36. Основные формы международного книгообмена (мко)
Международный книгообмен - одна из важных форм научных и культурных связей между организациями различных государств и важный источник получения научной и технической информации - занимает значительное место в работе многих российских библиотек, в том числе и в работе Государственной публичной научно-технической библиотеки России.
Основным принципом ведения международного книгообмена является добровольная договоренность об обмене на взаимовыгодных условиях. Библиотека с иностранным партнером обменивается списками литературы, предлагаемой для обмена. Из этого списка каждая из сторон выбирает понравившиеся издания, на обмен которых будет в последующем заключен соответствующий договор.
Сегодня международный книгообмен в большинстве своем выражен в обмене печатными изданиями, но в будущем может получить развитие обмен электронными документами. Библиотеки уже создают собственные информационные электронные продукты, которые могут быть предметом обмена (например, тематические библиографические базы данных).
Помимо договора (внешнеторгового контракта), содержащего основные условия осуществления международного книгообмена, также оформляется паспорт бартерной сделки, на основании которого производится вывоз литературы за рубеж.
При международном книгообмене между российской библиотекой и ее иностранным партнером заключается договор - внешнеторговый контракт. Поскольку международный книгообмен является внешнеторговой бартерной сделкой, к порядку составления договора применяются соответствующие нормы и правила.
1. Если издания, участвующие в книгообмене, приобретены в сроки, близкие к сроку отправки их иностранному партнеру (о чем свидетельствуют документы на их приобретение), и при этом существенного колебания цен на рынке не было, можно цену приобретения литературы считать рыночной стоимостью.
2. Если в международном книгообмене участвуют издания (например, монография преподавателя учебного заведения, научный труд), произведенные самостоятельно (например, типографией института или его обособленного подразделения), и аналогов этой продукции на рынке нет, рыночная стоимость определяется путем объединения следующих показателей:
а) суммы всех затрат, произведенных на издание печатной продукции;
б) суммы прибыли.
Во-первых, международный книгообмен экономически выгоден обеим сторонам, так как в наших странах наблюдается общая тенденция к существенному различию цен на внутреннем и внешнем рынках. В ряде случаев значительно дешевле купить российское издание и предложить его для обмена. Такая же ситуация и у наших коллег из ближнего зарубежья, так как мы находимся примерно в равных экономических условиях. Во-вторых, у нас, как наследие прошлого, примерно одинаковые подходы к ценообразованию печатной продукции для внутреннего и внешнего рынков. Когда же речь идет о книгообмене с развитыми странами, подобного "равновесия" не наблюдается. Цены на российскую литературу ниже или соизмеримы со стоимостью зарубежной. Поэтому библиотеке любой западноевропейской страны проще и подчас дешевле купить российское издание, чем заниматься трудоемким процессом книгообмена.
Тем не менее международный книгообмен не прекращается, так как наши западные партнеры не могут получить некоторые издания иным способом. Это относится к ведомственной, вузовской, труднодоступной малотиражной литературе, которая не поступает в широкую продажу или же не продается вообще. Основной принцип международного книгообмена — взаимовыгодность, которая определяется возможностями и потребностями договаривающихся сторон.
- Оглавление
- 1. Бизнес-план в кд
- 2. Понятие книжной серии. Особенности функционирования на российском книжном рынке
- 3. Активные процессы в грамматике современного русского языка
- 4. Гражданско-правовые сделки в книжном деле. Отношения коммерческих организаций с гражданами
- 5. Особенности редактирования в издательской практике России 1860-х гг. Основные имена. Разработка принципов пропаганды научных знаний
- 6. Инструментарий подготовки изданий: аппаратное и программное обеспечение
- 7. Особенности редакционно-издательской подготовки журнальных и книжных изданий в начале хх в.
- 8. Правовые основы издательского дела в современной России. Основные законы и подзаконные акты, регулирующие издательское дело. Общие обязанности и права издательства
- 9. Типы издательских договоров. Понятие об авторском договоре, виды авторских договоров. Права и обязанности сторон
- 10. Особенности редакторской подготовки научных изданий
- 11. Развитие редактирования отдельных видов литературы в советский период
- 12. Особенности редакторской подготовки корпоративных изданий
- 13. Развитие редактирования в издательской практике России XVIII в.
