28. Электронное книгоиздание и книгораспространение
Оформившейся тенденцией на книжном рынке России выступает интеграция книжного бизнеса в медийное пространство, выход операторов книжного рынка на медиарынок, слияние различных секторов медиарынка.
Сегодняшний экономический кризис формирует предпосылки для роста продаж электронных книг. Их цена существенно ниже бумажных книг – разница может составлять 5 10 раз. Устройства для чтения электронных книг становятся более доступными, а проникновение Интернета увеличивается. Стремящийся сэкономить потребитель будет больше внимания обращать на электронные книги. Согласно прогнозам, доходы от продаж электронных книг займут заметное место в доходах книгоиздателей через два три года.
Рынок электронных изданий и букридеров в России. Крупнейшие игроки на рынке электронных книг в России: «ЛитРес», обладающий самым большим пакетом авторских прав на распространение русскоязычных книг в Рунете; «Аймобилко» (развивает продажи электронных книг через интернет-сайт, приложение для iOS, а такжесобственный ридер «Айчиталка») с долей в 15-20%; 10% – у «АСТ». Российский рынок электронных книг по состоянию на конец 2010 г. составлял около 60 млн руб. Около 20% всех российскихчитателей пользуются ридерами. По оценкам издательства «АСТ», уровень легальных продаж электронных книг в России не превышает 600-800 тыс. долл. в год. При этом не менее 95% закачек в Рунете приходятся на пиратскую продукцию. 2010 год стал годом взрывообразного интереса не только к электронным книгам, но и устройствам для их чтения, вызванный появлением iPad.
Специализированные букридеры (максимальное время без подзарядки, комфорт для глаз, но одновременно ограниченнаяфункциональность и возможности интернет-поиска); планшетники с мультимедийными возможностями; карманные коммуникаторы – смартфоны или мобильные телефоны с возможностью загрузки специальных программ для чтения.
Средства распространения электронной книги в сети: виртуальные магазины, которые могут существовать и на сайтах издательств, представительства в сети крупных государственных библиотек, виртуальные библиотеки, т. е. созданные на некоммерческих началах сетевые хранилища электронных изданий. Электронные библиотеки.
Представительство крупных библиотек в Интернете (вирт-е элек-е библ-ки). Их перечень содержится в каталоге электронных библиотек (www.svot.narod.ru). Наибольший интерес представляет сводный каталог научно-технической литературы, представленный на сайте Государственной публичной научно-технической библиотеки (ГПНТБ). Каталог самой библиотеки содержит более 180.000 документов, в числе которых отечественные и зарубежные книги последних лет издания, авторефераты диссертаций, неопубликованные переводы и отчеты. Имеет развитый поисковый интерфейс. По умолчанию он рассчитан на тематический поиск по ключевым словам, с возможностью использования метаинформации (заглавие, автор, предметные рубрики). Каталог Научной Библиотеки МГУ - крупнейший российский каталог литературы универсального содержания, доступный через Интернет. В нем отражено более 190 тысяч описаний отечественных и зарубежных книг последних лет издания. В каталоге Российской национальной библиотеки отражено более 40 тыс. книг, поступивших в библиотеку с 1998 г. Обеспечивается поиск по всем традиционным параметрам: индивидуальный и коллективный автор, место и год издания, предметные рубрики. На сервере РНБ также расположены каталоги авторефератов диссертаций, специальных видов литературы и карт. Все услуги, кот-е оказ-т виртуальные представительства крупных библиотек и каталогов своим клиентам, платные. Помимо рассылки электронных копий изданий или их частей возможна рассылка копий на вещественном носителе: ксерокопии, фотокопии, включая микрофотографии.
С принятием новых федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения в образовательной сфере появилось и нашло нормативноезакрепление понятие «электронно-библиотечная система» (ЭБС). Существуют принципиальные различия между традиционной электронной библиотекой и ЭБС: электронно-библиотечная система является более сложной, систематизированной совокупностью электронных документов, объединенныхпо тематическим и целевым признакам.
