47. Особенности редактирования текстов сми
При ред-ии медиат надо учитывать особ этого вида Т: периодичность; особенности чтения этих Т накладыв отпечаток на смыслов стр-ру. Т прочитываются быстро, их смысловая стр-ра должна восприниматься сразу. ГМ четко, с однопредикат, двупредикативн (земство: реформа была половинчатой, но прогрессивной).
Газетные тексты: стандарт и экспрессия, быстрота восприятия.
Редактор СМИ читает тексты с установкой на особенности читательского адреса. Оценка оправданности читательских ожиданий.
Читательские ожидания формир система языка, сценарий событий, жанр.
При чтении текста читатель сроит гипотезы о дальнейшем содержании текста.
В определенных случаях это ожидание может нарушаться:
1) либо это прием выразительности (автор ставит своей целью разрушить привычные представления);
2) либо это ошибка (ненамеренное нарушение ожидания).
Задача редактора при нарушении – определить, прием ли это выразительности или ошибка. Для этого у редактора должна быть четкая установка на понимание авторского замысла. Главная редакторская стратегия – установка на адекватное чтение. С этой целью редактор выстраивает авторскую концепцию так, как она дана в тексте.
Алгоритм работы редактора:
1. Чтение текста с анализом степени оправданности читательских ожиданий.
2. При нарушении ожиданий редактор с опорой на смысловую структуру текста определяет, чем это вызвано (прием или ошибка).
3. Если это ошибка, редактор определяет, можно ли редактировать текст.
4. Если текст редактируемый, то редактор должен определить, требует ли редактирование присутствия автора (требуется обязательно при уточнении цифр, дат).
Если присутствия автора не требуется, редактор с опорой на смысловую структуру текста определяет вид редакторской стратегии.
Виды редакторских стратегий:
1. Правка-переделка требуется при дефектности смысловой структуры текста (алогизмы, каламбуры, неясность – неопр.предмет речи, бессодержательность). При этом происходит вмешательство редактора в авторскую концепцию: уточняется предмет речи, устраняются противоречия и т. д.
2. Правка-обработка используется, когда что-либо менять в концепции не нужно, но изложить ее требуется более четко и ясно (отсутствие АОС, несколько зачинов, бессвязность, хаотичность, повторы).
3. Правка-сокращение применяется, когда текст требуется уменьшить до необходимых размеров (за счет второстепенных элементов содержания либо за счет замены синонимами, содержащими меньшее количество знаков).
4. Правка-вычитка проводится, когда текст готовится непосредственно к печати. Устраняются все погрешности. Используется при любых других видах правки.
Стратегические цели редактора:
1. Выправить концепцию.
2. Улучшить литературную форму.
3. Получить текст нужного размера.
4. Подготовить текст к публикации.
Требования к правке:
1. Правка текста, а не пересказ.
2. Максимально сохранять авторское слово.
3. Редакторское вмешательство должно быть не вкусовым, а объективно обоснованным.
4. Должно быть объяснение погрешностей.
5. Редактирование не связано с критикой авторской концепции.
6. Редактор должен уметь прогнозировать читательскую реакцию.
- Оглавление
- 1. Бизнес-план в кд
- 2. Понятие книжной серии. Особенности функционирования на российском книжном рынке
- 3. Активные процессы в грамматике современного русского языка
- 4. Гражданско-правовые сделки в книжном деле. Отношения коммерческих организаций с гражданами
- 5. Особенности редактирования в издательской практике России 1860-х гг. Основные имена. Разработка принципов пропаганды научных знаний
- 6. Инструментарий подготовки изданий: аппаратное и программное обеспечение
- 7. Особенности редакционно-издательской подготовки журнальных и книжных изданий в начале хх в.
