logo
История русских медиа 1989 — 2011

Русский жж. Февраль 2001

Филолог и журналист из Тарту Роман Лейбов делает первую запись в американском блогерском сервисе LiveJournal: «Попробуем по-русски… Смешная штука». В следующие несколько лет LiveJournal, сначала работавший по приглашениям, а потом разрешивший свободную регистрацию пользователей, обзаводится русским прозвищем ЖЖ и становится едва ли не более важной площадкой для свободной текущей полемики, чем официальные СМИ; существенные новости там тоже зачастую появляются раньше. Кончится все тем, что сервис купит российская ком­пания «Суп», а официальный дневник себе ­заведет президент Медведев.

 Роман Лейбов

первый российский пользователь LiveJournal

Я пришел в ЖЖ совершенно случайно, по ссылке с сайта, который, вообще-то, не имел обыкновения читать регулярно. Это была гостевая книга одного из проектов Михаила Вербицкого, там он давал ссылку (помнится, совершенно не связанную с темой дискуссии, просто в формате «а вот еще»). Мне понравилось сразу, тем более что тогда уже имелся клиент для публикации, который позволял редактировать и сохранять записи независимо от наличия связи в данный момент. Связь, нужно сказать, тогда была ненадежной. Потом уже появились другие люди. Из первого поколения, на­верное, принципиально важными персонажами для популяризации этой штуки были Михаил Якубов и Антон Носик. Когда я там появился, там не было ничего. То есть у меня не было ни одного друга. Потом некоторое время была маленькая тусовка, человек на тридцать. Это пространство довольно быстро наполнилось старыми сетевыми персонажами, новый формат позволил расширить и углубить старые связи, подтянулся молодняк, завелась жизнь, которая сперва была достаточно продуктивна в смысле порождения информации. Шума в системе было немного, не было рекламы, спама, почти не было троллинга, была какое-то время презумпция осмысленности реплик и репутационной ответственности. Следующие генерации оказались какими-то неприятными. Нормальная история про стариков, в общем, которым нигде не место.

 Взаимоотношение ЖЖ и СМИ никак не происходило. Это скорее была экзотическая тема — мол, чудаки занимаются ерундой. Понадобилось одновременное закручивание гаек в СМИ (часто — добровольное, не будем вешать всех собак на Путина, он и так весь в животных) и наполнение ЖЖ народом, чтобы этот конгломерат блогов начал играть в России роль коллективного Ассанжа, который все СМИ мониторят вслед за начальством. Почему в России ЖЖ стал таким важным медийным феноменом, притом что нигде таким больше не был? Случайно. Отчасти потому что был первым, отчасти потому что народ в начале подобрался правильный в этом смысле. Но ЖЖ не превратился ни в какой аналог толстых журналов. Он превратился в аналог мегаполиса с его неразберихой, повышенной криминогенностью, экологическими проблемами и неизбежными эксклюзивными бутиками с напитками для животных.