Игорь Шулинский
главный редактор журнала «Птюч» (1994–2003)
Сначала была идея просто открыть клуб, в нем — галерею, а в ней — издавать такой газетный журнал, рассказывающий о том, что происходит в клубе и галерее. Потом в силу своей наивности я думал выпускать журнал художественного характера: жесткий, концептуальный, устрашающий. Но в самом конце 1993 года в моей судьбе появился Женя Райцес (дизайнер и архитектор. — Прим. ред.): мы с ним много говорили, думали, смотрели всякие The Face и пришли к решению, что это должен быть журнал, отражающий всю шероховатость и призрачность моего творческого пути, если с иронией говорить. В результате в «Птюче» был кусочек клубного журнала, были большие заметки о каких-то художественных вещах ну и так далее.
Мы были как котята слепые — абсолютно не знали, куда, чего и зачем. Журналов тогда не было — один только «Домовой». С другой стороны, вес журналов был колоссален. Каждого, кто ехал за границу, просили только об одном — привези журналы. Я помню, привозил The Face и Wired — люди на них просто набрасывались: это был единственный источник, по которому можно было понять, что происходит в мире.
Я тут был в Ростове, и мне рассказали, что «Птюч» финансировался наркомафией. Ну конечно! Первое время деньги давал Александр Голубев (один из основателей «Птюча». — Прим. ред.): к тому времени он уже был серьезным бизнесменом, занимался недвижимостью. А потом предложил: «Ребята, если вы хотите, чтобы все было честно, внесите деньги». А мы ему: мол, денег нет, есть только квартиры. «Ну продайте квартиры и внесите деньги». Так и сделали, внесли свои пять-семь процентов и стали совладельцами «Птюча». Это был, конечно, поступок идиотов. Но мы относились к «Птючу» не как к бизнесу, а как к ребенку. Если ему было что-то нужно, мы несли последнее.
Я, когда сейчас читаю наш журнал, удивляюсь, насколько свободно мы выражались. Как будто жили в свободном обществе. Конечно, потом понимаешь, что не всякая свобода имеет право на страницы прессы. Но мы же тогда учились, поэтому было так. Было много неформатной, скажем так, лексики, фраз типа «голова проваливается в трусы». Мата, кстати, было не так много, как всем кажется. Помню, мы делали интервью с Иваном Салмаксовым и страшно накурились. Сейчас его читаешь и думаешь: «Бл…дь, как можно было это написать! Как это можно было читать!» От многих статей в «Птюче» такое ощущение. Но мы пытались говорить на живом языке, пытались этот язык формулировать.
Почему закончился «Птюч»? А почему закончился журнал The Face? Или журнал Details? Их нет — они исчезли вместе со своим временем. «Птюч» — такой же поколенческий журнал, как, скажем, «ОМ» или «Матадор». Они как The Beatles, The Rolling Stones и The Who. Они могли существовать только в определенное время. По идее, они должны были дать какой-то пинок развития национальной журналистики, но им на смену пришли западные сетевые журналы, а своего ничего так и не появилось. В результате мы стали памятниками — людьми, которые что-то когда-то сделали. Конечно, все должно было быть не так. Но мы сами в этом виноваты.
- Афиша.Ру
- История русских медиа 1989—2011
- Содержание (ссылки ведут в Интернет)
- «Коммерсант». Декабрь 1989
- Александр Тимофеевский
- «Европа Плюс». 30 апреля 1990
- «Вид» и «Поле чудес». 25 октября 1990
- «Матадор». 5 января 1991
- «Спорт-Экспресс». 14 августа 1991
- Путч и «Эхо Москвы». 19 августа 1991 года
- Алексей Венедиктов
- «Коммерсант-Daily». Сентябрь 1992
- Александр Тимофеевский
- Максим Ковальский
- Тв-6. 1 января 1993
- Эдуард Сагалаев
- Михаил Шац
- «Сегодня». 23 февраля 1993
- Дмитрий Остальский
- «Новая газета». 1 апреля 1993
- Дмитрий Муратов
- Нтв: начало. 10 октября 1993
- Евгений Киселев
- Леонид Парфенов
- Евгений Киселев
- Артемий Троицкий
- Cosmopolitan. Май 1994
- Дерк Сауэр
- Елена Мясникова
- Артемий Троицкий
- Дерк Сауэр
- «Максимум». 1994
- Михаил Козырев
- «Птюч». Сентябрь 1994
- Игорь Шулинский
- «Мегаполис-Экспресс». Осень 1994
- Орт и убийство Листьева. Весна 1995
- Борис Березовский
- Константин Эрнст
- Александр Любимов
- Playboy. Лето 1995
- Артемий Троицкий
- «Эксперт». Июль 1995
- «Ом». Ноябрь 1995
- Светлана Рейтер
- «Итоги». Май 1996
- Сергей Пархоменко
- «Не дай Бог!» и выборы-96. Весна-лето 1996
- Андрей Колесников
- Борис Березовский
- «Вечерний интернет». 1996
- Антон Носик
- Демьян Кудрявцев
- Нтв: расцвет. 11 ноября 1996
- Евгений Киселев
- Артемий Троицкий
- «Столица». Январь 1997
- Александр Тимофеевский
- Валерий Панюшкин
- Vogue. 1998
- Алена Долецкая
- Polit.Ru и Gazeta.Ru. 1998
- Дмитрий Ицкович
- Антон Носик
- Mtv. 25 сентября 1998
- Тутта Ларсен
- «Наше радио». 14 декабря 1998
- Михаил Козырев
- Максим Соколов. 1999
- Максим Соколов
- «Ведомости». Сентябрь 1999
- Дерк Сауэр
- Леонид Бершидский
- Доренко против Лужкова. Сентябрь 1999
- Сергей Доренко
- Колесников о Путине. 12 марта 2000
- Gq. Март 2001
- Алексей Зимин
- Разгром «Медиа-Моста». Апрель 2001
- Евгений Киселев
- Владимир Кара-Мурза
- Сергей Пархоменко
- Леонид Парфенов
- «За стеклом». 27 октября 2001
- Иван Усачев
- Михаил Козырев
- Русский жж. Февраль 2001
- «Жизнь». 2001
- Арам Габрелянов
- «Большая стирка». Июнь 2001
- Андрей Малахов
- Новое нтв. 2002
- Леонид Парфенов
- Стс. 2002
- Александр Роднянский
- Forbes. Апрель 2004
- Желтое нтв. Апрель 2005
- Николай Картозия
- Esquire. Апрель 2005
- Филипп Бахтин
- Социальные интернет-медиа. 2006
- Дмитрий Навоша
- Василий Эсманов
- «Сноб». Октябрь 2008
- Маша Гессен
- Владимир Яковлев
- Борис Акимов
- «Дождь». 27 апреля 2010
- Наталья Синдеева
- Сергей Пархоменко
- Игорь Шулинский
- Александр Тимофеевский