logo
ответы сокращ

44. Особенности редакторской подготовки учебных изданий

Учебное издание – издание, содержащее систематизированные сведения определенной области знаний и излагающее их в формах, способ-х максимально эффективному усвоению материала. Основное социально-функц. назначение - служить учёбе, научению и преподаванию учеб. дисциплин.

Св-ва: одно из осн-х средств обучения, уч. изд. – книга, кот-я сод-т инф-ю в опр-й области знаний. Учебное издание участвует в формировании инф-й культуры личности (упорядоченные знания и представленные чел., необходимые для практической деятельности, форм-ся в процессе овладения информацией. Чем выше информационная культура личности, тем больше функций человек может выполнять, пополнение инф-й культуры д.б. поэтапным). Каждое учебное издание состоит из 2 смысловых блоков: теория (правила, теоремы, понятия, выводы…); практика (тренинги, упражнения, задачи, задания, тесты, вопросы…).

Клас-ция учебных изданий по Антоновой:

1. Программно-методические издания (предназ-е для тех, кто учит): учебные планы (документ, регламент-й учебный процесс, рассм-ся виды и формы, сроки обучения, заверяется подписью руководителя и печатью вуза), учебные программы (изд., опред-е содержание и объем знаний, умений и навыков, которыми надо овладеть за установленное время: типовые программы – одинаковые для всех, рабочие – утверждаются вузом).

2. Учебно-методические – определяют методику преподавания, влияют на неё: методические указания (некая инструкция), метод-е руководства, мет-е рекомендации и т. п.; посвящены выполнению к/р, л/р, с/р; учебно-методические издания – методички для студентов и преподавателей, для внутреннего пользования, рассчитаны на 5 лет, выпускаются небольшими тиражами (100-200 экземпляров).

3. Обучающее издание– для учеников, содержит материалы/упражнения по к-л дисциплине:

1) учебники (базовые знания по конкр-й дисциплине, максимально достоверные знания; материал излагается от простого к сложному, систематично, логически обоснованно, научно, популярно в изложении; учебники: общие, специализированные; школьные учебники: научные – больше теории, популярные – больше практики);

2) учебное пособие (частично/полностью заменяет/дополняет учебник, офиц-но утверждено в качестве данного вида издания; уч-е пособие может сопровождать выход учебника. Нацелено на отражении актуальных проблем; *гриф – знак качества (данный учебник рекомендован во всех вузах);

3) курс лекций – содержит лекции одного автора/коллектива, предпол-т авторскую т. з., научно-популяризованную и схематично изложенную;

4) конспект лекций – содержит основные положения лекционного курса, сильна интерпретация, авторское начало.

4. Вспомогательные издания: сборники задач, упражнений, д/з, дневники наблюдателя, хрестоматии (предназ-ы для изучения к-л курса), книги для чтения (не дублирует основы курса, в ней м.б. проставлены ударения), ГДЗ, конспекты/курсы лекций, решебники, практикумы (более 90% практики) и т. п.

Классификация учебных изданий по ГОСТу 7.60-2003 (3.2.4.3.4): списать из госта

Функции учебного издания (по Антоновой): 1) коммуникативная; 2) информ-я; 3) познавательная; 4) развивающая; 5) воспит-я; 6) организационная; 7) систематизирующая.

Критерии к учебным изданиям: научность; точность; достоверность; логичность; системность; доказательность; доступность информации; целостность и полнота текста; оценка самого содержания текста (тексты: основной – базовая информация для освоения предмета; пояснительный – примечания, комментарии, т. е. рисунки, пояснения, примеры; дополнительный – документы, приложения и т. п.); нормативность; стандартизованность; текст д.б. акцентирован (графически, шрифтовые выделения).

Работа редактора над аппаратом учебного издания. Антонова выделяет 3 аппарата: ориентировочный (оглав., содерж.); усвоения материала (цель – закрепить материал/повтор наиболее существенных элементов: вопросы, упражнения и т. п.); обработки (аннотация, содержащая информацию рекомендательного хар-ра, опред. чит-й адрес, предметные указатели).

Алгоритм работы редактора: проверить материал на соответствие первоначальному замыслу и подвиду учебного издания; ознакомиться с рецензией на изд.; оценить выпол-ие замечаний рецензентов; проверить соответствие материала авторского оригинала его содержанию (которое есть всегда!), наличие рис., графиков, поставить задачу худ-му ред-у по подготовке изд-х оригиналов – рисунков, которые будут вестись параллельно с ред-й работой; создать паспорт издания, + логико-содерж. для проверки единообр. подачи материала; ред-ая работа над изданием, над справочно-библ. материалом; итоговая проверка комплектности издания.