8. Правовые основы издательского дела в современной России. Основные законы и подзаконные акты, регулирующие издательское дело. Общие обязанности и права издательства
Нормативную базу в сфере книгоиздания составляют нормативные документы, регламентирующие организацию и деятельность издательского процесса, авторские правоотношения, налоговую политику в данной сфере.
Ст.29 Конституции РФ гарантирует свободу мысли и слова, свободу массовой информации и запрещает цензуру.
Отдельного закона об издательской деятельности в настоящее время нет. Порядок выпуска непериодических изданий регулирует 4 часть ГК, а периодических печатных изданий – Закон РФ «О средствах массовой информации».
Законодательство об издательской деятельности, определяющее основные понятия: издатель, издательство, издательская деятельность.
- недопустимость цензуры, право на издательскую деятельность принадлежит помимо юридических лиц также гражданам, достигшим 18 лет; недопустимость использования издательской деятельности для разглашения сведений, составляющих государственную тайну; призыва к насильственным свержению и изменению существующего государственного и общественного строя, пропаганды войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, атеистической исключительности или нетерпимости, распространения порнографии, а также в целях совершения иных уголовно наказуемых деяний.
Запрещается использование издательской деятельности для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательства на их честь и достоинство.
Издательская и полиграфическая деятельность исключены из числа лицензируемых видов деятельности.
Понятия издателя в ФЗ о СМИ (издательства в нем нет, есть редакция) приведено именно для целей настоящего закона, т.е. сферы периодических печатных изданий.
Печатным непериодическим изданием признаются книга, брошюра, альбом, плакат, буклет, открытка, иное самостоятельно оформленное изделие полиграфического производства, независимо от тиража и способа изготовления, и предназначенное для передачи содержащейся в нем информации.
Законы и подзаконные акты, регулирующие издательское дело
В 90-е годы был принят целый ряд законов, так или иначе способствующих развитию издательской активности и создающих основу для строительства основ гражданского общества.
Среди новых актов можно назвать Законы РФ «О библиотечном деле» (декабрь 1994), «Об обязательном экземпляре документов» (декабрь 1994), «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» (декабрь 1995), а также постановление Правительства РФ от 12.10.1995 г. № 1005 «О федеральной целевой программе «Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания России в 1996–2001 годах».
Таким образом, к рубежу тысячелетий в России создана достаточно солидная правовая база, способствующая дальнейшему развитию издательской системы и ее полноправному функционированию.
Современная нормативная база книгоиздания включает в себя, помимо общих межотраслевых, особую группу основных документов, определяющих специфику жизнедеятельности отрасли – это законы и подзаконные акты, регулирующие отношения между всеми участниками издательского дела. В настоящее время многие нормативные документы всех уровней перерабатываются в связи с изменением государственной правовой базы. Ниже приведены основные действующие нормативные документы.
По авторскому праву:
- четвертая часть Гражданского кодекса РФ
- Международная конвенция по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм вещательных организаций (Римская конвенция)
- Соглашение о сотрудничестве в области авторского права и смежных прав между странами СНГ
- Всемирная Женевская конвенция об авторском праве
- Всемирная Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений
По экономике и организации издательского процесса:
- Гражданский кодекс РФ
- Закон РФ «О средствах массовой информации» (с изменениями на 8 декабря 2003года).
- Федеральный закон РФ «Об обязательном экземпляре документов» 29 декабря 1994года № 77-ФЗ (в ред. Федерального закона от11.02.2002 № 19 –ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законами от 27.12.2002 № 150 –ФЗ, от 24.12.2002 № 176 –ФЗ).
- Федеральный закон РФ «О государственной поддержке СМИ и книгоиздания РФ» 1 декабря 1995 года № 191-ФЗ
- Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» (в ред. от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
-Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» №24–ФЗ от 20 февраля 1995 г.
-Федеральный закон «Об экономической поддержке районных (городских) газет» № 177–ФЗ от 24 ноября 1995 г.
-Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» №85–ФЗ от 4 июля 1996 г.
