60. Понятие электронного издания и электронного ресурса. Редакторская подготовка электронных изданий
Электронный ресурс – любой электронный документ вне зависимости от наличия/отсутствия печатного эквивалента. Электронное издание – электронный ресурс, прошедший «предпечатную» подготовку, имеющий выходные сведения, автора.
Виды элек-х ресурсов: любые электронные документы и электронные издания; сетевые, онлайновый/оффлайновые; электронные книги; эл-е базы данных; эл-е словари и переводчики; эл-е путеводители, игры; программные продукты (антивирусы и т. п.); мультимедийные обучающие программы и учебники и др.
Форматы эл-х ресурсов: .exe (формат самоисправ. файлов); pdf (переносимый платформонезависимый портативный формат); html (гипертекстовый); djvu (технология сжатия изображения, разр-я специально для сканирования документов); .LIT; .FBR (защищ-й формат данных).
Первоначально эл-е издание – аналог печатных, со временем отходят от пе-х изданий (на западе). Настоящее элек-е издание предполагает активного пользователя в отличие от обычных печатных изданий. Стремительно развивается и завоевывает рынок потребителей. Эл-е издание допускает: текст, иллюстрации, звук, анимации.
Возникновение эл-х изданий. До 2-й половины ХХ века – «бумажные» технологии; 2-я половина ХХ века – появление «невещественных» носителей (это любое эл-е средство длит-го хранения инф-ции, на котором записано издание; первоначально – магнитная лента). Полностью сверстанное/подготовленное к печати издание, хранимое в памяти ПК, можно назвать ЭИ. Первые ЭИ сущест-ли как аналог книг, журналов, газет в любом текстовом/другом формате. Сегодня ЭИ= текст + мультимедиа компоненты. ЭИ – средство комплексного инф-го воздействия.
ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и вых-е сведения. Электронный документ – документ на машиночитаемом носителе, для исп-я которого нужны средства вычислит-й техники. Электронное издание – эл-й документ, прошедший ред.-изд. обработку, предназ-й для распр-я в неизменном виде (спорно: м.б. комментарии), имеющий выходные сведения.
Виды эл-х изданий по ГОСТу:
1. По наличию печатного эквивалента: электронный аналог печатного издания – электронное издание, воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.); самостоятельное электронное издание – не имеющее печатных аналогов.
2. По природе основной информации: текстовое, изобразительное; звуковое, программный продукт, мультимедийное.
3. По целевому назначению: официальное, научное, научно-популярное, производственно-практическое, нормативное и др.
4. По технологии распространения: локальное, сетевое, комбинированного распространения.
5. По характеру взаимодействия пользователя и электронного издания: детерминированное (параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменяемы пользователем), недетерминированное (интерактивное).
6. По периодичности: непериодическое, сериальное электронное издание, периодическое электронное издание, продолжающееся, обновляемое.
7. По структуре: однотомное, многотомное, электронная серия.
Состав и расположение выходных сведений: состав и расположение выходных сведений электронного издания зависят от вида электронного издания, количества физических носителей и оформления. Не допускаются расхождения между одними и теми же сведениями, помещаемыми в разных местах электронного издания и элементов его оформления; элементы выходных сведений, общие для всех или ряда томов электронного издания, должны быть представлены без расхождений в их форме приведения.
Редакторская подготовка. Основные элементы выходных сведений: сведения об авторах и других лицах, участвовавших в создании электронного издания; заглавие электронного издания; надзаголовочные данные; подзаголовочные данные; выходные данные; выпускные данные; минимальные системные требования (требования к компьютеру: тип, процессор, частота, объем памяти и т. д.); классификационные индексы; номер государственной регистрации; международные стандартные номера; штрих-коды; знак охраны авторского права; библиографическое описание; аннотация.
Подзаголовочные данные в зависимости от вида электронного издания могут включать в себя: сведения, поясняющие заглавие, сведения о виде издания по природе основной информации, целевому назначению, периодичности, сведения о количестве томов многотомного издания, порядковый номер тома или части, сведения о периоде обновления для обновляемых электронных изданий, сведения о виде носителя для локальных электронных изданий.
Выпускные данные электронного издания включают в себя следующие сведения: наименование издателя, его почтовый и электронные адреса, телефон; наименование изготовителя, его адрес; объем данных в Мб; продолжительность звуковых и видеофрагментов в мин.; комплектацию издания; тираж. Номер государственной регистрации электронного издания присваивается уполномоченной государственной организацией. Издатель может по своему усмотрению добавить любые другие сведения об электронном издании, которые, по его мнению, отражают существенные особенности данного электронного издания.
Электронное издание, являющееся аналогом печатного издания, кроме собственных выходных сведений, должно содержать выходные сведения соответствующего печатного издания. В электронных изданиях, выходящих на языках народов России (кроме русского) и иностранных языках, выходные сведения кроме имен авторов и лиц, участвовавших в создании издания, приводятся не только на языке текста издания, но и в переводе на русский язык с указанием языка текста издания. Имена приводят в транслитерационной форме. Эти сведения приводят над выпускными данными на титульном экране, внутренней стороне первичной упаковки и задней стороне вторичной упаковки. В электронном издании, изготовленном в виде приложения к любому печатному изданию, выходные сведения оформляются в соответствии с настоящим стандартом.
