logo search
ответы сокращ

16. Технология разработки концепции и модели издания

По определению, издание - «документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения». Каким быть конкретному изданию, определяется совокупностью факторов, с учетом которых формируется концепция издания.

Концепция должна предусматривать наряду с выбором вида издания необходимые действия по его созданию и оформлению, включать расчеты по срокам изготовления и по стоимости. Концепция - основа проекта, и конструирования издания. Концепция является методологической основой всего процесса редакторской подготовки издания. На основе концепции разрабатывается модель издания.

Концепция и Модель издания условно соотносятся как план содержания (концепция) и план выражения (модель).

Концепция издания – зафиксированная на каком-либо носителе совокупность важнейших характеристик издания, к которым относятся:

– идея издания, отраженная в рабочем названии и его подзаголовке (если есть);

– серийная принадлежность;

– аннотация на издание с указанием читательского адреса;

– оригинальность, позволяющая оценить отличительные особенности издания от аналогов на книжном рынке;

– стилистические, жанровые особенности издания;

– структура (содержание, оглавление или синопсис);

– сведения об авторе;

– сведения об объеме издания и сроках его подготовки до сдачи в изд-во;

– место потенциального издания в ряду других (результаты маркетингового исследования, позволяющие сравнить предлагаемое издание с имеющимися на книжном рынке);

– прогнозы относительно его стоимости на книжном рынке.

Концепция издания позволяет максимально точно отразить существующие особенности издания, оценить их и принять решение о возможности его издания.

Модель издания – это основные структурно-технические характеристики, позволяющие понять специфику его подготовки с точки зрения редакционно-издательского и полиграфического процессов. К данным характеристикам относятся:

– технические параметры: формат, объем, наличие/отсутствие принадлежности к серии, наличие рисунков, их характер и приблизительное кол-во; шмуцтитулы, колонтитулы; необходимость вспомогательных материалов (приложения, вступительная статья, благодарности и др.), их расположение относительно основного текста;

– красочность (в одну, две, четыре краски), тип обложки (переплет – брошюра), бумага (писчая, офсетная, типографская) и др.

Модель издания: содержательная, оформительская, организационная.

Элементы содержательной модели: 1. Тематические направления. 2. Модальность материалов: нейтрально-информационные; положительные; критические; разноплановые (проблемные). 3. Жанровая палитра материалов. 4. Локальность материалов. 5. Характер материалов. 6. Лексико-стилистические особенности издания в целом или отдельных авторских материалов.

Оформительская модель издания должна предусматривать: создание сетевого графика основных разделов и рубрик; дизайнерская разработка принципов художественно-технического оформлении.

Основные элементы организационной модели: 1. Структура издания: «внешняя структура» – совокупность основных параметров; «внутрення структура» – совокупность организационно-творческих отношений внутри редакционного коллектива. 2. Финансово-экономическая деятельность. 3. Процесс выпуска и распространения издания. 4. Программа продвижения издания.

Концепция издания формируется до включения позиции в издательский портфель, Модель издания – в процессе подготовки произведения редактором вплоть до создания технического задания на создание внутреннего макета издания.

Концепция издания всегда готовится редактором – даже в случае поступления позиции самотеком, поскольку авторы не могут учесть всех параметров, которые необходимы для как можно более полного представления составляющих концепции.

Авторское, редакторское, редакционно-техническое и оформительское начало при формировании издания – единый процесс. Общий смысл формирования структуры и оформления издания в том, чтобы сделать его целостной вещью, которая и с внешней, и с внутренней стороны должна отвечать своему функциональному назначению, а также читательскому адресу, характеру информации и условиям использования.