16. Типология научных изданий. Специфика редакторской подготовки научных изданий
Научное - издание, которое содержит результаты теоретических и/или экспериментальных исследований. По хар-ру инфо: монография; автореферат диссертации; тезисы докладов научной конференции; материалы конференции; сборник науч. трудов.
Предмет содержания - в целом наука как форма общественного сознания и как сфера человеческой деятельности. Фундаментальные - открытие новых законов природы и общества. Прикладные - результаты которых составляют основу инженерных разработок. Науч.факты, установленные путем теоретических и/или экспериментальных обоснований и доказательств. Также: науч.проблемы или задачи, цель исследования, выдвинутые гипотезы и идеи, выбранные подходы и методы, характер и содержание исходной информации (напр., архивные материалы, результаты экспертных оценок и т.п.), условия, для которых полученные результаты являются достоверными. А также постановки (формулировки) новых проблем, научных задач, вопросов, выдвижение гипотез, идей, предположений и т.п. Функции науч.книгоиздания: 1. закрепление результатов науч. познания. 2. передача результатов во времени и пространстве. 3. Взаимное информирование ученых. Читательский адрес: деятелям науки, которые являются не только потребителями научной информации, но и сами выступают в роли ее генераторов. Особенность: ученый становится активным соучастником творческого процесса, следуя за автором. Он анализирует содержание, соотносит со своей позицией. Аспиранты, магистраты, студенты для выполнения научных работ.
«Наука» -более половины всего научного книгоиздания страны. Важно знание науч. ситуации в области, к которой относится тема. Важно опираться на помощь научных консультантов и рецензентов. Обратить внимание на актуальность темы и обоснованность ее выбора. Полнота и точность отражения в авторском оригинале осн. вопросов. Знать насыщенность науч. рынка. Разработка темы. Фактический материал. Факт - объективно существующая вещь, свойство, рассматриваемое обособленно от своей системы и условий, т.е. как нечто единичное, познанное человеком. Работа с фактами: 1. фиксирование, перечисление, группировка и установлению их связи с науч. понятиями. 2. обобщение, поиск взаимосвязи. Все факты должны иметь целостный характер и вписываться в иерархическую структуру системы. Анализ структуры. Д.б. отражена внутренняя логика развития и характер отражаемого предмета. 3 части: вводная, осн. и заключительная. Важно: имеется ли четкая постановка задачи, учит-ся ли чит. адрес, как выделены результаты исследования. Важно: значимость частей и соотношение между ними. Насколько логично деление осн. ч. на разделы, главы. Методы изложения. От частного к общему (индукция), от общего к частному – (дедукция). Логический: на основе показа причины и следствия, элементов и результата их взаимодействия. Исторический - процесс развития событий или явлений в их строгой послед-ти. От абстрактного к конкретному и метод спирали. Аппарат ориентирует в содержании, обеспечивает удобство пользования, быстрый поиск сведений. Вых.сведения –по ГОСТ 7.4-95. На обороте титула – реферат (издания по естес. и тех. наукам, краткое изложение содержания произведения: предмет исследования, цель, рез-т и значимость) или аннотация (общест.науки, краткая хар-ка содержания). Бг ссылки и списки обязательны. Удобство. Затекстовые и прикнижные. По алфавиту или по мере цитирования. Предисловие - отличительные стороны содержания и формы (структуры, языка, стиля) произведения. В П. к сборнику – хар-ка составляющих его трудов, принципы его формирования, сведения об авторах. Вступительная статья - вопросы творчества ученого, его путь в науке, науч. значимость и история вопроса. Послесловие - современное понимание проблемы, роль автора в изучении предмета исследования.
Примеч. - справочный хар-р, краткая справка, ссылка на источник, перевод ин. текста, доп. факт; комм. - толкование текстов, мнение составителя или редактора. Целесооб-ть, связь с текстом, достоверность, лаконичность и достаточность. Указатели: предметные, именные, терминологические. Навигацию. Списки таблиц, иллюстраций. Содержание или оглавление в начале. Приложения – доп. или рабочие мат-лы: методики, расчеты, данные экспериментов, анкеты, нормативные документы, архивные материалы и т.п.
