10. Особенности редакторской подготовки научных изданий
Научное издание – содержащее результаты теоретических и/или экспериментальных исследований. Издания, которые включают подготовленные на основе научных исследований классические произведения, памятники письменной культуры, архивные материалы, исторические документы.
Свойства научных изданий и общественные функции (по Антоновой): 1. Научное издание – носитель научной информации, функция – информационная, инф-ция м.б. разного рода. Науки: фундаментальные (философия, культурология); фундаментально-прикладные (генетика, лингвистика); прикладные (медицина, экономика). Науки: гуманитарные; естес-е; точные. 2. Научное издание – вклад в развитие научного сознания, функция – просветительская. Научное сознание функционирует за счёт смены гипотез (нанотехнологии и т. п.).
Предмет научного издания: в широком смысле – наука как форма общественного сознания и сфера чел-й деят-ти; в узком – научные рез-ты, теория, построенная на аргументах и доказ-х, описание экспериментов, фактов и самой напр-ти исслед-я, перспективы послед-х научных работ.
Задачи научных изданий: побуждение интереса к научно-исслед-й работе; доведение рез-в науч-х исслед-й до целевой аудитории; апробация научных рез-в; закрепление приоритета в науке; реклама научного исследования и исследователя.
Чит-й адрес научных изданий: специалисты (ученые, производственники); учащиеся; всякий интересующийся. Научное издание не приспособлено к чит-й аудитории, составляет незначит-й сегмент книжного рынка (1-3 %): изд-ва «Наука», «Просвещение», «Академия», «НЛО» (Новое лит-е образрение). Науч. из-е трудоемкое (и для автора, и д/редактора), чаще не окупается.
Виды (по Антоновой): 1. Научно-исследовательские: научная монография; избранные труды учёного; собрание сочинений ученого; сборник науч-х трудов; матер-лы конференции; препринт (мат-лы предварительного хар-ра, опубл-е до выхода в свет издания, в кот. они м.б. помещены); пролегомены (первичные сведения и основные принципы к-л науки); тезисы докладов; автореферат диссертации (в виде брошюры, содер-й состав-й автором реферат исследования, которое предост-ся на соискание уч.степени); отчёт о научно-исслед-й работе; журналы науч-й направ-ти (труды, известия, записи). 2. Источниковедческие: источник (истор-й док-т, выпущ-й отд-й брошюрой/книгой); сборник источников (ряд док-в, объед-х по к-л принципу); исследования и материалы (промежуточное м/у научно-исследовательским и источниковедческим, включает результаты научных работ, непосред. источники).
ГОСТ 7.60-2003. СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения 3.2.4.3.1 Научные и научно-популярные издания: списать из ГОСТа
Аппарат научного издания: библиографический (полный список лит-ры по ГОСТу); научный (система примечаний и комментарий, вступительная статья, послесловие, издание может сопровождаться рефератом – краткие выжимки на иностранном языке, приложение – иллюст-й материал, архивные документы…); поисково-ориент. (содержание и оглавление, указатели, в монографиях – колонтитулы); вспомогательный (указание рецензента в выходных сведениях, ISBN, аннотация и т.д.).
Работа редактора над научным изданием. Функции научного редактора: оценка актуальности произведения и современности выпуска данной работы; полнота и точность раскрытия заявленной проблемы; оценка научности, достоверности и обоснованности материала.
Функции второго редактора: 1. Оценка структуры научного произведения (введения, основная часть, заключение). Основная часть: отражает метод исследования, дедукция (аналитический метод, от общего к частному), индукция (от частного к общему, от фактов к теории), дедуктивно-индуктивный метод (в к-то положениях от теории к практике, в к-то – наоборот), хронологический метод (по датам), смешанный. С т. з. текста основная часть = тезисы + иллюстрации (к-л утверждение + пример). Заключение: итог работы, выводы, перспективы, практ-е рез-ты. Введение и заключение – это матетекст (текстовые элементы второго порядка, выполняющие служебные функции по отношению к некоему первичному тексту). 2. Оценка самого текста с т. з. языка и стиля.
