16. Технология разработки концепции и модели издания
По определению, издание - «документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения». Каким быть конкретному изданию, определяется совокупностью факторов, с учетом которых формируется концепция издания.
Концепция должна предусматривать наряду с выбором вида издания необходимые действия по его созданию и оформлению, включать расчеты по срокам изготовления и по стоимости. Концепция - основа проекта, и конструирования издания. Концепция является методологической основой всего процесса редакторской подготовки издания. На основе концепции разрабатывается модель издания.
Концепция и Модель издания условно соотносятся как план содержания (концепция) и план выражения (модель).
Концепция издания – зафиксированная на каком-либо носителе совокупность важнейших характеристик издания, к которым относятся:
– идея издания, отраженная в рабочем названии и его подзаголовке (если есть);
– серийная принадлежность;
– аннотация на издание с указанием читательского адреса;
– оригинальность, позволяющая оценить отличительные особенности издания от аналогов на книжном рынке;
– стилистические, жанровые особенности издания;
– структура (содержание, оглавление или синопсис);
– сведения об авторе;
– сведения об объеме издания и сроках его подготовки до сдачи в изд-во;
– место потенциального издания в ряду других (результаты маркетингового исследования, позволяющие сравнить предлагаемое издание с имеющимися на книжном рынке);
– прогнозы относительно его стоимости на книжном рынке.
Концепция издания позволяет максимально точно отразить существующие особенности издания, оценить их и принять решение о возможности его издания.
Модель издания – это основные структурно-технические характеристики, позволяющие понять специфику его подготовки с точки зрения редакционно-издательского и полиграфического процессов. К данным характеристикам относятся:
– технические параметры: формат, объем, наличие/отсутствие принадлежности к серии, наличие рисунков, их характер и приблизительное кол-во; шмуцтитулы, колонтитулы; необходимость вспомогательных материалов (приложения, вступительная статья, благодарности и др.), их расположение относительно основного текста;
– красочность (в одну, две, четыре краски), тип обложки (переплет – брошюра), бумага (писчая, офсетная, типографская) и др.
Модель издания: содержательная, оформительская, организационная.
Элементы содержательной модели: 1. Тематические направления. 2. Модальность материалов: нейтрально-информационные; положительные; критические; разноплановые (проблемные). 3. Жанровая палитра материалов. 4. Локальность материалов. 5. Характер материалов. 6. Лексико-стилистические особенности издания в целом или отдельных авторских материалов.
Оформительская модель издания должна предусматривать: создание сетевого графика основных разделов и рубрик; дизайнерская разработка принципов художественно-технического оформлении.
Основные элементы организационной модели: 1. Структура издания: «внешняя структура» – совокупность основных параметров; «внутрення структура» – совокупность организационно-творческих отношений внутри редакционного коллектива. 2. Финансово-экономическая деятельность. 3. Процесс выпуска и распространения издания. 4. Программа продвижения издания.
Концепция издания формируется до включения позиции в издательский портфель, Модель издания – в процессе подготовки произведения редактором вплоть до создания технического задания на создание внутреннего макета издания.
Концепция издания всегда готовится редактором – даже в случае поступления позиции самотеком, поскольку авторы не могут учесть всех параметров, которые необходимы для как можно более полного представления составляющих концепции.
Авторское, редакторское, редакционно-техническое и оформительское начало при формировании издания – единый процесс. Общий смысл формирования структуры и оформления издания в том, чтобы сделать его целостной вещью, которая и с внешней, и с внутренней стороны должна отвечать своему функциональному назначению, а также читательскому адресу, характеру информации и условиям использования.
- Оглавление
- 1. Бизнес-план в кд
- 2. Понятие книжной серии. Особенности функционирования на российском книжном рынке
- 3. Активные процессы в грамматике современного русского языка
- 4. Гражданско-правовые сделки в книжном деле. Отношения коммерческих организаций с гражданами
- 5. Особенности редактирования в издательской практике России 1860-х гг. Основные имена. Разработка принципов пропаганды научных знаний
- 6. Инструментарий подготовки изданий: аппаратное и программное обеспечение
- 7. Особенности редакционно-издательской подготовки журнальных и книжных изданий в начале хх в.
- 8. Правовые основы издательского дела в современной России. Основные законы и подзаконные акты, регулирующие издательское дело. Общие обязанности и права издательства
- 9. Типы издательских договоров. Понятие об авторском договоре, виды авторских договоров. Права и обязанности сторон
- 10. Особенности редакторской подготовки научных изданий
- 11. Развитие редактирования отдельных видов литературы в советский период
- 12. Особенности редакторской подготовки корпоративных изданий
- 13. Развитие редактирования в издательской практике России XVIII в.
