logo
ответы к госу 2010

49. Массовая литература и критерии ее оценки.

Массовая лит-ра, как постмодернизм,- наи>> очевидные крайности соврем. лит процесса. То и другое направление характеризуется направленностью на «своего» читателя. Удовлетворить потребн. обывателя в отвлекающем чтиве. Так же, как и постмодерн, появилось как противостояние соцреалистической литературе, в которой считалось низким все, что носило оттенок сугубо частных интересов.

Массовой принято называть ту часть лит-ры, которая рассчитана на удовлетворение потребностей «массового сознания» - широкий круг читателей, нетребовательных к изыскам формы, но заинтересованных в возможности расслабиться, отвлечься от жизн. пробл. Нужна увлекательная книга с благополучным концом.

В составе МЛ: фантастика, детективы, любовные и иронические романы.

Секрет МЛ прежде всего в герое. Им считается человек, сумевший добиться успеха, несмотря на все жизненные трудности. Это супермен, отличный воин и т.д. Все герои активны в достижении целей и удачливы. Герой – не рефлексирующий, сумевший добиться успеха. Триллеры. Бушков, Семенова, Токарева. Предельная упрощенность характеров – типизация.

Особенности целевого назначения МЛ предполагают отказ от ряда требований, естественных при оценке худ. т-та. В книгах проблемы в «облегченном» виде, поступки героев предсказуемы, финал – счастливый. Рассчитана на мгновенное потребление. Сюжет может длиться бесконечно. Узнаваемые герои (судьба, характер типизированы). Сюжет на уровне анекдота. Построение текста предсказуемо. Массовая литература – об образе жизни. В то же время и в произведениях МЛ не м. б. снят вопрос о необходимости стилистической ясности и грамотности авторской речи, легкости, точности деталей. Нежелательны нагромождения сюжетных линий, иногда становящихся самоцелью.

МЛ активно атакует современного читателя. Растущая конкуренция на кн. рынке м. заставить издателя проявлять > требовательности к выпускаемой продукции. Но произойдет это не раньше, чем сам читатель станет >> взыскательным.