Международная практика
- 3. Отечественная практика
- 4. Договорные положения о третьих государствах
- 5. Международная судебная практика
- Глава 2. Позитивное международное право
- 1. Понятие третьего государства
- 2. Основные принципы международного права
- 3. Общее правило
- 4. Уважение договоров третьими сторонами
- 5. Договоры, предусматривающие обязательства для третьих государств
- 6. Договоры, предусматривающие права для третьих государств
- 7. Режим наибольшего благоприятствования
- 8. Отмена или изменение обязательств или прав третьих государств
- 9. Договорные нормы, которые становятся обязательными для третьих государств в качестве обычных
- 10. Договоры, устанавливающие объективный режим
- 11. Тенденции
- 12. Ответственность третьего государства
- Глава 3. Третьи международные организации
- Часть 5. Организационные формы подготовки договоров Глава 1. Дипломатические переговоры
- Глава 2. Международно-правовые основы переговоров
- Глава 3. Формы дипломатических переговоров
- Глава 4. Участники переговоров
- Глава 5. Участие в переговорах и международное признание
- Глава 6. Организация переговоров
- Глава 7. Характерные черты современных переговоров
- Глава 8. Гласность переговоров
- 1. Значение гласности
- 2. Гласность внешней политики и средства массовой информации
- Часть 6. Заключение договора
- Глава 1. Органы, представляющие государство при заключении договоров
- 1. Глава государства
- 2. Правительство
- 3. Министр иностранных дел
- 4. Главы дипломатических представительств
- 5. Министерства и ведомства
- 6. Полномочия и инструкции
- Глава 2. Полномочия представителей международных организаций
- Глава 3. Принятие и аутентификация текста
- 1. Принятие текста
- 2. Аутентификация текста
- Часть 7. Согласие на обязательность договора
- Глава 1. Согласие, выраженное подписанием
- Глава 2. Согласие, выраженное путем обмена документами, образующими договор
- Глава 3. Согласие, выраженное ратификацией, подтверждением, принятием или утверждением
- Глава 4. Согласие на обязательность договора, выраженное присоединением
- Глава 5. Оговорки
- 1. Понятие оговорки
- 2. Развитие института оговорок
- 3. Нормы об оговорках
- 3.1. Общее правило
- 3.2. Принятие оговорок и возражения против них
- 3.3. Юридические последствия оговорок и возражений против них
- 3.4. Снятие оговорок и возражений против них
- 3.5. Процедура, касающаяся оговорок
- 3.6. Проблемы, подлежащие решению
- Глава 6. Согласие международной организации на обязательность договора
- Глава 7. Согласие на обязательность части договора
- Глава 8. Обязанность не лишать договор его объекта и цели до вступления в силу
- Глава 9. Вступление в силу, временное применение, публикация договоров
- 1. Вступление договоров в силу
- 2. Временное применение договоров
- 3. Публикация договоров
- Часть 8. Конституционно-правовое регулирование процесса заключения договоров Глава 1. Тенденции развития конституционного права
- Глава 2. Конституционно-правовое регулирование процесса заключения договоров в Российской Федерации
- Часть 9. Форма международных договоров Глава 1. Значение формы
- Глава 2. Договор и его текст
- Глава 3. Язык договоров
- Глава 4. Письменная и устная формы
- Глава 5. Договоры и договоренности
- Глава 6. Наименования договоров
- Глава 7. Структура договоров
- 1. Титул
- 2. Преамбула
- 3. Центральная часть
- 4. Заключительная часть
- 5. Приложения
- Часть 10. Толкование договоров *(1765)
- Глава 1. Понятие толкования
- Глава 2. Объект и средства толкования
- Глава 3. Принципы и правила толкования
- Глава 4. Способы толкования
- Глава 5. Субъекты толкования
- 1. Государства
- 2. Международные органы и организации
- 3. Физические и юридические лица
- Глава 6. Толкование норм международного права как части права страны