9. Этапы редакционно-издательского процесса
1. Подготовительный (организационный) – от авторской заявки до представления рукописи в издательство. Этап, на котором решается судьба творческого замысла.
А) Замысел рукописи: самотек или договор литературного заказа – поиск авторов.
Б) Авторская заявка должна содержать элементы: рабочее название произведения; тема произведения (рукопись посвящена исследованию); проблема – уже и конкретнее темы, актуальность темы, оригинальность; композиция / сюжет, для сборников – состав, рабочее оглавление, читательский адрес, целевое назначение, жанр, физические параметры, состав (помимо текста – справочный аппарат, терминологический словарь, приложения, иллюстрации), объем иллюстраций; срок представления, сведения об авторе, контакты.
В) Обсуждение заявки. Предварительная смета. Соответствует ли это концепции издательства, что нового, какие затраты, сроки для планирования. После знакомства с пробными главами можно определить тираж, формат, количество иллюстраций. Внутреннее рецензирование. Ведущий редактор а) отклоняет рукопись; б) автору на доработку; в) на рецензию. Рецензент не должен вызывать возражений у автора и у руководства изд-ва. Внутр.рецензия: мнение об авторе, его творческой манере, потенциальных возможностях; характеристика рукописи (жанр, содержание, худ.особенности, актуальность) критические замечания, советы по доработке; выводы. Виды: а) краткий рекомендат.отзыв (не всесторонний анализ рукописи, а положительная ее оценка), б) общая (рабочая) рецензия – внутренняя, конструктивная, много подвидов; в) специальная – книга о специфических, научных отраслях деят-ти, исторический роман; неточности, фактография; г) рецензия на возврат рукописи – только для полной непригодной рукописи. Ознакомившись с рукописью, редактор прежде всего анализирует авторский замысел, определяет примерный объем, выясняет, насколько содержателен и оригинален сюжет, какие художественные составляющие (язык, содержание, композиция) нуждаются в дополнительной проработке. Персонажи (психология, поведение, речь), внешний мир (быт, среда обитания), описания исторических событий. Редзаключение.
Г) Договор, в котором отражается готовность принять продукцию определенного качества с определенными характеристиками, указанными в заявке и договоре. Редактор должен проконтролировать в договоре: срок исполнения, объем произведения, наличие иллюстраций, срок выпуска. Как правило, младший редактор следит за сроками исполнения. На этом же этапе раньше выплачивался аванс.
Д) Включение издания в план.
Е) Памятка автору – инструкция, как готовить материал, текст, иллюстрации.
2. Редакционный (от представления рукописи в издательство до сдачи ее редактором в производственный отдел). Редактирование - творческая работа редактора совместно с автором над рукописью произведения в целях улучшения его содержания и формы, подготовки к полиграфическому воспроизведению и выпуску в свет. Процесс творческий и во многом зависит от типа издания. Редакционная правка. Виды: вычитка - исправление технических погрешностей при подготовке переизданий без переработки, а также официальных и документальных материалов; сокращение - исправления с целью ограничить текст определенным объемом; обработка - исправления идейно-смысловые, фактические, композиционные, логические, стилистические, но без коренного преобразования текста; переделка - коренные изменения авторского текста, который служит лишь основой для окончательного текста издания. Правка карандашом – щадить авторский слог. Освободить язык от шаблонных выражений. Максимальная естественность диалогов. Техническая подготовка оригинала. Подписание в набор: наличие полного текста рукописи в окончательном виде; подсчет рукописи в авторских листах, с указанием количества страниц на титуле; пагинация страниц; комплектность: титульный лист, текстовый оригинал, внетекстовые компоненты, рабочее оглавление, художественное оформление, иллюстрации и подписи. Рукопись визировали автор, ведущий редактор, зав.редакцией, глав.ред. Рукопись поступает в корректорскую. 1. Вычитка. Точность всех дат, чисел, формулировок, размеров – цифровая информация. Графика. Грамматика. Синтаксис. Единообразие написания, сокращения, логические ошибки – единообразие имен, событий. Если поэтический, драматический текст – отследить авторскую пунктуацию. Снятие вопросов.
