logo
ответы сокращ

47. Особенности редактирования текстов сми

При ред-ии медиат надо учитывать особ этого вида Т: периодичность; особенности чтения этих Т накладыв отпечаток на смыслов стр-ру. Т прочитываются быстро, их смысловая стр-ра должна восприниматься сразу. ГМ четко, с однопредикат, двупредикативн (земство: реформа была половинчатой, но прогрессивной).

Газетные тексты: стандарт и экспрессия, быстрота восприятия.

Редактор СМИ читает тексты с установкой на особенности читательского адреса. Оценка оправданности читательских ожиданий.

Читательские ожидания формир система языка, сценарий событий, жанр.

При чтении текста читатель сроит гипотезы о дальнейшем содержании текста.

В определенных случаях это ожидание может нарушаться:

1) либо это прием выразительности (автор ставит своей целью разрушить привычные представления);

2) либо это ошибка (ненамеренное нарушение ожидания).

Задача редактора при нарушении – определить, прием ли это выразительности или ошибка. Для этого у редактора должна быть четкая установка на понимание авторского замысла. Главная редакторская стратегия – установка на адекватное чтение. С этой целью редактор выстраивает авторскую концепцию так, как она дана в тексте.

Алгоритм работы редактора:

1. Чтение текста с анализом степени оправданности читательских ожиданий.

2. При нарушении ожиданий редактор с опорой на смысловую структуру текста определяет, чем это вызвано (прием или ошибка).

3. Если это ошибка, редактор определяет, можно ли редактировать текст.

4. Если текст редактируемый, то редактор должен определить, требует ли редактирование присутствия автора (требуется обязательно при уточнении цифр, дат).

Если присутствия автора не требуется, редактор с опорой на смысловую структуру текста определяет вид редакторской стратегии.

Виды редакторских стратегий:

1. Правка-переделка требуется при дефектности смысловой структуры текста (алогизмы, каламбуры, неясность – неопр.предмет речи, бессодержательность). При этом происходит вмешательство редактора в авторскую концепцию: уточняется предмет речи, устраняются противоречия и т. д.

2. Правка-обработка используется, когда что-либо менять в концепции не нужно, но изложить ее требуется более четко и ясно (отсутствие АОС, несколько зачинов, бессвязность, хаотичность, повторы).

3. Правка-сокращение применяется, когда текст требуется уменьшить до необходимых размеров (за счет второстепенных элементов содержания либо за счет замены синонимами, содержащими меньшее количество знаков).

4. Правка-вычитка проводится, когда текст готовится непосредственно к печати. Устраняются все погрешности. Используется при любых других видах правки.

Стратегические цели редактора:

1. Выправить концепцию.

2. Улучшить литературную форму.

3. Получить текст нужного размера.

4. Подготовить текст к публикации.

Требования к правке:

1. Правка текста, а не пересказ.

2. Максимально сохранять авторское слово.

3. Редакторское вмешательство должно быть не вкусовым, а объективно обоснованным.

4. Должно быть объяснение погрешностей.

5. Редактирование не связано с критикой авторской концепции.

6. Редактор должен уметь прогнозировать читательскую реакцию.