logo
История русских медиа 1989 — 2011

Артемий Троицкий

редактор-основатель Independent Media

Вся профессиональная глянцевая история началась с прибытия в нашу страну Дерка Сауэра. Он приехал из Голландии с некоторой суммой денег, полученной от каких-то голландских гуманитарных фондов, и с миссией начать в абсолютно нецивилизованной в отношении медиа России новое журнальное дело. Первым делом он основал издание под названием Moscow Magazine — это был уже вполне глянцевый журнал, по формату где-то между городским изданием, экспатским и изданием типа Time, выходил одновременно на русском и английском. Через три-четыре года Дерк стал выпускать ежедневную газету The Moscow Times — а следующим уже был запущен первый стопроцентно глянцевый проект, русское издание Cosmopolitan. Он был первым, он же был и остается самым прибыльным и успешным глянцевым журналом в Российской Федерации. Никого другого даже рядом не стояло. Сауэр вообще абсолютно выдающийся человек. Я считаю, что со времен голландцев, которых Петр I привез, таких важных голландцев у нас в стране и не было. Сауэр реально создал глянцевую индустрию в стране, и самое удивительное — то, что он сделал это, пользуясь исключительно западной рецептурной книгой. Я могу сказать абсолютно точно: Дерк никогда не давал взяток, не практиковал откаты, не лизал ботинки начальству, не вступал в сговор с бандитами. В этом смысле он уникум. При этом он реальный скромняга, избегающий публичности, хотя это такой герой медиабизнеса, что все Яковлевы-Шмяковлевы по сравнению с ним — мелкие авантюристы.

 При всей очевидной форматности и ограниченности «Космо», особенно в первые годы, сыграл, я считаю, огромную роль в промывании мозгов и коррекции менталитета русских девушек. Речь не только о том, что он научил их пользоваться тампаксами, — что, кстати, тоже важно. Главное — что он научил наших традиционно заскорузлых женщин чувствовать себя намного автономнее по отношению к мужчинам. Понимать, что девушка — не только охотница за женихами с перспективой быть за оным как за каменной стеной; что можно жить собственной веселой жизнью. Не только быть использованной мужчинами, но и самой ими пользоваться. В этом смысле «Космо» произвел если не революцию, то как минимум бескровный переворот в девичьих головах