logo
ответы сокращ

60. Понятие электронного издания и электронного ресурса. Редакторская подготовка электронных изданий

Электронный ресурс – любой электронный документ вне зависимости от наличия/отсутствия печатного эквивалента. Электронное издание – электронный ресурс, прошедший «предпечатную» подготовку, имеющий выходные сведения, автора.

Виды элек-х ресурсов: любые электронные документы и электронные издания; сетевые, онлайновый/оффлайновые; электронные книги; эл-е базы данных; эл-е словари и переводчики; эл-е путеводители, игры; программные продукты (антивирусы и т. п.); мультимедийные обучающие программы и учебники и др.

Форматы эл-х ресурсов: .exe (формат самоисправ. файлов); pdf (переносимый платформонезависимый портативный формат); html (гипертекстовый); djvu (технология сжатия изображения, разр-я специально для сканирования документов); .LIT; .FBR (защищ-й формат данных).

Первоначально эл-е издание – аналог печатных, со временем отходят от пе-х изданий (на западе). Настоящее элек-е издание предполагает активного пользователя в отличие от обычных печатных изданий. Стремительно развивается и завоевывает рынок потребителей. Эл-е издание допускает: текст, иллюстрации, звук, анимации.

Возникновение эл-х изданий. До 2-й половины ХХ века – «бумажные» технологии; 2-я половина ХХ века – появление «невещественных» носителей (это любое эл-е средство длит-го хранения инф-ции, на котором записано издание; первоначально – магнитная лента). Полностью сверстанное/подготовленное к печати издание, хранимое в памяти ПК, можно назвать ЭИ. Первые ЭИ сущест-ли как аналог книг, журналов, газет в любом текстовом/другом формате. Сегодня ЭИ= текст + мультимедиа компоненты. ЭИ – средство комплексного инф-го воздействия.

ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и вых-е сведения. Электронный документ – документ на машиночитаемом носителе, для исп-я которого нужны средства вычислит-й техники. Электронное издание – эл-й документ, прошедший ред.-изд. обработку, предназ-й для распр-я в неизменном виде (спорно: м.б. комментарии), имеющий выходные сведения.

Виды эл-х изданий по ГОСТу:

1. По наличию печатного эквивалента: электронный аналог печатного издания – электронное издание, воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.); самостоятельное электронное издание – не имеющее печатных аналогов.

2. По природе основной информации: текстовое, изобразительное; звуковое, программный продукт, мультимедийное.

3. По целевому назначению: официальное, научное, научно-популярное, производственно-практическое, нормативное и др.

4. По технологии распространения: локальное, сетевое, комбинированного распространения.

5. По характеру взаимодействия пользователя и электронного издания: детерминированное (параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменяемы пользователем), недетерминированное (интерактивное).

6. По периодичности: непериодическое, сериальное электронное издание, периодическое электронное издание, продолжающееся, обновляемое.

7. По структуре: однотомное, многотомное, электронная серия.

Состав и расположение выходных сведений: состав и расположение выходных сведений электронного издания зависят от вида электронного издания, количества физических носителей и оформления. Не допускаются расхождения между одними и теми же сведениями, помещаемыми в разных местах электронного издания и элементов его оформления; элементы выходных сведений, общие для всех или ряда томов электронного издания, должны быть представлены без расхождений в их форме приведения.

Редакторская подготовка. Основные элементы выходных сведений: сведения об авторах и других лицах, участвовавших в создании электронного издания; заглавие электронного издания; надзаголовочные данные; подзаголовочные данные; выходные данные; выпускные данные; минимальные системные требования (требования к компьютеру: тип, процессор, частота, объем памяти и т. д.); классификационные индексы; номер государственной регистрации; международные стандартные номера; штрих-коды; знак охраны авторского права; библиографическое описание; аннотация.

Подзаголовочные данные в зависимости от вида электронного издания могут включать в себя: сведения, поясняющие заглавие, сведения о виде издания по природе основной информации, целевому назначению, периодичности, сведения о количестве томов многотомного издания, порядковый номер тома или части, сведения о периоде обновления для обновляемых электронных изданий, сведения о виде носителя для локальных электронных изданий.

Выпускные данные электронного издания включают в себя следующие сведения: наименование издателя, его почтовый и электронные адреса, телефон; наименование изготовителя, его адрес; объем данных в Мб; продолжительность звуковых и видеофрагментов в мин.; комплектацию издания; тираж. Номер государственной регистрации электронного издания присваивается уполномоченной государственной организацией. Издатель может по своему усмотрению добавить любые другие сведения об электронном издании, которые, по его мнению, отражают существенные особенности данного электронного издания.

Электронное издание, являющееся аналогом печатного издания, кроме собственных выходных сведений, должно содержать выходные сведения соответствующего печатного издания. В электронных изданиях, выходящих на языках народов России (кроме русского) и иностранных языках, выходные сведения кроме имен авторов и лиц, участвовавших в создании издания, приводятся не только на языке текста издания, но и в переводе на русский язык с указанием языка текста издания. Имена приводят в транслитерационной форме. Эти сведения приводят над выпускными данными на титульном экране, внутренней стороне первичной упаковки и задней стороне вторичной упаковки. В электронном издании, изготовленном в виде приложения к любому печатному изданию, выходные сведения оформляются в соответствии с настоящим стандартом.

Основным местом размещения выходных сведений является титульный экран, выполняющий в электронном издании роль титульного листа. В локальных электронных изданиях выходные сведения размещаются также на следующих элементах оформления электронного издания: на этикетке, находящейся непосредственно на электронном носителе; на лицевой, внутренней и задней сторонах первичной упаковки; на лицевой, задней и боковых (если позволяет толщина) сторонах вторичной упаковки; в сопроводительной документации на бумажном носителе. Вторичная упаковка и сопроводительная документация могут отсутствовать. В локальных электронных изданиях выпускные данные и минимальные системные требования допускается приводить только на элементах внешнего оформления и не приводить на титульном экране электронного издания.