47. Современный литературный процесс в зеркале критики.
Журналы «Вопросы литературы», «Знамя», «Новый мир», «Октябрь», «Дружба народов», «НЛО».
Критики Л.Аннинский, Н. Иванова, И. Роднянская. А.Немзер и М.Липовецкий опубликовали обобщающие работы – сборник статей «Литературное сегодня. Проза 90-х» монографию о русском постмодернизме. Критики, которые сами пишут (худ.лит): О.Славникова, Д.Быков, М.Бутов.
Наиболее острые вопросы в центре внимания критиков. 1. Проблема существования и взаимодействия реализма и постмодернизма, литературы «серьезной» и массовой».
2. Обсуждение произведений известных авторов, завоевавших признание (В.Астафьев), пришедших в литературу в 90-е. (Пелевин). Говорят о реализме как о литературном направлении для интерпретации задач автора, а ради их решения авторы используют любые приемы. Достоинство современных авторов – профессионализм. Владение техникой письма, умение выстраивать сюжет и т.п.
3. Обсуждение феномена массовой литературы – почему она стала так популярна в 90-е годы. Отношение к ней людей,
4. Наиболее популярные жанры: автобиографической прозе, исповедальная.
5. высказывания о героях прозы. Часто персонажи, которые не нашли себя , не имеют активной жизненной позиции, но воспринимаются почти как альтер эго автора.
6. Перспективны развития литературы, поэзии. Диалогичность современной поэзии. Разговоры с богом, самим собой, читателем. Не пророки, а обыкновенные люди.
7. Взаимопроникновение прозы и поэзии, размытость границ между ними.
Рубинштейн
Концептуализмов ровно столько, сколько людей себя к ним причисляющих, и каждый это по-своему интерпретирует. Я думаю, широко говоря, концептуализм - это такая поэтика, которая в центр внимания ставит не столько сам текст, сколько контекст, внетекстуальные обстоятельства, мотивы порождения текста, а также способы и методы его бытования.
Модернизм как бы принимает основные ценности традиционного искусства, но занимается обновлением художественных средств при решении так называемых вечных задач искусства. В этом смысле это то же традиционное искусство, но занятое новым языком для описания того же самого. Авангардизм все время создает другое искусство, обновляет не средства его, а сам предмет искусства.
Концептуализм был последним явлением того, что мы считаем авангардизмом, и одновременно является частью постмодернистской эстетики, широко понимаемой. Классический авангардизм всегда был несколько утопичным, он всегда претендовал, даже в силу своего названия, на некоторую лидирующую роль, в основе его эстетики всегда лежала некая агрессия по отношению к традиции. Если концептуализм рассматривать в рамках авангарда, то он был лишен всего этого, потому что он никакую традицию не отрицал, а, наоборот, ее осваивал, рефлексировал на нее.
Постмодернизм, опять же в моем понимании, это такое явление, как в политике новое мышление. Это способ существования равного себе явления без борьбы. Это отсутствие состояния борьбы.
московская концептуальная школа - это не столько что, сколько кто. Это ровно четыре человека: Всеволод Некрасов, Пригов, я и Сорокин. Из нас никто не является чистейшим концептуалистом, и слава Богу, потому что это было бы очень скучно. Хотя сейчас очень много авторов, которых условно можно отнести к этому ряду. Это и Михаил Берг, и Виктор Ерофеев, в каком-то смысле Кибиров и т.д. Я имею в виду рефлексию на текст, цитатность и т.д. Но я думаю, что концептуализм как некое осознанное эстетическое поле дал ряду авторов некоторые конструктивные идеи, которые они применяют в письме, но опять же это все обобщенно можно назвать, в крайнем случае, постконцептуализмом.
Ролл. Их размышления (Ероф, Сорокин) затрагивают вопрос об «истощении» и отмирании любого высказывания, носящего в себе положительный семантический заряд, и о невозможности постулирования целостного литературного характера или субъективности, анализируя теоретические основы деконструктивного метода, я прихожу к заключению о том, что деконструктивные модели Сорокина и Ерофеева, неся в себе положительный заряд в начале постмодернизма, в настоящее время утрачивают свою положительную энергию и превращаются в текстуальные клише, обреченные на отмирание.