- 14. Маркетинговые исследования книжного рынка и их роль в разработке маркетинговой стратегии издательства
- 15. Способы информирования книготорговых предприятий о продукции издательств в России и за рубежом
- 16. Технология разработки концепции и модели издания
- 17. Библиографическое, статистическое, информационное и научное обслуживание книгоиздания Российской книжной палатой. Информационная система ркп «Книги в наличии и печати»
- 18. Роль общественных организаций, профессиональных объединений и специализированных ассоциаций в развитии и совершенствовании издательского дела в России и за рубежом
- 19. Структура мировой книгоиздательской системы. Динамика и тенденции развития издательского дела за рубежом
- 20. Особенности редакторской подготовки изданий для детей
- 21. Сущность профессиональной деятельности редактора
- 22. Особенности редакторской подготовки справочных изданий
- 23. Специфика книги как товара. Товарная политика в книжном деле
- 24. Видо-типологические характеристики и классификация изданий
- 25. Роль альманахов XIX в. В становлении теории редактирования
- 26. Редакционно-издательский процесс: сущность, организационно-методические основы
- 27. Текстология и процессы редакционно-издательской деятельности
- 28. Электронное книгоиздание и книгораспространение
- 29. Взаимодействие издателя и государства. Формы государственной поддержки издательского дела в России и за рубежом
- 30. Издательский портфель: виды, стратегии и способы наполнения
- 31. Взаимодействие автора и редактора в процессе работы над произведением
- 32. Анализ состояния и тенденций развития современного российского книгоиздания (конец хх – нач. Ххi в.). Место России в мировом книгоиздании
- 33. Книгоиздательские предприятия за рубежом, их типы и особенности работы
- 34. Взаимодействие российских книжных издательств с зарубежными правообладателями (зарубежные издательства, российские и зарубежные литагентства, литературные агенты)
- 35. Международные книжные ярмарки: названия, особенности, значение для мирового книгоиздания
- 36. Основные формы международного книгообмена (мко)
- 37. Работа редактора над pr- и рекламным текстом
- 38. Аннотация как элемент аппарата издания. Рекламно-информационные тексты на обложке книги, аннотация в макете аннотированной каталожной карточки. Особенности редакторской подготовки
- 40. Аппарат издания: назначение, состав, структура, редакторская подготовка
- 42. Особенности редакторской подготовки научно-популярных изданий
- 43. Международные системы стандартной нумерации изданий (isbn, issn и пр.). Сфера применения, состав, структура, расположение в издании и порядок присвоения. Штриховой код ean.
- 44. Особенности редакторской подготовки учебных изданий
- 45. Особенности редакторской подготовки литературно-художественных изданий
- II. По госТу:
- III. Классификация по структуре (по Антоновой):
- IV. Литературная типология.
- 46. Основы авторского права в России. Нормативные документы, регулирующие авторское право, основные положения
- 47. Особенности редактирования текстов сми
- 48. Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности коммерческих и некоммерческих организаций книжного бизнеса
- 49. Массовая литература в современной России: издательский аспект
- 50. Предпринимательство в книжном деле на современном этапе. Современные виды предпринимательской деятельности в сфере книгоиздания
- Глава 3 ст.: 17,18,21,23-30.
- Глава 4 ст.: 48-65; 87-94; 96-104; 116-123.
- Параметры выбора шрифта:
- 52. Художественное и техническое редактирование изданий: основные подходы к методике оформления книги. Участие редактора в подготовке внутреннего и внешнего оформления издания
- 53. Чтение в России 2000-х гг.: проблемы и перспективы
- 54. Технология книгораспространения в России и за рубежом: тенденции и перспективы развития
- 55. Активные процессы в лексике современного русского языка.
- 56. Ценовая политика в книжном деле. Структура цены книжной продукции
- 57. Активные процессы в русской стилистической системе. Влияние современных сми на литературный язык
- 58. Цветовые модели: основные характеристики и параметры, цветовой охват, области применения. Компьютерные системы управления цветом: задачи и приемы создания и настройки
- 59. Менеджмент в книжном деле. Система менеджмента в современном издательстве
- 60. Понятие электронного издания и электронного ресурса. Редакторская подготовка электронных изданий