logo
ответы к госу 2010

39. Разговорный стиль речи. Оценка редактором употребления разговорных элементов в письменном тексте.

Функциональный стиль – исторически сложившаяся и социально осознанная разновидность литературного языка, характеризующаяся особым отбором и особой организацией языковых средств, обусловленных целями и задачами общения. Стилеобразующие экстралингвистические факторы: 1. Степень официальности. 2. Форма существования речи: устная и письменная. 3. Характер субъекта речи. Индивидуальный (действует и говорит от своего лица), собирательный (общес.-политическое общение, представитель группы людей), абстрактный (обезличивается). 4. Характер адресата речи. 5. Вид речи – диалог и монолог.

Разговорный стиль – устная разговорная речь носителей литературного языка (может существовать в письменной речи – эпистолярный жанр, дневники). Усваивается с детства. Используется только в персонально адресованном, не публичном общении. Выполняет функцию общения. Большая свобода выражения. Большая доля окказиональных и персонально-личностной лексики, существенна доля автоматизма речи, бездумное употребление выражений, бедность. Передаются и мысли, и чувства.

Экстралингвистические признаки: 1. Неофициальность. 2. непосредственное участие говорящего в разговоре. 3. Неподготовленность речи. 4. Преобладает устная форма общения – диалог. 5. Эмоциональная реакция собеседника на информацию, выражение субъективного отношения к предмету речи. 6. Возможность выражения информации невербальными средствами – жесты, мимика.

Лингвистические признаки: 1. Активность не книжных средств языка (средства со значением разговорности, фамильярности, жаргонизмы, просторечия). 2. Неполная структурная оформленность языковых единиц. 3. Активность языковых средств, субъективной оценки (оценочных и эмоционально-экспрессивных единиц всех уровней). 4. Активность речевых стандартов и фразеологизмов разговорного характера, окказионализмов. 5. Активизирование личных форм и конструкций.

Фонетика. 1. Интонационное многообразие. Не свойственно ровное ритмико-интонационное течение. 2. Усиленная редукция гласных. Сформировался т.н. звательный падеж (Кать, мам) – редукция гласных на конце.

Лексика. 1. Семантика. Выделение в слове частного конкретного признака (брести, ковылять) – яркий образ. 2. У слова активны эмоц-экспрессивные значения. Не может быть торжественности. Положительные эмоции – при помощи интонации, синтаксиса, междометий. Суффиксы субъективной оценки. 3. Выражение субъективного ощущения говорящего к предмету. Гиперболы и метафоры (общее через конкретное). 4. Экономия речевых средств. Слово из фразеологизма, с конденсацией смысла этого фразеологизма (я его раскусила). Семантическое стяжение – сгущенка. Метонимия – словосочетание заменяется одним словом (изделие из золота – золото). Обозначение лица по наиболее яркой детали одежды (стою за серой кофточкой). Фразеологические выражения всегда осложнены оценочным значением: гнуть спину, пустить слезу. Активные конструкции с союзами как (снег на голову). Много инфинитивных конструкций (конца-краю не видно). Архаические структуры (с гулькин нос, брать измором). Повторы (от случая к случаю).

Словообразование. Аффиксы. Компашка, длиннющий, враль, крикун, заполучить.

Морфология. 1. Параллельные падежные формы: в цехе-в цеху. 2. Трансформация глагола. Наст.вр.а) в значении актуального буд.: я сейчас ухожу; б) действия в прошлом: подошла и говорит; в) для экспрессивного волеизъявления: бежим. Буд.вр.: а) действие, синхронное с моментом речи: начну с того, что; б) (с отрицанием) действие реально в настоящем и прогнозируется в будущем: весь день не улыбнешься, что с тобой?. Прош.вр. а) в значении будущего простого + перенос результата в наст.вр: если ты мне не поможешь…; б) готовность совершить действие: я пошел; в) указывает на неоднократное действие: поссорились-помирились.

Синтаксис. Непринужденное общение, спонтанность. 1. Обилие застывших конструкций, не поддающихся грамматическому членению. Что правда-то правда – модальность. 2. Большая лексическая связанность. Глагольные частицы, междометия: ох уж эти…. Противительные конструкции: кто-то, а он знает… 3. Неполнота грамматического значения, облегченность синт.конструкций: заявление на конкурс. 4. Экспрессивный синтаксис. Парцелляция – членение предложения, содержание высказывания реализуется в нескольких интонационно-смысловых единицах, разделенных паузой. Или – заявление темы \ пауза: студенты. Кто они? Ступенчатость в подаче материала. 5. Диалог. Вопрос-ответ. Кто мне нужен, так это ты. 6. Фразеологизмы в составе предложения. 7. Инверсия.

В письменном тексте: В газетных текстах может использоваться как выражение авторской позиции. В научпопе – диалог с читателем. В художке– сатира, ирония, реалистическое изображение объекта определенной соц. сферы. В прямой речи персонажа – своеобразие речевой манеры.