logo search
ответы к госу 2010

17. Типология учебных изданий. Специфика редакторской подготовки учебных изданий

Уч.изд.- «издание, содержащее систематизированные сведения науч. или прикладного хар-ра, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанные на учащихся разного возраста». Предмет - знания и представления, методы их применения; Ф-ции: коммуник.; информ.; познавательная; развивающ.; воспитыв. Чит. адрес - различные группы обучаемых и обучающих. Виды: Программно-методические определяют цели и задачи, структуру, содержание дисциплин, объем материала по отдельным вопросам, последовательность их рассмотрения. Предназначены преподавателям и методистам, организующим учебный процесс. В учеб. плане опр-ся формы и виды обучения, порядок, сроки теор., практ.и лаб.занятий, дом. зад., самост. работ, курсовых и дипломных, формы контроля знаний, время проведения экзаменов. Учеб. программы опр-т содержание и объем знаний, умений, навыков, которыми необходимо овладеть за определенный промежуток времени. Учебно-методические- метод. указания, руководства, содерж. мат-лы по методике преподавания учеб. дисциплины, выполнения контр. работ, курсовых и дипломных, по организации самостоятельной работы. Обучающие Учебник вкл. апробированные данные и сведения, раскрывает метод.аспекты получения знаний, дает хар-ку важнейших процессов и явлений. Изложение д.б. последовательно, системно, логически обосновано. Объем и структура учебника определяются учеб. программой, которую учебник охватывает целиком. Вкл. метод. мат-лы. По содержанию: общие и специальные учебники. Вузовский учебник по хар-ру инфо сближается с науч. монографией. Учеб. пособие - в дополнение к учебнику. Соответствует программе учеб. курса в целом или ее разделу и содержит новый материал по курсу. Можно вкл.спорные проблемы, разные точки зрения на проблему. Для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебными программами. Курс лекций - лекции одного автора по дисциплине или лекции неск. авторов по неск. вопросам одной дисциплины. Новый оригинальный материал. Авторская работа. Вспомогательные. Практикумы- сборники задач, упр. и контрольных работ, пособия, руководства по проведению лаб., практ., дом. работ, задания для проведения практ. занятий, пособия, руководства по выполнению курсовых и дипломных. Для формирования навыков практ. работы. Содержание отражает осн. аспекты учеб. курса, повторяя теор. и практ. вопросы для детального их рассмотрения и закрепления. Хрестоматия - сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника. Документы, лит. произведения и фрагменты из них, метод. указания. Книги для чтения -в помощь изучающим ин.яз. Учебно-методический комплекс-комплекс взаимодоп. изданий Обеспечить нбх уровень знаний и навыков. При подготовке учебного издания необходимо учитывать его место в УМК.

Содержание. Ориентация на учеб.программу, кот. определяет состав инфо и послед-ть изложения. Деление на части д.б. подчинено законам овладения инфо - объем должен соотноситься с возм-тями усвоения и запоминания мат-ла в промежуток времени. Каждый законченный раздел должен представлять опред. ступень. Каждая часть должна иметь название. Выявить соответствие содержания названию. Метод. рекомендации по самост. овладению дисциплиной. Текст: основной, пояснительные и дополнительные. Осн. текст д.б. усвоен полностью. Требования: классификации, законы, нормы д. отвечать совр. уровню науки и не противоречить практике. Пояснит. тексты, к.пр. располагаются в границах той стр., на кот. расположен осн.текст. Популяризаторская инфо, примеры использования результатов в деят-ти, истор. справки, науч.мат-лы (не для запоминания). Доп. тексты: документы, свидетельства очевидцев. Завершают разделы или произведение, связаны с осн. текстом системой ссылок. Язык - четкий, понятный для обучаемых, соответ. лит.норме. Все термины должны раскрываться и объясняться. Термин должен быть однозначен, выражать одно понятие, а каждое такое понятие должно выражаться одним термином. Принципы употребления терминов и понятий в данном издании должны быть едины. Аппарат: Аппарат ориентировки Цель – обеспечить развитие у обучаемых интерес к предмету. Предисловие - логика изучения, наиболее сложные аспекты, возможность получения доп. инфо, как работать с изданием. Примечания - краткие дополнения, пояснения, к осн. тексту. Заключение – обобщение материала. Также бг материалы, указатели, приложения, словари, списки сокращений, условных обозначений, системы рубрикации и шрифтовых выделений. Аппарат организации усвоения материала (методический аппарат) -вопросы, упражнения, задания. Задача - обеспечение доп. проработки материала. Аппарат обработки. Оценить соответствие аннотации содержанию, правильность составления бг описания. Оглавление - все разделы. Заголовки выделяют шрифтами, красными строками. Желательно после титула. Предметные, именные ук-ли. -полнота отражения терминов и понятий, имен и географических названий, соответствие их расположения принятой системе (алфавитная, предметная). Приложения - целесообразность включения материалов и качество отбора. Оценить связь с текстом, непротиворечивость и однозначность. Иллюстрации: предметные, абстрактные, образные, а также чертежи, схемы, карты. Целесообразность включения, соответствие илл. фрагментам текста, наглядность объектов, процессов, размещение, качество.