logo
История русских медиа 1989 — 2011

«Не дай Бог!» и выборы-96. Весна-лето 1996

Перед угрозой победы коммунистов на президентских выборах почти все СМИ объединяются. Государственные и частные каналы хором поддерживают Ельцина, в пятницу перед днем голосования ОРТ показывает «Поле чудес», в которой играют персонажи сатирической передачи «Куклы» (выигрывает Ельцин). Символом пропагандистской кампании, по сути, заложившей модель для всех последующих, становится выходящая миллионными тиражами и попадающая в каждый почтовый ящик страны газета «Не дай Бог!», которую делают журналисты «Коммерсанта».

 Константин Эрнст

в 1996-м — генеральный продюсер ОРТ

В это время Андрей Васильев работал пресс-секретарем канала, поэтому по поводу газеты «Не дай Бог!» я все очень хорошо знаю. Накануне 1996-го было полное ощущение, что Ельцин, который начал год с 4 процентами поддержки, не сдюжит и коммунисты вернутся. И любой способ, который помогал не дать коммунистам вернуться, был эффективен. К этому времени в Ельцине персонифицировалось все недовольство случившимся: чудовищным ухудшением уровня жизни, уличной стрельбой, огромными проблемами, которые свалились на всех. Многие тогда решили: «Ну его на фиг, возвращаемся обратно». И все могло возвратиться. Вовсе не из-за пренебрежения к печатным СМИ, а от знания реальности: газета к середине 1990-х была уже двухствольным дробовиком, а телевидение — системой «Град». Так что «Не дай Бог!» был классный арт-проект.