23. Понятие художественной литературы, ее специфика. Виды и типы литературно-художественных изданий.
Художественная литература представляет собой вид литературы, предметом которого является система словесных художественных образов - результат словесного художественного освоения действительности. Целевое назначение (социальная функция) этого вида литературы - обеспечение процесса передачи, обращения в обществе системы словесных художественных образов, обмена словесной художественной информацией. Читательский адрес - направленность на удовлетворение потребности общества в литературном художественно-образном общении.
Литературно-художественные издания – самостоятельный тип книжных изданий, они образуют подсистему и имеют свою структуру. В системе литературно-художественных изданий выделяют в первую очередь жанры и типы изданий.
Жанровый ряд литературно-художественных изданий – это моноиздания, сборники, избранные сочинения, собрания сочинений. Структурно-композиционный состав издания, (включенные в него произведения и принципы их отбора для публикации являются в этом случае жанровообразующим признаком).
Различные читательские пристрастия определяются принципы отбора произведений для издания, на этой основе создается жанровый ряд литературно-художественных изданий. Он позволяет издательствам целенаправленно пропагандировать произведения, творчество писателей, дифференцированно удовлетворять самые различные читательские потребности. То есть выбор того или иного жанра издания, а значит и принципов отбора произведения для издания зависит от издательства.
Каждый жанр литературно-художественных изданий имеет свои разновидности.
· Моноиздания бывают двух типов. Большинство из них включает одно законченное произведение с полным текстом; реже издаются такие, которые содержат одно произведение, обычно иноязычное, с неполным, сокращенным — адаптированным текстом. Например, так не раз издавался роман Ф. Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”.
· Сборники бывают авторские (включают произведения одного автора) и коллективные (включают произведения нескольких авторов). Принцип составления авторского сборника определяет наличие нескольких его разновидностей. Сборник произведений одного жанра называют жанровым. Хронологический состоит из произведений, созданных автором в определенный период своего творчества. Тематические сборники включают произведения на одну тему, постоянно разрабатываемую автором. Сборники могут создаваться по нескольким признакам, например, жанрово-хронологические.
Нередко в сборники входят произведения подобранные по разным принципам: новые произведения, или лучшие, избранные сочинения одного жанра. Популярным изданием являются поэтические итоговые сборники, состоящие из значительных произведений поэтов, уже опубликованных в более ранних изданиях. И в сборники прозаических сочинений нередко входят такие произведения, которые уже были опубликованы прежде. Но они интересны читателю, ибо в них авторская индивидуальность нашла наиболее яркое выражение.
Разновидности коллективных сборников имеют настолько характерные отличия, что даже получили специальные названия: альманахи, антологии, хрестоматии.
· Альманах – сборник новых произведений разных авторов одного направления, одного региона, произведений, объединяемых по видовому, тематическому, идейному или другим признакам. Таков, например, литературный альманах “Карамзинский сад”, издаваемый в Ульяновске.
· Антология – такой сборник содержит избранные произведения, чаще поэтические, наиболее известных авторов национальной литературы, определенного периода ее развития или одного литературного направления и т.д. Слово “антология” не всегда упоминается в названии издания. Наиболее известные антологии – “Антология советской поэзии”, “Английская поэзия в русских переводах”.
· Хрестоматия – сборник учебного характера, имеющий конкретный читательский адрес. Его содержание зависит от учебной программы. В нем могут быть напечатаны как полные тексты, так и отрывки из них. Обычно хрестоматии характеризуют какую-либо национальную литературу или литературу в отдельные периоды ее развития. Таковы “Хрестоматия античной литературы”, “Хрестоматия по истории отечественной журналистики”.
· Избранные сочинения содержат лучшие произведения различных жанров одного автора, написанные в разные периоды его творчества. Их задача создать у читателя представление значимости писателя в развитии литературы, об эволюции его творчества. Это принципиально отличает их от итоговых сборников, наиболее распространенных изданий этого типа.
Предельное количество томов избранных сочинений – не более трех.
· Собрания сочинений бывают двух разновидностей – неполные и полные. Собрания сочинений классиков включают как литературно-художественные произведения, так и статьи, письма и другие тексты писателя. Неполные собрания сочинений издаются чаще полных, они содержат значительную часть всего творческого наследия писателя, но далеко не всю. Полные собрания сочинений и писем имеют целью познакомить читателей со всем творчеством писателя в исчерпывающем виде. Однако и здесь степень полноты в разных типах изданий неодинакова.