3. Производственный (от приема рукописи производственный отделом до изготовления оригинал-макета и диапозитивов). В типографии читает корректор (отмечает ошибки синим карандашом). Отдается в реакцию – первая корректура (читают 2 корректора, пометки красным). Вопросы к автору и редактору (последний раз автору). В типографию. Вторая корректура (автору не дают). Третья корректура – чистые листы. Количество корректур связано со сложностью текста. После чистых листов – сигнал (цензура). Опечатки, замеченные на этапе сверки – список опечаток (этап типографского набора).
4. Типографский (печать и изготовление тиража)
5. Распространение тиража и реклама.
- 1. Книгоиздание в странах Европы.
- 2. Основные тенденции современного книгоиздания в России.
- 3. Издательский договор как юридический документ.
- 4. Основные принципы авторского права.
- 5. Системный подход в организации управления в издательском деле (планирование, организация, мотивация и контроль).
- 6. Управление персоналом. Особенности подбора кадров в издательском деле.
- 7. Состав книговедения.
- 8. Прогнозы развития науки о книге.
- 9. Этапы редакционно-издательского процесса
- 10. Работа редактора на организационно-подготовительном этапе издательского процесса
- 11. Работа редактора на редакционном этапе издательского процесса
- 12. Место корректурного обмена в издательском процессе
- 13. Аппарат книги: его назначение, компоненты и структура
- 14. Систематизация и типология изданий
- 15. Виды изданий по целевому назначению и читательскому адресу
- 16. Типология научных изданий. Специфика редакторской подготовки научных изданий
- 17. Типология учебных изданий. Специфика редакторской подготовки учебных изданий
- 18. Типология научно-популярных изданий. Специфика редакторской подготовки научно-популярных изданий
- 19. Типология справочно-энциклопедических изданий. Специфика редакторской подготовки справочно-энциклопедических изданий
- 20. Перевод и проблема авторского права. Объекты и субъекты авторского права в области художественного перевода
- 21. Международные соглашения в области авторского права. Принцип их действия
- 22. Канонический текст: характеристики
- 23. Понятие художественной литературы, ее специфика. Виды и типы литературно-художественных изданий.
- 24. Роль редактора в литературном процессе. Основные задачи редактора в работе над литературно-художественными изданиями.
- 25. Аппарат литературно-художественных изданий.
- 26. Подготовка к печати академического собрания сочинений.
- 27. Современная ситуация в отечественном литературно-художественном книгоиздании.
- 28. Работа редактора над изданиями для детей дошкольного возраста, младшего и среднего школьного возраста.
- 29. Виды изданий для детей и современные тенденции в издании детской литературы.
- 30. Особенности художественно-полиграфического оформления изданий для детей разного возраста.
- 31. Эволюция восприятия книги ребенком дошкольного возраста, младшего, среднего и старшего школьного возраста.
- 32. Газета (определение, классификация).
- 33. Журнал (определение, классификация).
- 34. Информационные жанры периодики (заметка, информационная корреспонденция, репортаж и др.).
- 35. Аналитические жанры периодики (статья, комментарий, аналитическое интервью и др.).
- 36. Художественно-публицистические жанры периодики (очерк, эссе, фельетон и др.).
- 37. Языковая и стилистическая норма.
- 38. Типичные стилистико-речевые ошибки.
- 39. Разговорный стиль речи. Оценка редактором употребления разговорных элементов в письменном тексте.
- 40. Слово-термин. Норма в терминологии. Способы введения терминов в текст.
- 41. Официально-деловой стиль речи.
- 42. Научный стиль речи.
- 43. Эпические жанры художественной литературы.
- 44. Соотношение формы и содержания в художественном произведении.
- 45. Жанровая система в драме.
- 46. Лирика как род литературы и её жанры.
- 47. Современный литературный процесс в зеркале критики.
- 48. Реализм и постмодернизм в современной русской литературе.
- 49. Массовая литература и критерии ее оценки.
- 50. Эксперименты с жанровыми формами в современной русской прозе.
- 51. Библиографическое описание документа.
- 52. Составление библиографических ссылок.
- 53. Работа редактора над табличным материалом.
- 54. Рубрикация. Работа редактора над структурой издания.
- Глава I. Язык
- § 1. Говоря о языке мы подразумеваем: 1)....