На сегодняшний день крупнейшими в России ЭБС являются: «Университ-я библиотека онлайн»; «IQlib»;«КнигаФонд»; «БиблиоТех»; «Научная электронная библиотека eLibrary». Никакого особенного правового регулирования работы электронных библиотек и ЭБС в РФ нет. Электронные библиотеки действуют на основании общероссийского законодательства: IV части ГК РФ и закона «О библиотечном деле». Правовой статус электронной книги сейчас приравнен по существу к бумажному носителю. Один из путей решения данной проблемы состоит в том, что при заключении соответствующего соглашения справообладателями и авторами появляются крупные коллекторы, которые используют электронные экземпляры изданий и распространяют их уже по своему усмотрению.
Интернет-магазины (элек-е книжные магазины), распространяющие элект-е книги: Read.ru; ЛитРес.ру; БИБЛИО-ГЛОБУС; OZON.ru; Дельта-Инфо (интернет-издательство и магазин); Alfaphone.ru; Elektronkniga.ru; Shopsik. Электронные книги и программы; «Электробук.ру» (интернет-издательство и интернет-магазин электронных книг) и др. Основные причины, сдерживающие развитие электронной торговли, - отсутствие у компаний развитой электронной инфраструктуры сервисной поддержки покупателей, недостаточная осведомленность и инерция последних. Электронное издательство представляет собой один из путей решения основной проблемы любого издательства - определения тиража выпускаемой книги.
Коды ISTC. С появлением сложных моделей электронной доставки контента конечному пользователю и его коммерческого использования, в дополнение к коду ISBN приходят новые форматы идентификации метаданных, одним из которых является код ISTC. Международный стандартный код текстовых произведений (ISTC) представляет собой систему идентификации авторских произведений в текстовом формате. Каждый ISTC код представляет собой уникальный номер, который присваивается централизованной регистрационной системой текстовому произведению. Эта система ориентирована на издательства, агентства библиографических услуг, розничных торговцев контентом, библиотеки и агентства по контролю над соблюдением авторских прав. Ее цель – дифференцировать публикации с одинаковыми названиями в зависимости от типа и уникальности работы. Стандарт ISTC позволяет однозначно идентифицировать любое произведение/его часть в электронном виде, установить его правообладателя и зоны законного действия прав, облегчает обмен информацией между библиотеками, издателями, авторами, агентами и авторскими обществами в стране и международном масштабе, помогаетосуществлять контроль за использованием текстового контента в коммерческих целях. При этом код ISTC не «принадлежит» одному автору/издателю, он «принадлежит» произведению, которое определяет. Это означает, что для идентификации одинакового контента используется только один ISTC код, даже в том случае, если этот же текст был опубликован разными издательствами и/или в разных форматах публикаций. Уполномоченным агентством по присвоению международных ISTC кодовна территории РФ является Некоммерческое партнерство правообладателей и пользователей «Федерация интеллектуальных прав» (ФИПР), созданное в апреле 2010 г. Учредителями НП «ФИПР» стали Российская государственная библиотека и Российское авторско-правовое общество КОПИРУС. В состав НП «ФИПР» уже входят ведущие российские библиотеки (присоединилась Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ) России) и организации книгоиздательской отрасли. Решение о присоединении также принял Российскийкнижный союз. Сегодня в число стран, имеющих аккредитованные агентства по реализациисистемы ISTC, входят США, Великобритания, Германия и Франция, Россия.
- Оглавление
- 1. Бизнес-план в кд
- 2. Понятие книжной серии. Особенности функционирования на российском книжном рынке
- 3. Активные процессы в грамматике современного русского языка
- 4. Гражданско-правовые сделки в книжном деле. Отношения коммерческих организаций с гражданами
- 5. Особенности редактирования в издательской практике России 1860-х гг. Основные имена. Разработка принципов пропаганды научных знаний
- 6. Инструментарий подготовки изданий: аппаратное и программное обеспечение
- 7. Особенности редакционно-издательской подготовки журнальных и книжных изданий в начале хх в.
- 8. Правовые основы издательского дела в современной России. Основные законы и подзаконные акты, регулирующие издательское дело. Общие обязанности и права издательства
- 9. Типы издательских договоров. Понятие об авторском договоре, виды авторских договоров. Права и обязанности сторон
- 10. Особенности редакторской подготовки научных изданий
- 11. Развитие редактирования отдельных видов литературы в советский период
- 12. Особенности редакторской подготовки корпоративных изданий
- 13. Развитие редактирования в издательской практике России XVIII в.