Редактор должен представлять, жанровый ряд изданий со всеми их разновидностями – явление динамичное. Он и сам может сформировать и новую разновидность с учетом особенностей творчества писателя. Например, собрать вместе произведения, написанные в каком-то определенном месте (предположим, стихи А.С.Пушкина, созданные в Болдине) или на одном языке (скажем, англоязычные произведения В.Набокова). Задача редактора – выбирать наиболее соответствующий в данном случае жанр.
Типовой ряд литературно-художественных изданий – это особенность издания только художественной литературы. Это связано с изданием одного и того же произведения, но с разными целями.
Типологический ряд представлен двумя типами литературно-художественных изданий – массовыми и научными. Оба со временем сформировали свою высшую форму. У массовых изданий такой формой стали научно-массовые издания, у научных – академические. Типовой ряд литературно-художественных изданий включает массовые, научно-массовые, научные, академические. Типообразующим признаком здесь является целевое назначение издания, его читательский адрес.
Массовый читательский интерес, ограничивающийся чтением и простым знакомством с произведением, удовлетворяют массовые издания. Повышенный читательский интерес, предполагающий систематическое чтение и углубленное знакомство с творчеством автора, а также с историей создания произведений, покрывается выпуском научно-массовых изданий. Профессиональный интерес, связанный с преподаванием, пропагандой художественной литературы, требует научных литературно-художественных изданий. Исследовательский интерес к литературе, в котором чтение органически идет параллельно с научным исследованием, может удовлетворить лишь академическое издание.
Типологические характеристики литературно-художественных изданий определяются целями издания, они составляют основу программы действия редакторского коллектива. Этим определяется и состав текстов, порядок их расположения, состав и содержание научно-справочного аппарата, объем и характер текстологической подготовки произведений. Это и создает типологическую определенность каждого издания.
Наиболее отчетливо типологические черты проявляются в собраниях сочинений классической и современной литературы. На их примере легче всего рассмотреть наиболее характерные черты каждого типа изданий.
Массовый тип литературно-художественных изданий удовлетворяет потребность в чтении и адресуется массовому читателю. В таком собрании сочинений печатаются основные произведения (окончательный текст) писателя, дающие представление о его творчестве в целом. Из литературной критики, публицистики, писем и воспоминаний отбираются только представляющие значение для современного читателя. Жанрово-хронологическая компоновка массовых собраний сочинений показывает ведущие жанры творчества писателя, его лучшие произведения. Научно-справочный аппарат носит популяризаторский характер: вступительная статья или послесловие, словарный и историко-литературный комментарии с библиографическими и историческими сведениями о времени и месте первой публикации произведения. Его задача – облегчить читателю понимание произведений, особенностей творчества писателя, трудных мест в произведении, дать сведения о малоизвестных исторических именах и событиях, пояснить малоупотребительные слова. Обязательно прилагается алфавитный указатель произведений, вошедших в издание.
Издания научно-массового типа. Они призваны удовлетворять потребности квалифицированных читателей, проявляющих повышенный интерес к творчеству данного писателя, а также специалистов неисследовательского профиля. Научно-массовые издания полнее представляют творчество писателя, отдельные его периоды и жанры: включают произведения, не переиздававшиеся при жизни писателя, не публиковавшиеся статьи и письма, сохранившие историко-литературное значение для современного читателя. Чаще всего составляются по жанрово-хронологическому принципу. Особое внимание обращается на произведения, которые автор объединял в циклы или издавал отдельными сборниками. Также в такое издание могут входить произведения, которые автор не включал в сборники и собрания сочинений. Так обнародуется воля автора в отношении состава своих изданий. У научно-массовых изданий — свой тип аппарата: издательское предисловие, преамбула к комментарию, комментарий и указатель. В предисловии сжато характеризуется издание, его важнейшие черты. Сведения о текстологической работе и ее результатах приводятся обычно в преамбуле к комментариям, помещаемой в каждом томе. Они представляют интерес прежде всего для читателей-специалистов. Основное место занимает историко-литературный комментарий. Обычно это научно-популярная литературоведческая статья, помогающая квалифицированному читателю понять художественные особенности произведений и творчества писателя, историю их создания и даже, нередко, историю самих текстов. Здесь же есть основные библиографические сведения о публикуемых произведениях. Историко-реальные и словарные комментарии носят чисто пояснительный характер. Такие издания имеют также алфавитный указатель вошедших в них произведений и указатель имен. В зависимости от замысла редакции могут быть включены и другие указатели.