Берг. Все молодые авторы, которые появляются на наших страницах, это талантливые писатели, но теоретически они, конечно, вписываются в постмодернистскую или концептуалистскую поэтику и представляют из себя менее яркие образцы, нежели то, что представляет из себя творчество того же Пригова, Сорокина и Виктора Ерофеева.
- 1. Книгоиздание в странах Европы.
- 2. Основные тенденции современного книгоиздания в России.
- 3. Издательский договор как юридический документ.
- 4. Основные принципы авторского права.
- 5. Системный подход в организации управления в издательском деле (планирование, организация, мотивация и контроль).
- 6. Управление персоналом. Особенности подбора кадров в издательском деле.
- 7. Состав книговедения.
- 8. Прогнозы развития науки о книге.
- 9. Этапы редакционно-издательского процесса
- 10. Работа редактора на организационно-подготовительном этапе издательского процесса
- 11. Работа редактора на редакционном этапе издательского процесса
- 12. Место корректурного обмена в издательском процессе
- 13. Аппарат книги: его назначение, компоненты и структура
- 14. Систематизация и типология изданий
- 15. Виды изданий по целевому назначению и читательскому адресу
- 16. Типология научных изданий. Специфика редакторской подготовки научных изданий
- 17. Типология учебных изданий. Специфика редакторской подготовки учебных изданий
- 18. Типология научно-популярных изданий. Специфика редакторской подготовки научно-популярных изданий
- 19. Типология справочно-энциклопедических изданий. Специфика редакторской подготовки справочно-энциклопедических изданий
- 20. Перевод и проблема авторского права. Объекты и субъекты авторского права в области художественного перевода
- 21. Международные соглашения в области авторского права. Принцип их действия
- 22. Канонический текст: характеристики
- 23. Понятие художественной литературы, ее специфика. Виды и типы литературно-художественных изданий.
- 24. Роль редактора в литературном процессе. Основные задачи редактора в работе над литературно-художественными изданиями.
- 25. Аппарат литературно-художественных изданий.
- 26. Подготовка к печати академического собрания сочинений.
- 27. Современная ситуация в отечественном литературно-художественном книгоиздании.
- 28. Работа редактора над изданиями для детей дошкольного возраста, младшего и среднего школьного возраста.
- 29. Виды изданий для детей и современные тенденции в издании детской литературы.
- 30. Особенности художественно-полиграфического оформления изданий для детей разного возраста.
- 31. Эволюция восприятия книги ребенком дошкольного возраста, младшего, среднего и старшего школьного возраста.
- 32. Газета (определение, классификация).
- 33. Журнал (определение, классификация).
- 34. Информационные жанры периодики (заметка, информационная корреспонденция, репортаж и др.).
- 35. Аналитические жанры периодики (статья, комментарий, аналитическое интервью и др.).
- 36. Художественно-публицистические жанры периодики (очерк, эссе, фельетон и др.).
- 37. Языковая и стилистическая норма.
- 38. Типичные стилистико-речевые ошибки.
- 39. Разговорный стиль речи. Оценка редактором употребления разговорных элементов в письменном тексте.
- 40. Слово-термин. Норма в терминологии. Способы введения терминов в текст.
- 41. Официально-деловой стиль речи.
- 42. Научный стиль речи.
- 43. Эпические жанры художественной литературы.
- 44. Соотношение формы и содержания в художественном произведении.
- 45. Жанровая система в драме.
- 46. Лирика как род литературы и её жанры.
- 47. Современный литературный процесс в зеркале критики.
- 48. Реализм и постмодернизм в современной русской литературе.
- 49. Массовая литература и критерии ее оценки.
- 50. Эксперименты с жанровыми формами в современной русской прозе.
- 51. Библиографическое описание документа.
- 52. Составление библиографических ссылок.
- 53. Работа редактора над табличным материалом.
- 54. Рубрикация. Работа редактора над структурой издания.
- Глава I. Язык
- § 1. Говоря о языке мы подразумеваем: 1)....