- 14. Маркетинговые исследования книжного рынка и их роль в разработке маркетинговой стратегии издательства
- 15. Способы информирования книготорговых предприятий о продукции издательств в России и за рубежом
- 16. Технология разработки концепции и модели издания
- 17. Библиографическое, статистическое, информационное и научное обслуживание книгоиздания Российской книжной палатой. Информационная система ркп «Книги в наличии и печати»
- 18. Роль общественных организаций, профессиональных объединений и специализированных ассоциаций в развитии и совершенствовании издательского дела в России и за рубежом
- 19. Структура мировой книгоиздательской системы. Динамика и тенденции развития издательского дела за рубежом
- 20. Особенности редакторской подготовки изданий для детей
- 21. Сущность профессиональной деятельности редактора
- 22. Особенности редакторской подготовки справочных изданий
- 23. Специфика книги как товара. Товарная политика в книжном деле
- 24. Видо-типологические характеристики и классификация изданий
- 25. Роль альманахов XIX в. В становлении теории редактирования
- 26. Редакционно-издательский процесс: сущность, организационно-методические основы
- 27. Текстология и процессы редакционно-издательской деятельности
- 28. Электронное книгоиздание и книгораспространение
- 29. Взаимодействие издателя и государства. Формы государственной поддержки издательского дела в России и за рубежом
- 30. Издательский портфель: виды, стратегии и способы наполнения
- 31. Взаимодействие автора и редактора в процессе работы над произведением
- 32. Анализ состояния и тенденций развития современного российского книгоиздания (конец хх – нач. Ххi в.). Место России в мировом книгоиздании
- 33. Книгоиздательские предприятия за рубежом, их типы и особенности работы
- 34. Взаимодействие российских книжных издательств с зарубежными правообладателями (зарубежные издательства, российские и зарубежные литагентства, литературные агенты)
- 35. Международные книжные ярмарки: названия, особенности, значение для мирового книгоиздания
- 36. Основные формы международного книгообмена (мко)
- 37. Работа редактора над pr- и рекламным текстом
- 38. Аннотация как элемент аппарата издания. Рекламно-информационные тексты на обложке книги, аннотация в макете аннотированной каталожной карточки. Особенности редакторской подготовки
- 40. Аппарат издания: назначение, состав, структура, редакторская подготовка
- 42. Особенности редакторской подготовки научно-популярных изданий
- 43. Международные системы стандартной нумерации изданий (isbn, issn и пр.). Сфера применения, состав, структура, расположение в издании и порядок присвоения. Штриховой код ean.
- 44. Особенности редакторской подготовки учебных изданий
- 45. Особенности редакторской подготовки литературно-художественных изданий
- II. По госТу:
- III. Классификация по структуре (по Антоновой):
- IV. Литературная типология.
- 46. Основы авторского права в России. Нормативные документы, регулирующие авторское право, основные положения
- 47. Особенности редактирования текстов сми
- 48. Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности коммерческих и некоммерческих организаций книжного бизнеса
- 49. Массовая литература в современной России: издательский аспект
- 50. Предпринимательство в книжном деле на современном этапе. Современные виды предпринимательской деятельности в сфере книгоиздания
- Глава 3 ст.: 17,18,21,23-30.
- Глава 4 ст.: 48-65; 87-94; 96-104; 116-123.
- Параметры выбора шрифта:
- 52. Художественное и техническое редактирование изданий: основные подходы к методике оформления книги. Участие редактора в подготовке внутреннего и внешнего оформления издания
- 53. Чтение в России 2000-х гг.: проблемы и перспективы
- 54. Технология книгораспространения в России и за рубежом: тенденции и перспективы развития
- 55. Активные процессы в лексике современного русского языка.
- 56. Ценовая политика в книжном деле. Структура цены книжной продукции
- 57. Активные процессы в русской стилистической системе. Влияние современных сми на литературный язык
- 58. Цветовые модели: основные характеристики и параметры, цветовой охват, области применения. Компьютерные системы управления цветом: задачи и приемы создания и настройки
- 59. Менеджмент в книжном деле. Система менеджмента в современном издательстве
- 60. Понятие электронного издания и электронного ресурса. Редакторская подготовка электронных изданий