35. Аналитические жанры периодики (статья, комментарий, аналитическое интервью и др.).
Аналитические – метод анализа, исследовательская методика – разложение проблемы на отдельные элементы, чтобы понять суть явления. Основной способ изложения – дедукция (от общего к частному, формулировка проблемы – аргументы – синтез), индукция (от частного, от фактов к выводам через обобщение).
Статья – то, что состоялось. Жанр для анализа актуальных ситуаций и управляющих ими закономерностей. Функция - объяснять читателям как общественную, так и личную значимость актуальных процессов, ситуаций, явлений, их причинно-следственные связи и таким образом инициирует читательские размышления, действия, связанные с предметом отображения в публикации. Локализованность изложения, от главного тезиса к обоснованию через промежуточные тезисы. Средства, выражающие логические связи высказываний: союзы, вводные слова логического характера, слова и предложения, обозначающие логические связи (приведем пример, рассмотрим причины) Настоящее абстрактное, единственное число с собирательным значение. Могут быть термины (поясненные), специальные слова. Композиционно статью обогащают различные вставки в виде ярко выписанных эпизодов события на правах фактологических аргументов и поводов к рассуждению. Апелляция к мнению знакомых, родственников, житейская история – женские журналы. Стиль – научные (только в плане логизированности текста, рассуждение может эмоционально окрашиваться), с ориентацией на разговорный стиль – имитация дружеского, заинтересованного устного общения с читателем по серьезному поводу: бессоюзные предложения, передающие причинно-следственные связи, небольшая длина предложений, разговорная лексика), аналитические (сочетают ораторский синтаксис и иронию, элементы разговорного синтаксиса с сниженная эмоционально-оценочная лексика, комические приемы). Типы: Общеисследовательская. Общезначимые вопросы. Высокий уровень обобщения, глобальность мышления авторов. Цель - изучение различных закономерностей, тенденций, перспектив развития современного общества. Требуется знание проблемы и теоретическое объяснение ее существования. Статья должна обладать ясной концептуальной линией. Практико-аналитическая. Актуальные практические проблемы промышленности, сельского хозяйства, предпринимательства, культуры, науки, образования, бизнеса, финансов и т.д. Конкретные проблемы, события, действия, связанные с практическими задачами. Цель - выявить причины ситуации, сложившейся в той или иной сфере производства, на ряде предприятий, в социальной сфере и оценить эти ситуации, определить тенденции их развития. Изучение проблемной ситуации. Правильная постановка проблемы. Выявление конкретных действующих лиц ситуации. Вопросы: что было (будет) предпринято и кем? К каким социальным группам относятся участники? Какие цели они преследуют? Полемическая. Повод публикации - выступление политических оппонентов, представителей «чужой» научной школы, «теоретического», религиозного течения, задевающее каким-то образом интересы автора будущей полемической статьи, его издания, выражающее оценки, предложения, с которыми автор этой статьи, это издание согласиться не могут. Задача автора — обосновать свою собственную позицию по спорному вопросу, показать свое видение проблемы, причин ее возникновения, значимости, способов ее решения. И опровергнуть позицию оппонента.