- 1. Книгоиздание в странах Европы.
- 2. Основные тенденции современного книгоиздания в России.
- 3. Издательский договор как юридический документ.
- 4. Основные принципы авторского права.
- 5. Системный подход в организации управления в издательском деле (планирование, организация, мотивация и контроль).
- 6. Управление персоналом. Особенности подбора кадров в издательском деле.
- 7. Состав книговедения.
- 8. Прогнозы развития науки о книге.
- 9. Этапы редакционно-издательского процесса
- 10. Работа редактора на организационно-подготовительном этапе издательского процесса
- 11. Работа редактора на редакционном этапе издательского процесса
- 12. Место корректурного обмена в издательском процессе
- 13. Аппарат книги: его назначение, компоненты и структура
- 14. Систематизация и типология изданий
- 15. Виды изданий по целевому назначению и читательскому адресу
- 16. Типология научных изданий. Специфика редакторской подготовки научных изданий
- 17. Типология учебных изданий. Специфика редакторской подготовки учебных изданий
- 18. Типология научно-популярных изданий. Специфика редакторской подготовки научно-популярных изданий
- 19. Типология справочно-энциклопедических изданий. Специфика редакторской подготовки справочно-энциклопедических изданий
- 20. Перевод и проблема авторского права. Объекты и субъекты авторского права в области художественного перевода
- 21. Международные соглашения в области авторского права. Принцип их действия
- 22. Канонический текст: характеристики
- 23. Понятие художественной литературы, ее специфика. Виды и типы литературно-художественных изданий.
- 24. Роль редактора в литературном процессе. Основные задачи редактора в работе над литературно-художественными изданиями.
- 25. Аппарат литературно-художественных изданий.
- 26. Подготовка к печати академического собрания сочинений.
- 27. Современная ситуация в отечественном литературно-художественном книгоиздании.
- 28. Работа редактора над изданиями для детей дошкольного возраста, младшего и среднего школьного возраста.
- 29. Виды изданий для детей и современные тенденции в издании детской литературы.
- 30. Особенности художественно-полиграфического оформления изданий для детей разного возраста.
- 31. Эволюция восприятия книги ребенком дошкольного возраста, младшего, среднего и старшего школьного возраста.
- 32. Газета (определение, классификация).
- 33. Журнал (определение, классификация).
- 34. Информационные жанры периодики (заметка, информационная корреспонденция, репортаж и др.).
- 35. Аналитические жанры периодики (статья, комментарий, аналитическое интервью и др.).
- 36. Художественно-публицистические жанры периодики (очерк, эссе, фельетон и др.).
- 37. Языковая и стилистическая норма.
- 38. Типичные стилистико-речевые ошибки.
- 39. Разговорный стиль речи. Оценка редактором употребления разговорных элементов в письменном тексте.
- 40. Слово-термин. Норма в терминологии. Способы введения терминов в текст.
- 41. Официально-деловой стиль речи.
- 42. Научный стиль речи.
- 43. Эпические жанры художественной литературы.
- 44. Соотношение формы и содержания в художественном произведении.
- 45. Жанровая система в драме.
- 46. Лирика как род литературы и её жанры.
- 47. Современный литературный процесс в зеркале критики.
- 48. Реализм и постмодернизм в современной русской литературе.
- 49. Массовая литература и критерии ее оценки.
- 50. Эксперименты с жанровыми формами в современной русской прозе.
- 51. Библиографическое описание документа.
- 52. Составление библиографических ссылок.
- 53. Работа редактора над табличным материалом.
- 54. Рубрикация. Работа редактора над структурой издания.
- Глава I. Язык
- § 1. Говоря о языке мы подразумеваем: 1)....