Особенности научного стиля: логичность (наличие смысловых связей), последовательность (выводы вытекают из содержания и не противоречат ему), ясность изложения/изображения, понятность, доступность.
Особенности на уровне лексики: обилие терминологии (термины не требуют раскрытия в научном стиле); обилие отвлеченной лексики (абстрактные понятия, которые не обозначают конкретного предмета: лирика, искусство…); особая фразеология в научном тексте, включающая составные термины, клеше («взявшиеся за перо», «неотъемлемая часть»…). На уровне морфологии: форма ед. ч. имен сущ-х исп-ся в значении мн. ч. («волк» – в ед. ч., но говорится не об одном и др.); вещ. и отвлеченные сущ. употр-ся часто в форме мн. ч. («шумы в радиоприемнике», «большие глубины»); преобладание сущ-х над гл.; формы лица глагола и личные местоимения упот-ся с целью передачи отвлеченно-обобщающих значений (2 лицо почти не упот-ся), мало упот-ся формы 1 лица ед. ч. (я), часто упот-ся формы 3 лица и 1 лица мн. ч. (мы, они). На уровне синтаксиса: хар-ны сложные построения, часто исп-ся предложения с однородными членами, с подчин-ми союзами (вследствие, ввиду того что, в то время как…); много вводных слов и сочетаний, повествовательных конструкций; в чисто научном стиле восклиц-е конструкции, экспрессивные отсутствуют; научный стиль – академическая манера изложения.
Иллюстрации в научном и н-п издании выделяются по характеру отражения дейст-ти: научно-понятийные (факты, их анализ: графики, диаграммы, схемы и пр.); документальные (фото, карты, архивные док-ты и пр.). Функции иллюс-ций: научно-познавательные; информац.-ознакомит.; воспит.-образов. (кроссворды, иллюс-ция к-то лозунга в н-п). В научном предпоч-ны черно-белые иллюс-ции, в н-п – цветные. Связь иллюс-ций с текстом: ссылка на рисунок, подпись под рис. (№, что изображено). Расположение иллюс-ций: в самом тексте, в спец-х вкладышах, в конце издания, издание может сопров-ся списком рис.
Обычно работают отдельно научный (может приглашаться разный для каждой темы) и штатные редакторы.
- Оглавление
- 1. Бизнес-план в кд
- 2. Понятие книжной серии. Особенности функционирования на российском книжном рынке
- 3. Активные процессы в грамматике современного русского языка
- 4. Гражданско-правовые сделки в книжном деле. Отношения коммерческих организаций с гражданами
- 5. Особенности редактирования в издательской практике России 1860-х гг. Основные имена. Разработка принципов пропаганды научных знаний
- 6. Инструментарий подготовки изданий: аппаратное и программное обеспечение
- 7. Особенности редакционно-издательской подготовки журнальных и книжных изданий в начале хх в.
- 8. Правовые основы издательского дела в современной России. Основные законы и подзаконные акты, регулирующие издательское дело. Общие обязанности и права издательства
- 9. Типы издательских договоров. Понятие об авторском договоре, виды авторских договоров. Права и обязанности сторон
- 10. Особенности редакторской подготовки научных изданий
- 11. Развитие редактирования отдельных видов литературы в советский период
- 12. Особенности редакторской подготовки корпоративных изданий
- 13. Развитие редактирования в издательской практике России XVIII в.