Рецензия. В основе - критический отзыв о произведении литературы, искусства, науки. Должна быть ясной по содержанию и форме, доступной для адресатов разной категории читателей. Увидеть в произведении то, что незаметно непосвященному (требует определенны знаний). Анализ должен быть всесторонним, объективным. Пересказ сюжетных линий, поступков персонажей - не самоцель. Оценка должна быть развернута (около 5 сторон литературного произведения). Сначала – информация о книге – автор, название, издательство, тираж, затем – анализ. Адресат – читатель, автор произведения, предусмотреть обоснованность мнения. Попытаться вписать произведение в ряд родственных текстов, в творчество писателя. В тексте есть главный тезис, на который все остальные «работают». Обоснованность главного тезиса зависит от полноты, достаточности, достоверности аргументации. Журналистское расследование. Предмет - наиболее «кричащее» негативное явление, не заметить которое невозможно. Цель - определить причины, скрываемые заинтересованной стороной. Основные вопросы, которые задает журналист-расследователь: почему? как? 2 критерия. 1. в ходе повествования постоянно должна поддерживаться интрига как в детективном романе. Редактор может применить знания редактирования худ. литературы – динамика, яркие детали, завязка, развитие, кульминация, развязка. 2. в отличие от детектива – внимание не на героя, а на самой проблеме. Журналист вправе скрывать источник информации, но не вправе делать юридических выводов. Журналист может прибегать к методам получения информации, роднящим его, с одной стороны, со следователем, а с другой — с ученым-исследователем. Часто присутствие самого автора в ряду действующих героев историй. Рассказывая о том, как шло расследование, какие препятствия стояли на пути, какими открытиями, действиями, эмоциями оно сопровождалось, автор тем самым делает процесс расследования наглядным, впечатляющим, что явно отличает данный жанр от других жанров, например статьи. Наиболее ценными являются достоверные сведения, полученные из близких к предмету расследования кругов (от бывших жен, друзей, сотрудников). Беседа. Использование полилогического метода получения информации. Обмен мыслями, репликами. Журналист-собеседник является равноправным, наряду со своим партнером по коммуникативному акту, создателем содержания будущего текста. Чем контрастнее позиции собеседников, чем выше будет их стремление «докопаться до истины». Жанр требует компетентности журналиста в вопросе. Комментарий. Автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними задачи в форме сжатого анализа недостатков или достижений. Аналогично вопросам что? Где? Когда? Как?, комментарию присущи вопросы: что (кто) действительно? При каких обстоятельствах? Кому выгодно? Какова ситуация? Как лучше? Какие существуют различия, противоречия? Какова стратегия и тактика развития?Комментарий представляет собой структуру доказательного рассуждения по поводу какого-то одного основного вопроса. Удачный комментарий имеет всегда хорошее логическое заключение. Ошибки – не приведен факт, факт неизвестен аудитории, не проявлена постановка вопроса в связи с явлением. Социологическое резюме Краткое изложение итогов социологических исследований, на которые авторы резюме обычно не указывают. Автор может определенным образом соотносить те или иные социологические данные и таким путем дополнительно комментировать их. Анкета. В результате обработки данных анкетирования создаются публикации, обладающие своеобразными чертами. Мониторинг - «слежение» за каким-либо явлением, систематически повторяющийся. Предмет - конкретные характеристики различных явлений в момент исследования. Применяются статистические методы. Дает возможность увидеть «срез» явления, прежде всего в виде совокупности статистических данных. Рейтинг. Цель -осуществить определенную «ранжировку» сходных явлений по конкретному признаку. Методы аналогии и сравнения. Обозрение. Определяющий признак— единство наглядного освещения общественных событий и мысли обозревателя, глубоко проникающей в суть ситуации. Обозреватель должен: возбуждать интерес аудитории, рассказывать ей о событиях, процессах, происходящих в общественной жизни. Характерна пространственно-временная или тематическая связь обозреваемых явлений. 1) Что породило данное явление? 2) Какова значимость событий? 3) Как будут развиваться обозреваемые явления или ситуация и что надлежит сделать в связи с этим? Обозреватели Н. Сванидзе, Е. Киселев, Н. Доренко. Тематический обзор. Для освещения определенной темы (указы президента, законы, результаты очередных выборов, преступления). Представить полную картину события, познакомить с разными оценками, мнениями, занятыми СМИ по отношению к событию. Безадресный обзор. Отсутствуют ссылки. Для автора важно проследить за тем, как СМИ в целом обсуждают ту или иную тему. Прогноз. Чаще всего составляют специалисты, эксперты. Методы прогнозирования. Метод экстраполяции. Метод аналогии. Метод сценариев. Версия. Базируется на неполных доказательствах. Исключает категоричность выводов. Обязательно указать на условный характер своих утверждений. Эксперимент не наблюдение журналиста, а его вмешательство в ситуацию. В основе эксперимента должна лежать хорошо обоснованная схема его проведения, соответствующая той задаче, которую ставит перед собой журналист. Письмо. Форма непосредственного обращения автора к адресату. Стремление автора побудить адресата к неотложным, активным действиям в связи с предметом выступления. Исповедь. Внутренний мир авторов. Самоанализ. Цели: 1. Объяснить необычный поступок. 2. Показать пример преодоления беды. 3. Поделиться опытом успешной карьеры. 4. Сделать саморекламу. Рекомендация (совет). Предписательная (программная) информация.
