logo search
Эл

5.19. Журналистика Российской Федерации и властные структуры

Усиление государственной власти в Российской Федерации не сопровождалось развитием официальных средств массовой информации. Были созданы всего две правительственные газеты – «Российская газета» и «Российские вести». Вместо нормативной официальной прессы, интересной тем, что она выражает мнение правительства, было создано Министерство печати.

Демократическая направленность прессы, свобода ее сужде­ний, стремление к независимости вызвали даже в новых услови­ях неадекватную реакцию со стороны властных структур, сохра­нявших в своем сознании приверженность к административно-командным методам взаимоотношений с журналистикой. Сред­ства массовой информации подвергались критике со стороны всех властных структур. Прессу обвиняли то в односторонности публикаций, то в отсутствии четкой позиции, то в нагнетании социальной напряженности, то в тенденциозности.

Взаимоотношения парламента со средствами массовой ин­формации были и продолжали оставаться не лучшими. Наступ­ление Верховного Совета на свободу слова велось и на заседа­ниях, когда в парламенте обсуждался вопрос о средствах массо­вой информации или когда парламент стремился превратить в собственный орган газету «Известия», и в многократных акциях, направленных на то, чтобы диктовать свою волю Российскому телевидению...

Попытки парламента ограничить свободу прессы, установить диктат над ней вызвали протест со стороны журналистов и ру­ководителей средств информации, их обращения к президенту с требованием не допустить возврата к прошлому.

Российское общество к середине 90-х гг. не испытывало не­достатка в политических свободах. Однако средства массовой информации постоянно находились под угрозой ограничения их свободы не только со стороны парламента, но и со стороны многих политических партий.

Образовавшийся в российском законодательстве правовой ва­куум породил факты убийства журналистов по политическим мотивам. Их убивали тогда, когда они рассчитывали «получить важные документы, необходимые для журналистского расследо­вания серьезных финансовых нарушений в структуре власти».

Много знакомых проявлений административно-командной системы осталось во взаимоотношениях между местными власт­ными структурами и прессой. Они стремятся, вопреки отсутствию реальных прав, подчинить или приручить местную печать, за­ставить ее выражать похвалу их деятельности. Для этого исполь­зуются экономические и многие другие рычаги. Редакционную политику большей части региональных СМИ изменил приход новых соучредителей – областных, городских и районных администраций. Они предложили газетам финансовую помощь в обмен на право соучредительства.

Для установления контроля над СМИ исполнительная власть использует не только экономические, но и широко применявшиеся админис­тративно-командной системой методы. Это в первую очередь возобновление практики подбора руководящих кадров СМИ по принципу политической лояльности.

Несовершенство российского законодательства, нарушения закона РФ «О средствах массовой информации» со стороны властных структур самых различных уровней лишают журналистику предоставленных ей конституционных свобод, приводят к актам произвола и насилия над личностью журна­листа. Основываясь на сообщениях периодической печати, пра­возащитных организаций и журналистов, а также агентства Экс­пресс-Хроника, подобные данные регулярно публикует ежеме­сячный бюллетень «Законодательство и практика средств массо­вой информации».

Во взаимоотношениях журналистики и властных структур приоритетным стал вопрос о государственной поддержке средств массовой информации, защите их от финансового краха. В их свободе от финансовых структур заинте­ресовано в первую очередь государство.

В практику российской журналистики вошли встречи прези­дента страны с руководителями СМИ, с тележурналистами. Посвящаются они различным проблемам, но не­изменными остаются вопросы профессионального мастерства журналистов и требование не допустить давления на прессу со стороны парламента, защитить СМИ от попыток с чьей бы то ни было стороны ограничить свободу слова.

Чрезвычайно важным фактором, гарантирующим реализацию провозглашенных свобод прессы, является профессиональная этика журналиста. Здесь должны быть четко обозначены основные мораль­ные, этические, нравственные ориентиры, которыми должен ру­ководствоваться журналист, для того чтобы его деятельность да­вала аудитории объективную информацию.

Как показывает практика, нередко напряжение во взаимоотношениях между органами власти и прессой возникает по вине журналистов. В погоне за сенсацией в собственном представлении о вседозволенности они порой пренебрегают эле­ментарными этическими и профессиональными нормами, вызы­вая тем самым неприязнь не только к себе, но и к органу, кото­рый они представляют.

В условиях демократизации и гласности все более настоя­тельно встает вопрос о том, что деятельность прессы, ее взаимо­отношения с гражданами и организациями должны регламенти­роваться не только Законом о СМИ, но и нормами профессио­нальной этики.

Эффективность средств массовой информации как бизнеса во многом зависит от профессионального уровня журналистов, занятых подготовкой рекламы для печати или аудиовизуальных средств информации. Введение новых специализаций, научно-методическая и педагогическая разработка нормативных и спе­циальных курсов стали насущной потребностью организации журналистского образования. С начала 90-х гг. на факультете журналистики МГУ, на факультетах жур­налистики других университетов и высших учебных заведений, готовящих работников печати, телевидения и радио, открыты от­деления рекламы, дизайна, маркетинга.