44. Особенности редакторской подготовки учебных изданий
Учебное издание – издание, содержащее систематизированные сведения определенной области знаний и излагающее их в формах, способ-х максимально эффективному усвоению материала. Основное социально-функц. назначение - служить учёбе, научению и преподаванию учеб. дисциплин.
Св-ва: одно из осн-х средств обучения, уч. изд. – книга, кот-я сод-т инф-ю в опр-й области знаний. Учебное издание участвует в формировании инф-й культуры личности (упорядоченные знания и представленные чел., необходимые для практической деятельности, форм-ся в процессе овладения информацией. Чем выше информационная культура личности, тем больше функций человек может выполнять, пополнение инф-й культуры д.б. поэтапным). Каждое учебное издание состоит из 2 смысловых блоков: теория (правила, теоремы, понятия, выводы…); практика (тренинги, упражнения, задачи, задания, тесты, вопросы…).
Клас-ция учебных изданий по Антоновой:
1. Программно-методические издания (предназ-е для тех, кто учит): учебные планы (документ, регламент-й учебный процесс, рассм-ся виды и формы, сроки обучения, заверяется подписью руководителя и печатью вуза), учебные программы (изд., опред-е содержание и объем знаний, умений и навыков, которыми надо овладеть за установленное время: типовые программы – одинаковые для всех, рабочие – утверждаются вузом).
2. Учебно-методические – определяют методику преподавания, влияют на неё: методические указания (некая инструкция), метод-е руководства, мет-е рекомендации и т. п.; посвящены выполнению к/р, л/р, с/р; учебно-методические издания – методички для студентов и преподавателей, для внутреннего пользования, рассчитаны на 5 лет, выпускаются небольшими тиражами (100-200 экземпляров).
3. Обучающее издание– для учеников, содержит материалы/упражнения по к-л дисциплине:
1) учебники (базовые знания по конкр-й дисциплине, максимально достоверные знания; материал излагается от простого к сложному, систематично, логически обоснованно, научно, популярно в изложении; учебники: общие, специализированные; школьные учебники: научные – больше теории, популярные – больше практики);
2) учебное пособие (частично/полностью заменяет/дополняет учебник, офиц-но утверждено в качестве данного вида издания; уч-е пособие может сопровождать выход учебника. Нацелено на отражении актуальных проблем; *гриф – знак качества (данный учебник рекомендован во всех вузах);
3) курс лекций – содержит лекции одного автора/коллектива, предпол-т авторскую т. з., научно-популяризованную и схематично изложенную;
4) конспект лекций – содержит основные положения лекционного курса, сильна интерпретация, авторское начало.
4. Вспомогательные издания: сборники задач, упражнений, д/з, дневники наблюдателя, хрестоматии (предназ-ы для изучения к-л курса), книги для чтения (не дублирует основы курса, в ней м.б. проставлены ударения), ГДЗ, конспекты/курсы лекций, решебники, практикумы (более 90% практики) и т. п.
Классификация учебных изданий по ГОСТу 7.60-2003 (3.2.4.3.4): списать из госта
Функции учебного издания (по Антоновой): 1) коммуникативная; 2) информ-я; 3) познавательная; 4) развивающая; 5) воспит-я; 6) организационная; 7) систематизирующая.
Критерии к учебным изданиям: научность; точность; достоверность; логичность; системность; доказательность; доступность информации; целостность и полнота текста; оценка самого содержания текста (тексты: основной – базовая информация для освоения предмета; пояснительный – примечания, комментарии, т. е. рисунки, пояснения, примеры; дополнительный – документы, приложения и т. п.); нормативность; стандартизованность; текст д.б. акцентирован (графически, шрифтовые выделения).
Работа редактора над аппаратом учебного издания. Антонова выделяет 3 аппарата: ориентировочный (оглав., содерж.); усвоения материала (цель – закрепить материал/повтор наиболее существенных элементов: вопросы, упражнения и т. п.); обработки (аннотация, содержащая информацию рекомендательного хар-ра, опред. чит-й адрес, предметные указатели).
Алгоритм работы редактора: проверить материал на соответствие первоначальному замыслу и подвиду учебного издания; ознакомиться с рецензией на изд.; оценить выпол-ие замечаний рецензентов; проверить соответствие материала авторского оригинала его содержанию (которое есть всегда!), наличие рис., графиков, поставить задачу худ-му ред-у по подготовке изд-х оригиналов – рисунков, которые будут вестись параллельно с ред-й работой; создать паспорт издания, + логико-содерж. для проверки единообр. подачи материала; ред-ая работа над изданием, над справочно-библ. материалом; итоговая проверка комплектности издания.
- Оглавление
- 1. Бизнес-план в кд
- 2. Понятие книжной серии. Особенности функционирования на российском книжном рынке
- 3. Активные процессы в грамматике современного русского языка
- 4. Гражданско-правовые сделки в книжном деле. Отношения коммерческих организаций с гражданами
- 5. Особенности редактирования в издательской практике России 1860-х гг. Основные имена. Разработка принципов пропаганды научных знаний
- 6. Инструментарий подготовки изданий: аппаратное и программное обеспечение
- 7. Особенности редакционно-издательской подготовки журнальных и книжных изданий в начале хх в.