Общие обязанности издательства. Руководствуясь дейст-м законодат-м и нормат-ми актами, изд-во обязано: 1. Выпускать издание на основе договора с автором/правопреемником в соответствии с законодат-м об авторском праве. 2. Размещать в каждом издании выходные сведения в соответствии с ГОСТ 7.0.4-2006. Издания. Выходные сведения. Общие термины и правила оформления (за несоблюдение изд-во несет ответ-ть по статье 13.22. Нарушение порядка объявления выходных данных КоАП). 3. Представлять по списку и в устан-м количестве обязательные экземпляры изданий, бесплатные и за плату, в соот-и с ФЗ от 29.12.1994 Об обяз-м экзем-ре документов (за несоблюдение изд-во несет админ-ю ответ-ть по ст. 13.23 Нарушение порядка представления обяз-го экз-ра документов, письм-х уведомлений, уставов и договоров КоАП). 4. Соблюдать ограничения на публикацию инф-ции, которые установлены Конституцией РФ, ФЗ о гос-й тайне в РФ (иначе изд-во понесет судебную ответ-ть и финансовые затраты). 5. Представлять в типографию оригинал в набор, а корректурные оттиски на сверку и в печать подписанными руководителем изд-ва. 6. Выполнение договорных обязательств. Это касается его отношений со всеми участниками издательского бизнеса: типографии, книготоргового предприятия, различного рода посредниками и финансовыми структурами и, естественно, с авторами. Обязанности издательства при заключении издательского (лицензионного) договора (ст. 1235 ГК РФ. Лицензионный договор).
Издательства имеют право самостоятельно формировать тематический план выпуска литературы; издавать период-е печ-е издания в соот-и с Законом РФ «О СМИ»; заключать договоры на выпуск изданий для государственных нужд; осуществлять деятельность по уступке и приобретению прав на издание произведений науки, литературы и искусства в РФ и за рубежом в случае получения соответствующих полномочий от автора или его правопреемника и пр. В РФ нет спец-го юрид-го документа, посвященного издат-му праву, но отдельные положения такого права есть в дей-м законодат-ве.
Сущ-т законодат-е нормы, которые говорят скорее не о правах издателей, а о защите их интересов. ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» гарантирует издателям: бесплатное опубликование библиогр-й инф-ции в изданиях гос-й библиографии и централизованной каталогизации, в изданиях сигнальной и реферативной инф-ции, в рекламных ихданиях; постоянное хранение производимых ими документов всех видов в национальных фондохранилищах РФ; включение библ-й инф-ции в отеч-е и международные автоматизированные банки данных; бесплатное предос-е по их запросам фактографических и статических данных, касающихся их продукции.
- Оглавление
- 1. Бизнес-план в кд
- 2. Понятие книжной серии. Особенности функционирования на российском книжном рынке
- 3. Активные процессы в грамматике современного русского языка
- 4. Гражданско-правовые сделки в книжном деле. Отношения коммерческих организаций с гражданами
- 5. Особенности редактирования в издательской практике России 1860-х гг. Основные имена. Разработка принципов пропаганды научных знаний
- 6. Инструментарий подготовки изданий: аппаратное и программное обеспечение
- 7. Особенности редакционно-издательской подготовки журнальных и книжных изданий в начале хх в.
- 8. Правовые основы издательского дела в современной России. Основные законы и подзаконные акты, регулирующие издательское дело. Общие обязанности и права издательства
- 9. Типы издательских договоров. Понятие об авторском договоре, виды авторских договоров. Права и обязанности сторон
- 10. Особенности редакторской подготовки научных изданий
- 11. Развитие редактирования отдельных видов литературы в советский период
- 12. Особенности редакторской подготовки корпоративных изданий
- 13. Развитие редактирования в издательской практике России XVIII в.