- 14. Маркетинговые исследования книжного рынка и их роль в разработке маркетинговой стратегии издательства
- 15. Способы информирования книготорговых предприятий о продукции издательств в России и за рубежом
- 16. Технология разработки концепции и модели издания
- 17. Библиографическое, статистическое, информационное и научное обслуживание книгоиздания Российской книжной палатой. Информационная система ркп «Книги в наличии и печати»
- 18. Роль общественных организаций, профессиональных объединений и специализированных ассоциаций в развитии и совершенствовании издательского дела в России и за рубежом
- 19. Структура мировой книгоиздательской системы. Динамика и тенденции развития издательского дела за рубежом
- 20. Особенности редакторской подготовки изданий для детей
- 21. Сущность профессиональной деятельности редактора
- 22. Особенности редакторской подготовки справочных изданий
- 23. Специфика книги как товара. Товарная политика в книжном деле
- 24. Видо-типологические характеристики и классификация изданий
- 25. Роль альманахов XIX в. В становлении теории редактирования
- 26. Редакционно-издательский процесс: сущность, организационно-методические основы
- 27. Текстология и процессы редакционно-издательской деятельности
- 28. Электронное книгоиздание и книгораспространение
- 29. Взаимодействие издателя и государства. Формы государственной поддержки издательского дела в России и за рубежом
- 30. Издательский портфель: виды, стратегии и способы наполнения
- 31. Взаимодействие автора и редактора в процессе работы над произведением
- 32. Анализ состояния и тенденций развития современного российского книгоиздания (конец хх – нач. Ххi в.). Место России в мировом книгоиздании
- 33. Книгоиздательские предприятия за рубежом, их типы и особенности работы
- 34. Взаимодействие российских книжных издательств с зарубежными правообладателями (зарубежные издательства, российские и зарубежные литагентства, литературные агенты)
- 35. Международные книжные ярмарки: названия, особенности, значение для мирового книгоиздания
- 36. Основные формы международного книгообмена (мко)
- 37. Работа редактора над pr- и рекламным текстом
- 38. Аннотация как элемент аппарата издания. Рекламно-информационные тексты на обложке книги, аннотация в макете аннотированной каталожной карточки. Особенности редакторской подготовки
- 40. Аппарат издания: назначение, состав, структура, редакторская подготовка
- 42. Особенности редакторской подготовки научно-популярных изданий
- 43. Международные системы стандартной нумерации изданий (isbn, issn и пр.). Сфера применения, состав, структура, расположение в издании и порядок присвоения. Штриховой код ean.
- 44. Особенности редакторской подготовки учебных изданий
- 45. Особенности редакторской подготовки литературно-художественных изданий
- II. По госТу:
- III. Классификация по структуре (по Антоновой):
- IV. Литературная типология.
- 46. Основы авторского права в России. Нормативные документы, регулирующие авторское право, основные положения
- 47. Особенности редактирования текстов сми
- 48. Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности коммерческих и некоммерческих организаций книжного бизнеса
- 49. Массовая литература в современной России: издательский аспект
- 50. Предпринимательство в книжном деле на современном этапе. Современные виды предпринимательской деятельности в сфере книгоиздания
- Глава 3 ст.: 17,18,21,23-30.
- Глава 4 ст.: 48-65; 87-94; 96-104; 116-123.
- Параметры выбора шрифта:
- 52. Художественное и техническое редактирование изданий: основные подходы к методике оформления книги. Участие редактора в подготовке внутреннего и внешнего оформления издания
- 53. Чтение в России 2000-х гг.: проблемы и перспективы
- 54. Технология книгораспространения в России и за рубежом: тенденции и перспективы развития
- 55. Активные процессы в лексике современного русского языка.
- 56. Ценовая политика в книжном деле. Структура цены книжной продукции
- 57. Активные процессы в русской стилистической системе. Влияние современных сми на литературный язык
- 58. Цветовые модели: основные характеристики и параметры, цветовой охват, области применения. Компьютерные системы управления цветом: задачи и приемы создания и настройки
- 59. Менеджмент в книжном деле. Система менеджмента в современном издательстве
- 60. Понятие электронного издания и электронного ресурса. Редакторская подготовка электронных изданий