logo
История русских медиа 1989 — 2011

Алена Долецкая

главный редактор журнала Vogue (1998–2010)

Первый номер журнала Vogue вышел в России в 1998 году, в самый разгар кризиса. Нам пришлось отменить роскошный запуск на Красной площади со всеми мыслимыми и немыслимыми для Москвы представителями моды, фотографии, журналистики. Это, впрочем, не помешало нам сделать роскошную обложку, снятую Марио Тестино и Карин Ройтфельд с двумя супермоделями Кейт Мосс и Эмбер Валеттой на фоне Красной площади. Мы читали с грустью и улыбкой за­метки в МК: «Вышел первый и последний номер русского Vogue». С улыбкой, потому что знали: журнал с рынка не уйдет.

Занятная история была со второй обложкой, когда в стране было совсем печально и кисло. У нас был выбор: или роскошная, с декольте, привлекательная Джулия Ормонд (она тогда сыграла в «Сибирском цирюльнике»), или модель Джейми Кинг, которую снял в московском метро фотограф Перри Огден. Выбрали модель, решив, что ее невызывающий вид будет больше соответствовать ситуации в стране и настроению читателей.

Из первого кризиса страна вышла довольно быстро, в экономике начался небывалый для посткоммунистической России рост. И люди быстро начали привыкать к дорогим вещам, к новой визуальной культуре. Vogue им в этом помогал.

До выпуска первого номера пришлось написать пяток сценариев, по которым мог развиваться журнал. Хотелось сделать его именно русским, а не копией американского или английского, просто на русском языке.

В первых иностранных отелях в России после перестройки было правило: никогда не брать на работу тех, кто работал в советских отелях. Такое же правило поначалу было и у меня — никаких людей с опытом работы в русском глянце. Значительно легче учить, чем переучивать, особенно тех, кто считает, что и так все знает.

Русский глянец трудился честно и верно, и к тому моменту почти все основные игроки заняли свои места. Тогда мне нравилось гово­рить, что «журнал Vogue пришел последним, как император, который появляется последним, после своей свиты». В бизнес-смысле это было правильное решение — в спешке только сами знаете кто родится. Время показало, что мы сделали все правильно.

 Глянцу сложно быть умным. Лучше профессиональным. И от других глянцевых изданий, мне кажется, мы отличались амбициями, ориентацией на высокие цели. Ориентацией на мировой бренд. Vogue не заигрывал с толпой, если хотите. Аудитория к тому моменту уже насытилась тем, что ей было предложено, и хотела новых высот. Их мы и предложили.