- 14. Маркетинговые исследования книжного рынка и их роль в разработке маркетинговой стратегии издательства
- 15. Способы информирования книготорговых предприятий о продукции издательств в России и за рубежом
- 16. Технология разработки концепции и модели издания
- 17. Библиографическое, статистическое, информационное и научное обслуживание книгоиздания Российской книжной палатой. Информационная система ркп «Книги в наличии и печати»
- 18. Роль общественных организаций, профессиональных объединений и специализированных ассоциаций в развитии и совершенствовании издательского дела в России и за рубежом
- 19. Структура мировой книгоиздательской системы. Динамика и тенденции развития издательского дела за рубежом
- 20. Особенности редакторской подготовки изданий для детей
- 21. Сущность профессиональной деятельности редактора
- 22. Особенности редакторской подготовки справочных изданий
- 23. Специфика книги как товара. Товарная политика в книжном деле
- 24. Видо-типологические характеристики и классификация изданий
- 25. Роль альманахов XIX в. В становлении теории редактирования
- 26. Редакционно-издательский процесс: сущность, организационно-методические основы
- 27. Текстология и процессы редакционно-издательской деятельности
- 28. Электронное книгоиздание и книгораспространение
- 29. Взаимодействие издателя и государства. Формы государственной поддержки издательского дела в России и за рубежом
- 30. Издательский портфель: виды, стратегии и способы наполнения
- 31. Взаимодействие автора и редактора в процессе работы над произведением
- 32. Анализ состояния и тенденций развития современного российского книгоиздания (конец хх – нач. Ххi в.). Место России в мировом книгоиздании
- 33. Книгоиздательские предприятия за рубежом, их типы и особенности работы
- 34. Взаимодействие российских книжных издательств с зарубежными правообладателями (зарубежные издательства, российские и зарубежные литагентства, литературные агенты)
- 35. Международные книжные ярмарки: названия, особенности, значение для мирового книгоиздания
- 36. Основные формы международного книгообмена (мко)
- 37. Работа редактора над pr- и рекламным текстом
- 38. Аннотация как элемент аппарата издания. Рекламно-информационные тексты на обложке книги, аннотация в макете аннотированной каталожной карточки. Особенности редакторской подготовки
- 40. Аппарат издания: назначение, состав, структура, редакторская подготовка
- 42. Особенности редакторской подготовки научно-популярных изданий
- 43. Международные системы стандартной нумерации изданий (isbn, issn и пр.). Сфера применения, состав, структура, расположение в издании и порядок присвоения. Штриховой код ean.
- 44. Особенности редакторской подготовки учебных изданий
- 45. Особенности редакторской подготовки литературно-художественных изданий
- II. По госТу:
- III. Классификация по структуре (по Антоновой):
- IV. Литературная типология.
- 46. Основы авторского права в России. Нормативные документы, регулирующие авторское право, основные положения
- 47. Особенности редактирования текстов сми
- 48. Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности коммерческих и некоммерческих организаций книжного бизнеса
- 49. Массовая литература в современной России: издательский аспект
- 50. Предпринимательство в книжном деле на современном этапе. Современные виды предпринимательской деятельности в сфере книгоиздания
- Глава 3 ст.: 17,18,21,23-30.
- Глава 4 ст.: 48-65; 87-94; 96-104; 116-123.
- Параметры выбора шрифта:
- 52. Художественное и техническое редактирование изданий: основные подходы к методике оформления книги. Участие редактора в подготовке внутреннего и внешнего оформления издания
- 53. Чтение в России 2000-х гг.: проблемы и перспективы
- 54. Технология книгораспространения в России и за рубежом: тенденции и перспективы развития
- 55. Активные процессы в лексике современного русского языка.
- 56. Ценовая политика в книжном деле. Структура цены книжной продукции
- 57. Активные процессы в русской стилистической системе. Влияние современных сми на литературный язык
- 58. Цветовые модели: основные характеристики и параметры, цветовой охват, области применения. Компьютерные системы управления цветом: задачи и приемы создания и настройки
- 59. Менеджмент в книжном деле. Система менеджмента в современном издательстве
- 60. Понятие электронного издания и электронного ресурса. Редакторская подготовка электронных изданий