logo
История русских медиа 1989 — 2011

Маша Гессен

заместитель главного редактора проекта «Сноб»

На работу в «Сноб» меня позвали как раз в тот день, весной 2008 года, когда Михаил Прохоров объявил, что он дает деньги на формирование новой компании, которая перевернет журналистскую профессию с ног на голову. В тот момент были понятны общие рамки проекта, и моей первой задачей было сложить их в единый портрет нашей аудитории. Было известно, что проект — для состоявшихся людей, было известно название «Сноб», и была задана надгеографичность. Термина «глобальный русский» тогда еще не было — его Володя Яковлев придумал чуть позже.

 Картинка сложилась такая. Наш читатель, он же наш участник, — это человек, который посвятил последние 10–15 лет своей жизни собственному становлению, своему частному обустройству. Для кого-то это связано с зарабатыванием денег, для кого-то — с достижением творческих целей, для кого-то — с чисто профессиональным успехом, для кого-то еще с чем-то, но в общем в 90-е и начале нулевых огромное количество русскоязычных людей во всем мире занимались выстраиванием собственной идентичности. При этом процесс этот проходил параллельно у тех, кто уехал из России, и у тех, кто остался, потому что после развала СССР все мы должны были выстроить себя заново. Когда человек заканчивает процесс выстраивания идентичности, процесс возведения буквальных и фигуральных стен вокруг себя, он естественным образом хочет оглядеться по сторонам, выйти за пределы этих стен. И тут выясняется, что ему не хватает места — и инструментов — для разговора не об узкопрофессиональном, а о важном в жизни вообще.

 Смысл всего проекта заключается в том, чтобы выстроить площадки для этого разговора о важном. Офлайн — это мероприятия проекта, лекции, публичные дискуссии. Онлайн — это полемика на сайте. И на бумаге это журнал, который является первым в России журналом категории general interest. То есть о жизни.

 Собственно, за три года существования проекта в этой рамочной концепции ничего не изменилось. Изменились какие-то наши представления о том, как это делать. Пожалуй, главное, что изменилось, — это мое представление о том, как выглядит наше внутреннее устройство. Вначале я думала, что это будут такие концентрические круги: самый маленький — редакция, побольше — отобранные вручную первые участники, еще больше — подписчики, которые пришли, когда появилась такая возможность, самый большой — читатели, которые при­ходят на сайт или покупают журнал в роз­нице, но не считают себя участниками проекта. Теперь я представляю себе это скорее как диаграмму Венна: отдельные круги, части которых накладываются друг на друга и таким образом создают участки особого интереса — редакция, онлайновое сообщество, офлайновое сообщество, три отдельные сущности, которые находятся в постоянном взаимодействии.