logo
ответы сокращ

3. Активные процессы в грамматике современного русского языка

Грамматика – часть лингвистики, изучающая закономерности образования и употребления форм слов. Грамматика в узком смысле – морфология и синтаксис, в широком – еще и словообразование, фонетика (звуковая сторона языка), фонология (наука о звуковом строе языка, изучающая строение и функционирование мельчайших незначимых единиц языка – слогов, фонем), морфемика (изуч-ся система морфем языка и морфемная структура слов и их форм, морфема – минимальная значимая часть слова – корень, приставка, суффикс, окончание).

Тенденции в области развития морфологии: усиление аналитизма. Аналитический язык

1. Рост употреб-ти нулевой флексии в падежных формах в Р. п. мн. ч. (чулок, носков). Р. п., П. п. – самые частотные. Нулевая флексия более аналитична, чем окончание -ов, т. к. по -ов можно определить падеж.

2. Распад 8-падежной системы падежей и образ-ся система 6/7-падежная. Р. п. распадается на собственно родительный (опред.: окончание -а) и род. части (портативная: окончание -у). в настоящее время Р. п. портативный и опред-й сошлись. П. п.: изъяснительный/объективный (окончание -е: о саде); местный (-у: в саду). Сейчас семантика сходится. Раньше в рус. яз. Была 9-падежная форма: звательный падеж (отче наш). В СРЯ формируется новый звательный падеж с помощью усечения окончания (мам, пап).

3. Формирование категории общего рода – свид-во аналитизма. Слова на -а, -ое – самое информ-ое.

4. Исчезает компонент -полу, остается -пол в косвенных падежах (нет пол-, а не полу-) – это аналитизм.

5. Распростр составных предлогов и союзов (составные союзы – так как, потому что, в XX веке – по направлению к, в силу того что, несмотря на то что).

6. Формирование класса двувидовых глаголов (достижение результативности/предела, у несов-го вида – длит-ть, у сов. вида – результ-ть, однократность/многократность). Глаголы только несов-го вида: гулять, жить. Глаголы только сов-го вида: ринуться. Двувидовые гл. (одна форма м.б. обозначена в зависимости от контекста сов./несоверш. вид): венчать, казнить, импортировать, схематизировать и др. такие гл. стремятся получить приставку.

Активные процессы в области синтаксиса: тенденция к аналитизму.

1. Развитие детерминантов (определитель) (В лесу мы нашли): зависит от грамматической основы, стоит обычно в начале, обозначает обстоятельство субъекта.

2. Расшир-е употреб-я И. п. в функции косв-х падежей, т. е. в зависимых синтаксических позициях. В разговорной речи: «Вон бумага… Библиотека. Надо пройти бассейн «Москва»... Математика – тяжело».

3. И. п. при наличии род-го понятия при названии города: «В селе Бородино», «В городе Пушкин».

4. Распростр-е БСП (чит-ль становится соавтором); неоднозначные интерпретации (где надо «:» пишут «–»).

Активные процессы в области синтаксиса: упрощение синтаксических конструкций.

1. На уровне словосочетаний – опускается глагольное слово, связывающее словосочетание: «Кровать у тумбочки» – с конца XVIII века. Упрощение словосочетаний, их распад («Пойдем в Искру», универбация – «Пойдем в Диетку» (диет-ю столовую)).

2. На уровне простого предложения (прояв-ся в уменьшении количества услож-щих структуру конструкций, размера предложений). 7-9 слов – простое предложение, сложное – 20 слов. Кол-во услож-х конструкций в простом предложении снижается до 1, в сложном – 2-3 максимум. Измен-ся продуктивность ослож-х конструкций (были обособ-е определения, сейчас – вводные и вставные конструкции, междометия и обращения снижаются).

Развитие средств экспрессивного синтаксиса.

Стал разв-ся с появлением новых жанров: дневник, киносценарий. Номинативные цепочки

Парцелляция

Активные процессы в области фонетики

  1. Унификация произношения – в стирании диалект-х и соц-х различий

  2.  В конце XX века – усиление аканья, расш-ся иканье. Аканье (а/о – ъ/ь) м.б. сильным (в Москве)/слабым (на Урале), следоват., замедление темпа речи.

  3. Сближение произношения с написанием:

  1. ухудшение качества произношения: нечеткость, сдвиг всех звуков к задней стенке ротовой полости – это сокращает полетность звука и формир.глухую невнятную речь; придыхание, отчетливо слышен добор воздуха; усиливается быстрое произношение.

  2. Акцентология: усилив. грамматич (дифференц.) роль ударения. Влияние англ. фонетики на русскую.

Активные процессы в русской орфографии и пунктуации.

1. Изменяется функционирование потенциала знаков препинания (тире заменяет «:», отсутствие знака заменяет; измен-ся ф-ция двоеточия – внезапность). Точка отделяет коммуникативно незавершенные высказывания. Изменилась ф-ция «;» – употр-ся в научном и офиц.-деловом стиле при оформлении перечней.

2. Активно разв-ся авторская пунктуация.

3. Расшатываются нормы пунктуации: стихи, рекламные тексты м.б. без пунк-х знаков.

4. Расшат-е орфографической нормы (н/нн; не – слитно/раздельно; употребление прописных и строчных букв; слитное/раздельное написание; ошибки, связанные со спряжением).

5. Графо-орфографические языковые игры (дериваты) с формой слова: 1) внутриязыковые (связаны с 2 языками – starфлись, либо 1 яз. – знаки разных времен, м.б. графика + пунктуация); 2) поликодовые.