Основным местом размещения выходных сведений является титульный экран, выполняющий в электронном издании роль титульного листа. В локальных электронных изданиях выходные сведения размещаются также на следующих элементах оформления электронного издания: на этикетке, находящейся непосредственно на электронном носителе; на лицевой, внутренней и задней сторонах первичной упаковки; на лицевой, задней и боковых (если позволяет толщина) сторонах вторичной упаковки; в сопроводительной документации на бумажном носителе. Вторичная упаковка и сопроводительная документация могут отсутствовать. В локальных электронных изданиях выпускные данные и минимальные системные требования допускается приводить только на элементах внешнего оформления и не приводить на титульном экране электронного издания.
- Оглавление
- 1. Бизнес-план в кд
- 2. Понятие книжной серии. Особенности функционирования на российском книжном рынке
- 3. Активные процессы в грамматике современного русского языка
- 4. Гражданско-правовые сделки в книжном деле. Отношения коммерческих организаций с гражданами
- 5. Особенности редактирования в издательской практике России 1860-х гг. Основные имена. Разработка принципов пропаганды научных знаний
- 6. Инструментарий подготовки изданий: аппаратное и программное обеспечение
- 7. Особенности редакционно-издательской подготовки журнальных и книжных изданий в начале хх в.
- 8. Правовые основы издательского дела в современной России. Основные законы и подзаконные акты, регулирующие издательское дело. Общие обязанности и права издательства
- 9. Типы издательских договоров. Понятие об авторском договоре, виды авторских договоров. Права и обязанности сторон
- 10. Особенности редакторской подготовки научных изданий
- 11. Развитие редактирования отдельных видов литературы в советский период
- 12. Особенности редакторской подготовки корпоративных изданий
- 13. Развитие редактирования в издательской практике России XVIII в.
- 14. Маркетинговые исследования книжного рынка и их роль в разработке маркетинговой стратегии издательства
- 15. Способы информирования книготорговых предприятий о продукции издательств в России и за рубежом
- 16. Технология разработки концепции и модели издания
- 17. Библиографическое, статистическое, информационное и научное обслуживание книгоиздания Российской книжной палатой. Информационная система ркп «Книги в наличии и печати»
- 18. Роль общественных организаций, профессиональных объединений и специализированных ассоциаций в развитии и совершенствовании издательского дела в России и за рубежом
- 19. Структура мировой книгоиздательской системы. Динамика и тенденции развития издательского дела за рубежом
- 20. Особенности редакторской подготовки изданий для детей
- 21. Сущность профессиональной деятельности редактора
- 22. Особенности редакторской подготовки справочных изданий
- 23. Специфика книги как товара. Товарная политика в книжном деле
- 24. Видо-типологические характеристики и классификация изданий
- 25. Роль альманахов XIX в. В становлении теории редактирования
- 26. Редакционно-издательский процесс: сущность, организационно-методические основы
- 27. Текстология и процессы редакционно-издательской деятельности
- 28. Электронное книгоиздание и книгораспространение
- 29. Взаимодействие издателя и государства. Формы государственной поддержки издательского дела в России и за рубежом
- 30. Издательский портфель: виды, стратегии и способы наполнения
- 31. Взаимодействие автора и редактора в процессе работы над произведением
- 32. Анализ состояния и тенденций развития современного российского книгоиздания (конец хх – нач. Ххi в.). Место России в мировом книгоиздании
- 33. Книгоиздательские предприятия за рубежом, их типы и особенности работы
- 34. Взаимодействие российских книжных издательств с зарубежными правообладателями (зарубежные издательства, российские и зарубежные литагентства, литературные агенты)
- 35. Международные книжные ярмарки: названия, особенности, значение для мирового книгоиздания
- 36. Основные формы международного книгообмена (мко)
- 37. Работа редактора над pr- и рекламным текстом
- 38. Аннотация как элемент аппарата издания. Рекламно-информационные тексты на обложке книги, аннотация в макете аннотированной каталожной карточки. Особенности редакторской подготовки
- 40. Аппарат издания: назначение, состав, структура, редакторская подготовка
- 42. Особенности редакторской подготовки научно-популярных изданий
- 43. Международные системы стандартной нумерации изданий (isbn, issn и пр.). Сфера применения, состав, структура, расположение в издании и порядок присвоения. Штриховой код ean.
- 44. Особенности редакторской подготовки учебных изданий
- 45. Особенности редакторской подготовки литературно-художественных изданий
- II. По госТу:
- III. Классификация по структуре (по Антоновой):
- IV. Литературная типология.
- 46. Основы авторского права в России. Нормативные документы, регулирующие авторское право, основные положения
- 47. Особенности редактирования текстов сми
- 48. Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности коммерческих и некоммерческих организаций книжного бизнеса
- 49. Массовая литература в современной России: издательский аспект
- 50. Предпринимательство в книжном деле на современном этапе. Современные виды предпринимательской деятельности в сфере книгоиздания
- Глава 3 ст.: 17,18,21,23-30.
- Глава 4 ст.: 48-65; 87-94; 96-104; 116-123.
- Параметры выбора шрифта:
- 52. Художественное и техническое редактирование изданий: основные подходы к методике оформления книги. Участие редактора в подготовке внутреннего и внешнего оформления издания
- 53. Чтение в России 2000-х гг.: проблемы и перспективы
- 54. Технология книгораспространения в России и за рубежом: тенденции и перспективы развития
- 55. Активные процессы в лексике современного русского языка.
- 56. Ценовая политика в книжном деле. Структура цены книжной продукции
- 57. Активные процессы в русской стилистической системе. Влияние современных сми на литературный язык
- 58. Цветовые модели: основные характеристики и параметры, цветовой охват, области применения. Компьютерные системы управления цветом: задачи и приемы создания и настройки
- 59. Менеджмент в книжном деле. Система менеджмента в современном издательстве
- 60. Понятие электронного издания и электронного ресурса. Редакторская подготовка электронных изданий