logo
ответы к госу 2010

36. Художественно-публицистические жанры периодики (очерк, эссе, фельетон и др.).

Все жанры сейчас – взаимоперекликающиеся. Функции публицистических текстов – сочетание экспрессии и стандарта (информации и воздействия).

Очерк – очертить. Соединяется репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) начало. Причем «развернутость» репортажного начала воспринимается как преобладание художественного метода, в то время как упор автора на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязей выступает как доминирование исследовательского, теоретического метода. В ходе их применения создается или преимущественно-художественная, или преимущественно-теоретическая концепция предмета. В рамках ее собираются или «перерабатываются» эмпирические факты. Документальная насыщенность, часто — в ущерб художественности. Злободневная проблема. Короче статьи (не более полосы). Часты лирические отступления. Важно авторское я, его эмоциональность, оценочность. Используются худ.средства. Типизация – реальное событие подается как закономерное. Художественные приемы: сравнение, метафора, гиперболизация. Ассоциативность. Виды композиции: событийная (от завязки (развитие, кульминация) к развязке, прерывается авторскими описаниями), логическая, эссеистическая (мысли, заметки, откровенно субъективистский характер, интересна точка зрения автора, прихотливая мысль). Виды очерков: портретный (в основе – личность, можно приписывать герою чувства, переживания, характер дается, как правило, в нетривиальной ситуации), событийный, путевой (в основе – путешествие, авантюрность сюжета), проблемный (проблемная ситуация, выясняются причины возникновения переживания). Может быть в форме первого (рассказ героя от его лица – участник события или наблюдатель-исследователь, в порядке, как он о нем узнал) и третьего лица (закадровый наблюдатель - авторское присутствие косвенно и комментатор – активно вмешивается в действие, отступления в прошлое).

Фельетон. М. Е. Салтыков-Щедрин, А. В. Амфитеатров, И. А. Ильф и Е. П. Петров. Это средство осмеяния какого-то зла. Сатирический жанр, документальная основа, автор, оттолкнувшись от конкретного факта, обобщает, делает объектом общественного внимания все худ.средства: гиперболизация, гротеск, эзопов язык. В желтой прессе – цинизм, вульгарность. Поиск «фельетонного факта» — содержащий в гипертрофированном виде черты, типичные для явлений того класса, к которому он относится. Продумать логических связей, установить причинно-следственные отношения между разными фактами, оценить их и предвидеть дальнейшее их развитие.

Может быть адресным, высмеивающим конкретный факт, и безадресным, обличающим негативное социальное явление. Одно или несколько событий на основе сходства. Композиция. Если стержень текста – событие, то – событийный – насыщенный комическими подробностями рассказ о происшедшем. Если в основе рассуждение, то событийные элементы вводятся как аргументы к суждениям автора. Может быть от первого (участник) или третьего (наблюдатель) лица. Комический повествователь – участник и исследователь, выступающий в маске простака, неудачника, глупца, его нелепые поступки раскрывают недостатки осуждаемых ситуаций. Доказательство от противного. Ирония, сарказм, каламбур, стилистический контраст, пародирование стилей.

Памфлет – «изничтожаю», средство политической борьбы Писарев «Пчелы» - изображение трех социальных слоев. Проханов «Завтра». Блез Паскаль, Д. И. Писарев.

Гротеск, гипербола, ирония, сарказм. Пародия. Предмет - действия общественных, государственных деятелей, политиков, какие-то народные традиции, творческая манера каких-либо артистов, писателей, произведения литературы, способ мышления, особенности языка, внешности известных личностей и т.д. Методы—гипербола, гротеск, литота, ирония. Ф. Рабле, С. Сервантес, Э. Роттердамский, М. Е. Салтыков-Щедрин. Сатирический комментарий. Сатирическая типизация, ирония, литота, гиперболизация. Чаще всего - по следам актуальных и наиболее нелепых действий различных политических деятелей, способных вызвать общественный резонанс. Высказывания видных политиков. Высмеивается единичное, неповторимое явление. Житейская история. Полнота, насыщенность «развертки» соответствующих своих сторон, языковая образность. Легенда. Содержание легенды обычно ассоциируется с вымыслом. Хорошая легенда достаточно часто содержит в своей основе какой-то вполне реальный исторический факт. В центре ее часто стоит герой, попавший в трагическую ситуацию и, как правило, погибший в результате сложившихся обстоятельств, но чем-то постоянно напоминающий о себе живым людям. Эпиграф. Содержание - общезначимая мысль, вечная истина, требование закона и т.д., краткое изложение которых и становится эпиграфом. Нацеленность на обобщение. Эпитафия. Посвящается личности умершего человека. Не биография, не причины смерти, а напоминание о достоинствах умершего человека, представленных в их социальном аспекте. Возможны комментарии близких людей. Анекдот. «Вторичный» анекдот, т.е. произведение, созданное на основе исходного анекдота, ставшего его литературной основой. Шутка. Возникает как продукт авторской фантазии, домысла. Задача – развлечение, розыгрыш. Оставляются «маячки».Игра. Автор обычно полностью выдумывает ее сюжет, правила, разрабатывает различные ситуации, проблемы, которые предлагается разрешить читателям таких произведений.