logo
История русских медиа 1989 — 2011

Антон Носик

главный редактор «Вечернего интернета» (1996–2001)

«Вечерний интернет» был главным интернет-СМИ до появления «Газеты.ру». Он вырос из бумажной интернет-колонки, которую я вел в израильской газете «Вести», где мы вместе с Демьяном Кудрявцевым (в тот момент — учредитель компании Cityline. — Прим. ред.) работали. Интернет образца 1996 года, по оценке Минсвязи, насчитывал 60 тысяч пользователей в стране, на страницу «Вечернего интернета» заходили иногда две тысячи посетителей. Главный вопрос провайдеров в эпоху первоначального накопления пользователей заключался в том, зачем бы люди стали ходить в интернет. И единственным ответом был контент — не чат, не переписка. А контент надо было создавать.

 Первый вид контента, который был нужен людям с ничтожным сетевым опытом, — своего рода путеводитель: куда можно ходить, какими программами и сервисами пользоваться, справочная история. Ну я и писал: здесь можно поучаствовать в литературной деятельности, здесь — завести ящик или страницу.

 В «Вечернем интернете» соорганизовалось сообщество, возникла гостевая книга — обратная связь возникла сама собой. Это, конечно, был уже интерактив. Эти люди до сих пор между собой общаются, хотя они разбросаны по миру.

 В 2001 году, когда все закончилось, в русском интернете уже была индустрия, игроки и довольно-таки диверсифицированные профессионалы. Последний выпуск «Вечернего интернета» был посвящен тому, как с помощью Путина сайты поднимают свой трафик — и это уже была критика работы баннерной индустрии. В 1996-м вообще не было этой индустрии, не то что критики. Все еще предстояло придумать, построить, уточнить правила, получить какие-то измерительные инструменты. А в конце наш проект светом в окошке уже ни для кого не был. Если бы он продолжался, был бы одним из. Но те, кого мы приучили к «Вечернему интернету», не остались в чистом поле.