- 8. Правовые основы издательского дела в современной России. Основные законы и подзаконные акты, регулирующие издательское дело. Общие обязанности и права издательства
- 9. Типы издательских договоров. Понятие об авторском договоре, виды авторских договоров. Права и обязанности сторон
- 10. Особенности редакторской подготовки научных изданий
- 11. Развитие редактирования отдельных видов литературы в советский период
- 12. Особенности редакторской подготовки корпоративных изданий
- 13. Развитие редактирования в издательской практике России XVIII в.
- 14. Маркетинговые исследования книжного рынка и их роль в разработке маркетинговой стратегии издательства
- 15. Способы информирования книготорговых предприятий о продукции издательств в России и за рубежом
- 16. Технология разработки концепции и модели издания
- 17. Библиографическое, статистическое, информационное и научное обслуживание книгоиздания Российской книжной палатой. Информационная система ркп «Книги в наличии и печати»
- 18. Роль общественных организаций, профессиональных объединений и специализированных ассоциаций в развитии и совершенствовании издательского дела в России и за рубежом
- 19. Структура мировой книгоиздательской системы. Динамика и тенденции развития издательского дела за рубежом
- 20. Особенности редакторской подготовки изданий для детей
- 21. Сущность профессиональной деятельности редактора
- 22. Особенности редакторской подготовки справочных изданий
- 23. Специфика книги как товара. Товарная политика в книжном деле
- 24. Видо-типологические характеристики и классификация изданий
- 25. Роль альманахов XIX в. В становлении теории редактирования
- 26. Редакционно-издательский процесс: сущность, организационно-методические основы
- 27. Текстология и процессы редакционно-издательской деятельности
- 28. Электронное книгоиздание и книгораспространение
- 29. Взаимодействие издателя и государства. Формы государственной поддержки издательского дела в России и за рубежом
- 30. Издательский портфель: виды, стратегии и способы наполнения
- 31. Взаимодействие автора и редактора в процессе работы над произведением
- 32. Анализ состояния и тенденций развития современного российского книгоиздания (конец хх – нач. Ххi в.). Место России в мировом книгоиздании
- 33. Книгоиздательские предприятия за рубежом, их типы и особенности работы
- 34. Взаимодействие российских книжных издательств с зарубежными правообладателями (зарубежные издательства, российские и зарубежные литагентства, литературные агенты)
- 35. Международные книжные ярмарки: названия, особенности, значение для мирового книгоиздания
- 36. Основные формы международного книгообмена (мко)
- 37. Работа редактора над pr- и рекламным текстом
- 38. Аннотация как элемент аппарата издания. Рекламно-информационные тексты на обложке книги, аннотация в макете аннотированной каталожной карточки. Особенности редакторской подготовки
- 40. Аппарат издания: назначение, состав, структура, редакторская подготовка
- 42. Особенности редакторской подготовки научно-популярных изданий
- 43. Международные системы стандартной нумерации изданий (isbn, issn и пр.). Сфера применения, состав, структура, расположение в издании и порядок присвоения. Штриховой код ean.
- 44. Особенности редакторской подготовки учебных изданий
- 45. Особенности редакторской подготовки литературно-художественных изданий
- II. По госТу:
- III. Классификация по структуре (по Антоновой):
- IV. Литературная типология.
- 46. Основы авторского права в России. Нормативные документы, регулирующие авторское право, основные положения
- 47. Особенности редактирования текстов сми
- 48. Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности коммерческих и некоммерческих организаций книжного бизнеса
- 49. Массовая литература в современной России: издательский аспект
- 50. Предпринимательство в книжном деле на современном этапе. Современные виды предпринимательской деятельности в сфере книгоиздания
- Глава 3 ст.: 17,18,21,23-30.
- Глава 4 ст.: 48-65; 87-94; 96-104; 116-123.
- Параметры выбора шрифта:
- 52. Художественное и техническое редактирование изданий: основные подходы к методике оформления книги. Участие редактора в подготовке внутреннего и внешнего оформления издания
- 53. Чтение в России 2000-х гг.: проблемы и перспективы
- 54. Технология книгораспространения в России и за рубежом: тенденции и перспективы развития
- 55. Активные процессы в лексике современного русского языка.
- 56. Ценовая политика в книжном деле. Структура цены книжной продукции
- 57. Активные процессы в русской стилистической системе. Влияние современных сми на литературный язык
- 58. Цветовые модели: основные характеристики и параметры, цветовой охват, области применения. Компьютерные системы управления цветом: задачи и приемы создания и настройки
- 59. Менеджмент в книжном деле. Система менеджмента в современном издательстве
- 60. Понятие электронного издания и электронного ресурса. Редакторская подготовка электронных изданий