Для научно-массовых изданий проводится специальная текстологическая подготовка. Она делается с прицелом на подготовку научного или академического издания. Выявляются все редакции и варианты текста каждого произведения. Но наиболее значительные варианты текстов публикуемых произведений могут появиться только в составе историко-литературного комментария.
Выпуск в свет научно-массовых изданий – это показатель значительной степени текстологической изученности литературного наследия писателя, его важнейших произведений. Нередко они являются неким этапом в подготовке к выходу научного или академического издания. Нередко научно-массовое собрание сочинений заменяет научное, опубликованный в нем авторский текст используется при переизданиях, если признается научной общественностью авторитетным.
Научный тип издания – результат длительного литературоведческого и текстологического изучения наследия писателя. Это база для дальнейшей работы исследователей. Адресуется в первую очередь читателям-специалистам исследовательского профиля. В изданиях научного типа печатаются критически установленные окончательные тексты все известные произведения всех известных произведений, а также другие редакции и варианты, важные в творчестве писателя, научно-справочный аппарат ориентирован на специалистов, так же как текстологический комментарий и всевозможные указатели. Хронологически-жанровый принцип построения таких изданий позволяет воссоздать динамику развития таланта художника и дает нужные для историка литературы факты. Для каждого тома также характерно хронологически-жанровое расположение произведений, а также типовая структура. В первом разделе помещаются тексты окончательной редакции. Это так называемый “корпус” издания. За ним идут незавершенные произведения. Затем “Другие редакции и варианты”. В приложениях помещаются, сочинения, созданные в соавторстве. Завершает том раздел “Примечания”, в котором даются комментарии. Мемуары, письма и другие жанры литературного наследия публикуются в специальных томах. Аппарат каждого тома также однотипен. В предисловии характеризуются предшествующие издания и основные принципы настоящего. Преамбула к примечаниям каждого тома информирует о сохранности источников текста, особенностях состава и структуры тома. Текстологический комментарий содержит перечень всех источников текста каждого произведения, отмечает основные этапы авторской работы над текстом, сообщает о внесенных в основной текст изменениях, обосновывает авторство анонимных сочинений и их датировку, если авторская не точна или ее нет. Реальные и словарные примечания незначительны. Подобного рода пояснения специалистам не требуются. Система указателей развернута. Это, прежде всего, сводный алфавитный указатель всех публикуемых произведений, к нему примыкает указатель писем. Особую роль играет здесь именной указатель. Заключительный том издания иногда полностью отводится указателям.
Академические собрания сочинений – высший тип литературно-художественных изданий. Это итог длительного филологического исследования, их подготовка требует многолетней подготовительной работы. Их назначение – сделать достоянием читателей все дошедшее до нас литературное наследие великого писателя-классика с целью дальнейшего исследования его творчества, проблем истории и теории литературы. Такие издания адресуются в первую очередь специалистам – литературоведам-исследователям, текстологам, библиографам, а также преподавателям и аспирантам-филологам, редакционно-издательским работникам при подготовке изданий других типов. Такие собрания сочинений бывают, как правило, исчерпывающе полными: включают все известные и дошедшие до нас произведения и все материалы по истории текста. Произведения в нем располагаются преимущественно в хронологической последовательности. Если производится группировка по жанрам, то произведения внутри них располагаются по хронологии. Научно-сопроводительный аппарат издания включает предисловие, систему комментариев и указателей. Главное место в нем занимает текстологический комментарий, который характеризует все выявленные источники текста, объясняет причины выбора основного текста, а также внесенные в него изменения на основе текстологического анализа, мотивирует установление дат и авторства. Система указателей максимально полная. В дополнение к тем, которые имеет научное издание, вводится указатель адресатов писем. Письма располагаются по времени их написания и получают сплошную нумерацию. Указатели занимают обычно целый том.
Среди важнейших задач академического издания – выявление точного, подлинно авторского текста. Обычно потом он признается каноническим и используется при подготовке изданий других типов, прежде всего массового.
Отличительная особенность академического издания – наиболее полный раздел “Другие редакции и варианты”. В нем даются практически все выявленные редакции и варианты авторских текстов.
