Артемий Троицкий
главный редактор русского Playboy (1995–2000)
После успеха Cosmopolitan на Сауэра посыпалось огромное количество предложений от других западных издательских домов. В том числе объявился и Playboy International. Дерк предложил мне представить концепцию журнала. Я хотел сделать интеллектуально-эротический журнал. Что-то вроде «Нового мира» — ну или «Юности», — но с голыми девушками. Мне вообще всю жизнь было интересно заниматься просветительством — и тут я тоже хотел изменить традиционные русские представления о настоящем мужике как о вечно пьяном, жирном, неухоженном, по-хамски относящемся к женщинам. Мне хотелось продемонстрировать нашим мужчинам, что возможны и другие — более привлекательные — типажи. Джентльмен, плейбой, вообще ухоженный галантный мужчина, динамичный, следящий за собой, культурный и — что главное в контексте журнала — уважительно, восхищенно и в то же время играючи относящийся к женщинам. Концепция понравилась.
Первые два года работы в Playboy были настоящим праздником. Этот журнал стал могучим магнитом для одних и абсолютным жупелом для других. В Красноярске его запретили к распространению как порнографию, в Новосибирске местная дума постановила продавать его только в секс-шопах, даже в либеральном Петербурге был проведен какой-то милицейский рейд по изъятию журналов из продажи, и я ездил в Смольный к Собчаку это заминать. Точно так же я регулярно ходил в Госкомпечать, где мы утверждали с чиновниками квоты на сиськи и письки. С другой стороны, тут же нарисовалось энное количество крутых парней, бандитов, которые хотели делать с Playboy все — начиная от того, что мне чуть ли не под дулом пистолета навязывали их боевых подруг как девушек месяца и заканчивая многочисленными предложениями о вечеринках, клубах, конкурсах и прочем.
Я представлял себе свою работу как лавирование между Сциллой и Харибдой, где Сцилла — это Госкомиздат, цензура и менты, а Харибда — это читатель, который хочет секса, секса и еще раз секса. Но оказалось, что главные в журнале — рекламодатели, и это игрок номер один. Сначала я их игнорировал, но когда журнал стал приносить большие деньги и привлекать дорогую рекламу, рекламодатели превратились в вершителей судеб. И стали говорить, дескать, писатель Битов — это слишком занудно, а фоторепортаж о московских проститутках — слишком скандально. Стало больше страниц о всей этой мужской моде, гаджетах, автомобилях и прочей херне. И я стал из Playboy потихоньку уходить.
Я даже диссертации читал про то, что праязык русского мужского глянца был задан Playboy. Мой стиль зиждется на нескольких принципах. Первый — определенное всезнайство: я знаю то, чего не знаете вы, и готов с удовольствием с вами этим поделиться. Дальше — ирония. Плюс фрондерство, непочтение ко всяким традиционным жлобским и косным институтам. Все это потом продолжалось и в других журналах — но, естественно, со своими уклонами. Сережа Мостовщиков в «Столице» внес в это дело такую псевдонародную ерническую наивность. Игорь Григорьев из «ОМ» — скандалезность, замешанную на гомоэротике. Наверное, ближе всего к тогдашнему Playboy стоит нынешний так называемый интеллектуальный глянец, GQ и Esquire. Но Playboy был веселее. Контрастнее. Мне вообще всегда нравилась такая диалектика в духе душа Шарко, прыганье между высоким и низким, прекрасным и отвратительным.
- Афиша.Ру
- История русских медиа 1989—2011
- Содержание (ссылки ведут в Интернет)
- «Коммерсант». Декабрь 1989
- Александр Тимофеевский
- «Европа Плюс». 30 апреля 1990
- «Вид» и «Поле чудес». 25 октября 1990
- «Матадор». 5 января 1991
- «Спорт-Экспресс». 14 августа 1991
- Путч и «Эхо Москвы». 19 августа 1991 года
- Алексей Венедиктов
- «Коммерсант-Daily». Сентябрь 1992
- Александр Тимофеевский
- Максим Ковальский
- Тв-6. 1 января 1993
- Эдуард Сагалаев
- Михаил Шац
- «Сегодня». 23 февраля 1993
- Дмитрий Остальский
- «Новая газета». 1 апреля 1993
- Дмитрий Муратов
- Нтв: начало. 10 октября 1993
- Евгений Киселев
- Леонид Парфенов
- Евгений Киселев
- Артемий Троицкий
- Cosmopolitan. Май 1994
- Дерк Сауэр
- Елена Мясникова
- Артемий Троицкий
- Дерк Сауэр
- «Максимум». 1994
- Михаил Козырев
- «Птюч». Сентябрь 1994
- Игорь Шулинский
- «Мегаполис-Экспресс». Осень 1994
- Орт и убийство Листьева. Весна 1995
- Борис Березовский
- Константин Эрнст
- Александр Любимов
- Playboy. Лето 1995
- Артемий Троицкий
- «Эксперт». Июль 1995
- «Ом». Ноябрь 1995
- Светлана Рейтер
- «Итоги». Май 1996
- Сергей Пархоменко
- «Не дай Бог!» и выборы-96. Весна-лето 1996
- Андрей Колесников
- Борис Березовский
- «Вечерний интернет». 1996
- Антон Носик
- Демьян Кудрявцев
- Нтв: расцвет. 11 ноября 1996
- Евгений Киселев
- Артемий Троицкий
- «Столица». Январь 1997
- Александр Тимофеевский
- Валерий Панюшкин
- Vogue. 1998
- Алена Долецкая
- Polit.Ru и Gazeta.Ru. 1998
- Дмитрий Ицкович
- Антон Носик
- Mtv. 25 сентября 1998
- Тутта Ларсен
- «Наше радио». 14 декабря 1998
- Михаил Козырев
- Максим Соколов. 1999
- Максим Соколов
- «Ведомости». Сентябрь 1999
- Дерк Сауэр
- Леонид Бершидский
- Доренко против Лужкова. Сентябрь 1999
- Сергей Доренко
- Колесников о Путине. 12 марта 2000
- Gq. Март 2001
- Алексей Зимин
- Разгром «Медиа-Моста». Апрель 2001
- Евгений Киселев
- Владимир Кара-Мурза
- Сергей Пархоменко
- Леонид Парфенов
- «За стеклом». 27 октября 2001
- Иван Усачев
- Михаил Козырев
- Русский жж. Февраль 2001
- «Жизнь». 2001
- Арам Габрелянов
- «Большая стирка». Июнь 2001
- Андрей Малахов
- Новое нтв. 2002
- Леонид Парфенов
- Стс. 2002
- Александр Роднянский
- Forbes. Апрель 2004
- Желтое нтв. Апрель 2005
- Николай Картозия
- Esquire. Апрель 2005
- Филипп Бахтин
- Социальные интернет-медиа. 2006
- Дмитрий Навоша
- Василий Эсманов
- «Сноб». Октябрь 2008
- Маша Гессен
- Владимир Яковлев
- Борис Акимов
- «Дождь». 27 апреля 2010
- Наталья Синдеева
- Сергей Пархоменко
- Игорь Шулинский
- Александр Тимофеевский