- 1. Книгоиздание в странах Европы.
- 2. Основные тенденции современного книгоиздания в России.
- 3. Издательский договор как юридический документ.
- 4. Основные принципы авторского права.
- 5. Системный подход в организации управления в издательском деле (планирование, организация, мотивация и контроль).
- 6. Управление персоналом. Особенности подбора кадров в издательском деле.
- 7. Состав книговедения.
- 8. Прогнозы развития науки о книге.
- 9. Этапы редакционно-издательского процесса
- 10. Работа редактора на организационно-подготовительном этапе издательского процесса
- 11. Работа редактора на редакционном этапе издательского процесса
- 12. Место корректурного обмена в издательском процессе
- 13. Аппарат книги: его назначение, компоненты и структура
- 14. Систематизация и типология изданий
- 15. Виды изданий по целевому назначению и читательскому адресу
- 16. Типология научных изданий. Специфика редакторской подготовки научных изданий
- 17. Типология учебных изданий. Специфика редакторской подготовки учебных изданий
- 18. Типология научно-популярных изданий. Специфика редакторской подготовки научно-популярных изданий
- 19. Типология справочно-энциклопедических изданий. Специфика редакторской подготовки справочно-энциклопедических изданий
- 20. Перевод и проблема авторского права. Объекты и субъекты авторского права в области художественного перевода
- 21. Международные соглашения в области авторского права. Принцип их действия
- 22. Канонический текст: характеристики
- 23. Понятие художественной литературы, ее специфика. Виды и типы литературно-художественных изданий.
- 24. Роль редактора в литературном процессе. Основные задачи редактора в работе над литературно-художественными изданиями.
- 25. Аппарат литературно-художественных изданий.
- 26. Подготовка к печати академического собрания сочинений.
- 27. Современная ситуация в отечественном литературно-художественном книгоиздании.
- 28. Работа редактора над изданиями для детей дошкольного возраста, младшего и среднего школьного возраста.
- 29. Виды изданий для детей и современные тенденции в издании детской литературы.
- 30. Особенности художественно-полиграфического оформления изданий для детей разного возраста.
- 31. Эволюция восприятия книги ребенком дошкольного возраста, младшего, среднего и старшего школьного возраста.
- 32. Газета (определение, классификация).
- 33. Журнал (определение, классификация).
- 34. Информационные жанры периодики (заметка, информационная корреспонденция, репортаж и др.).
- 35. Аналитические жанры периодики (статья, комментарий, аналитическое интервью и др.).
- 36. Художественно-публицистические жанры периодики (очерк, эссе, фельетон и др.).
- 37. Языковая и стилистическая норма.
- 38. Типичные стилистико-речевые ошибки.
- 39. Разговорный стиль речи. Оценка редактором употребления разговорных элементов в письменном тексте.
- 40. Слово-термин. Норма в терминологии. Способы введения терминов в текст.
- 41. Официально-деловой стиль речи.
- 42. Научный стиль речи.
- 43. Эпические жанры художественной литературы.
- 44. Соотношение формы и содержания в художественном произведении.
- 45. Жанровая система в драме.
- 46. Лирика как род литературы и её жанры.
- 47. Современный литературный процесс в зеркале критики.
- 48. Реализм и постмодернизм в современной русской литературе.
- 49. Массовая литература и критерии ее оценки.
- 50. Эксперименты с жанровыми формами в современной русской прозе.
- 51. Библиографическое описание документа.
- 52. Составление библиографических ссылок.
- 53. Работа редактора над табличным материалом.
- 54. Рубрикация. Работа редактора над структурой издания.
- Глава I. Язык
- § 1. Говоря о языке мы подразумеваем: 1)....