- 14. Маркетинговые исследования книжного рынка и их роль в разработке маркетинговой стратегии издательства
- 15. Способы информирования книготорговых предприятий о продукции издательств в России и за рубежом
- 16. Технология разработки концепции и модели издания
- 17. Библиографическое, статистическое, информационное и научное обслуживание книгоиздания Российской книжной палатой. Информационная система ркп «Книги в наличии и печати»
- 18. Роль общественных организаций, профессиональных объединений и специализированных ассоциаций в развитии и совершенствовании издательского дела в России и за рубежом
- 19. Структура мировой книгоиздательской системы. Динамика и тенденции развития издательского дела за рубежом
- 20. Особенности редакторской подготовки изданий для детей
- 21. Сущность профессиональной деятельности редактора
- 22. Особенности редакторской подготовки справочных изданий
- 23. Специфика книги как товара. Товарная политика в книжном деле
- 24. Видо-типологические характеристики и классификация изданий
- 25. Роль альманахов XIX в. В становлении теории редактирования
- 26. Редакционно-издательский процесс: сущность, организационно-методические основы
- 27. Текстология и процессы редакционно-издательской деятельности
- 28. Электронное книгоиздание и книгораспространение
- 29. Взаимодействие издателя и государства. Формы государственной поддержки издательского дела в России и за рубежом
- 30. Издательский портфель: виды, стратегии и способы наполнения
- 31. Взаимодействие автора и редактора в процессе работы над произведением
- 32. Анализ состояния и тенденций развития современного российского книгоиздания (конец хх – нач. Ххi в.). Место России в мировом книгоиздании
- 33. Книгоиздательские предприятия за рубежом, их типы и особенности работы
- 34. Взаимодействие российских книжных издательств с зарубежными правообладателями (зарубежные издательства, российские и зарубежные литагентства, литературные агенты)
- 35. Международные книжные ярмарки: названия, особенности, значение для мирового книгоиздания
- 36. Основные формы международного книгообмена (мко)
- 37. Работа редактора над pr- и рекламным текстом
- 38. Аннотация как элемент аппарата издания. Рекламно-информационные тексты на обложке книги, аннотация в макете аннотированной каталожной карточки. Особенности редакторской подготовки
- 40. Аппарат издания: назначение, состав, структура, редакторская подготовка
- 42. Особенности редакторской подготовки научно-популярных изданий
- 43. Международные системы стандартной нумерации изданий (isbn, issn и пр.). Сфера применения, состав, структура, расположение в издании и порядок присвоения. Штриховой код ean.
- 44. Особенности редакторской подготовки учебных изданий
- 45. Особенности редакторской подготовки литературно-художественных изданий
- II. По госТу:
- III. Классификация по структуре (по Антоновой):
- IV. Литературная типология.
- 46. Основы авторского права в России. Нормативные документы, регулирующие авторское право, основные положения
- 47. Особенности редактирования текстов сми
- 48. Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности коммерческих и некоммерческих организаций книжного бизнеса
- 49. Массовая литература в современной России: издательский аспект
- 50. Предпринимательство в книжном деле на современном этапе. Современные виды предпринимательской деятельности в сфере книгоиздания
- Глава 3 ст.: 17,18,21,23-30.
- Глава 4 ст.: 48-65; 87-94; 96-104; 116-123.
- Параметры выбора шрифта:
- 52. Художественное и техническое редактирование изданий: основные подходы к методике оформления книги. Участие редактора в подготовке внутреннего и внешнего оформления издания
- 53. Чтение в России 2000-х гг.: проблемы и перспективы
- 54. Технология книгораспространения в России и за рубежом: тенденции и перспективы развития
- 55. Активные процессы в лексике современного русского языка.
- 56. Ценовая политика в книжном деле. Структура цены книжной продукции
- 57. Активные процессы в русской стилистической системе. Влияние современных сми на литературный язык
- 58. Цветовые модели: основные характеристики и параметры, цветовой охват, области применения. Компьютерные системы управления цветом: задачи и приемы создания и настройки
- 59. Менеджмент в книжном деле. Система менеджмента в современном издательстве
- 60. Понятие электронного издания и электронного ресурса. Редакторская подготовка электронных изданий