Самым объемным изданием русской классики (90 томов) является Полное собрание сочинений и писем Л.Н.Толстого, которое стало выходить в 1928 г. Издательство “Наука” выпустила полные собрания сочинений и писем Ф.М.Достоевского, И.С. Тургенева (в 30 томах), А.М. Горького в 63 томах. Завершено издание тридцатитомного академического Собрания сочинений А.П.Чехова.
В силу жанрового разнообразия академических многотомников определилась их структура. Она представлена сериями томов. Каждая из которых имеет свой тираж. Самый большой – для литературно-художест-венных сочинений. Одну серию составляют тома с художественными сочинениями, другую – письма. Третью в ряде изданий – статьи писателя. Особую группу образуют тома с другими редакциями и вариантами.
- 1. Книгоиздание в странах Европы.
- 2. Основные тенденции современного книгоиздания в России.
- 3. Издательский договор как юридический документ.
- 4. Основные принципы авторского права.
- 5. Системный подход в организации управления в издательском деле (планирование, организация, мотивация и контроль).
- 6. Управление персоналом. Особенности подбора кадров в издательском деле.
- 7. Состав книговедения.
- 8. Прогнозы развития науки о книге.
- 9. Этапы редакционно-издательского процесса
- 10. Работа редактора на организационно-подготовительном этапе издательского процесса
- 11. Работа редактора на редакционном этапе издательского процесса
- 12. Место корректурного обмена в издательском процессе
- 13. Аппарат книги: его назначение, компоненты и структура
- 14. Систематизация и типология изданий
- 15. Виды изданий по целевому назначению и читательскому адресу
- 16. Типология научных изданий. Специфика редакторской подготовки научных изданий
- 17. Типология учебных изданий. Специфика редакторской подготовки учебных изданий
- 18. Типология научно-популярных изданий. Специфика редакторской подготовки научно-популярных изданий
- 19. Типология справочно-энциклопедических изданий. Специфика редакторской подготовки справочно-энциклопедических изданий
- 20. Перевод и проблема авторского права. Объекты и субъекты авторского права в области художественного перевода
- 21. Международные соглашения в области авторского права. Принцип их действия
- 22. Канонический текст: характеристики
- 23. Понятие художественной литературы, ее специфика. Виды и типы литературно-художественных изданий.
- 24. Роль редактора в литературном процессе. Основные задачи редактора в работе над литературно-художественными изданиями.
- 25. Аппарат литературно-художественных изданий.
- 26. Подготовка к печати академического собрания сочинений.
- 27. Современная ситуация в отечественном литературно-художественном книгоиздании.
- 28. Работа редактора над изданиями для детей дошкольного возраста, младшего и среднего школьного возраста.
- 29. Виды изданий для детей и современные тенденции в издании детской литературы.
- 30. Особенности художественно-полиграфического оформления изданий для детей разного возраста.
- 31. Эволюция восприятия книги ребенком дошкольного возраста, младшего, среднего и старшего школьного возраста.
- 32. Газета (определение, классификация).
- 33. Журнал (определение, классификация).
- 34. Информационные жанры периодики (заметка, информационная корреспонденция, репортаж и др.).
- 35. Аналитические жанры периодики (статья, комментарий, аналитическое интервью и др.).
- 36. Художественно-публицистические жанры периодики (очерк, эссе, фельетон и др.).
- 37. Языковая и стилистическая норма.
- 38. Типичные стилистико-речевые ошибки.
- 39. Разговорный стиль речи. Оценка редактором употребления разговорных элементов в письменном тексте.
- 40. Слово-термин. Норма в терминологии. Способы введения терминов в текст.
- 41. Официально-деловой стиль речи.
- 42. Научный стиль речи.
- 43. Эпические жанры художественной литературы.
- 44. Соотношение формы и содержания в художественном произведении.
- 45. Жанровая система в драме.
- 46. Лирика как род литературы и её жанры.
- 47. Современный литературный процесс в зеркале критики.
- 48. Реализм и постмодернизм в современной русской литературе.
- 49. Массовая литература и критерии ее оценки.
- 50. Эксперименты с жанровыми формами в современной русской прозе.
- 51. Библиографическое описание документа.
- 52. Составление библиографических ссылок.
- 53. Работа редактора над табличным материалом.
- 54. Рубрикация. Работа редактора над структурой издания.
- Глава I. Язык
- § 1. Говоря о языке мы подразумеваем: 1)....