- 8. Правовые основы издательского дела в современной России. Основные законы и подзаконные акты, регулирующие издательское дело. Общие обязанности и права издательства
- 9. Типы издательских договоров. Понятие об авторском договоре, виды авторских договоров. Права и обязанности сторон
- 10. Особенности редакторской подготовки научных изданий
- 11. Развитие редактирования отдельных видов литературы в советский период
- 12. Особенности редакторской подготовки корпоративных изданий
- 13. Развитие редактирования в издательской практике России XVIII в.
- 14. Маркетинговые исследования книжного рынка и их роль в разработке маркетинговой стратегии издательства
- 15. Способы информирования книготорговых предприятий о продукции издательств в России и за рубежом
- 16. Технология разработки концепции и модели издания
- 17. Библиографическое, статистическое, информационное и научное обслуживание книгоиздания Российской книжной палатой. Информационная система ркп «Книги в наличии и печати»
- 18. Роль общественных организаций, профессиональных объединений и специализированных ассоциаций в развитии и совершенствовании издательского дела в России и за рубежом
- 19. Структура мировой книгоиздательской системы. Динамика и тенденции развития издательского дела за рубежом
- 20. Особенности редакторской подготовки изданий для детей
- 21. Сущность профессиональной деятельности редактора
- 22. Особенности редакторской подготовки справочных изданий
- 23. Специфика книги как товара. Товарная политика в книжном деле
- 24. Видо-типологические характеристики и классификация изданий
- 25. Роль альманахов XIX в. В становлении теории редактирования
- 26. Редакционно-издательский процесс: сущность, организационно-методические основы
- 27. Текстология и процессы редакционно-издательской деятельности
- 28. Электронное книгоиздание и книгораспространение
- 29. Взаимодействие издателя и государства. Формы государственной поддержки издательского дела в России и за рубежом
- 30. Издательский портфель: виды, стратегии и способы наполнения
- 31. Взаимодействие автора и редактора в процессе работы над произведением
- 32. Анализ состояния и тенденций развития современного российского книгоиздания (конец хх – нач. Ххi в.). Место России в мировом книгоиздании
- 33. Книгоиздательские предприятия за рубежом, их типы и особенности работы
- 34. Взаимодействие российских книжных издательств с зарубежными правообладателями (зарубежные издательства, российские и зарубежные литагентства, литературные агенты)
- 35. Международные книжные ярмарки: названия, особенности, значение для мирового книгоиздания
- 36. Основные формы международного книгообмена (мко)
- 37. Работа редактора над pr- и рекламным текстом
- 38. Аннотация как элемент аппарата издания. Рекламно-информационные тексты на обложке книги, аннотация в макете аннотированной каталожной карточки. Особенности редакторской подготовки
- 40. Аппарат издания: назначение, состав, структура, редакторская подготовка
- 42. Особенности редакторской подготовки научно-популярных изданий
- 43. Международные системы стандартной нумерации изданий (isbn, issn и пр.). Сфера применения, состав, структура, расположение в издании и порядок присвоения. Штриховой код ean.
- 44. Особенности редакторской подготовки учебных изданий
- 45. Особенности редакторской подготовки литературно-художественных изданий
- II. По госТу:
- III. Классификация по структуре (по Антоновой):
- IV. Литературная типология.
- 46. Основы авторского права в России. Нормативные документы, регулирующие авторское право, основные положения
- 47. Особенности редактирования текстов сми
- 48. Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности коммерческих и некоммерческих организаций книжного бизнеса
- 49. Массовая литература в современной России: издательский аспект
- 50. Предпринимательство в книжном деле на современном этапе. Современные виды предпринимательской деятельности в сфере книгоиздания
- Глава 3 ст.: 17,18,21,23-30.
- Глава 4 ст.: 48-65; 87-94; 96-104; 116-123.
- Параметры выбора шрифта:
- 52. Художественное и техническое редактирование изданий: основные подходы к методике оформления книги. Участие редактора в подготовке внутреннего и внешнего оформления издания
- 53. Чтение в России 2000-х гг.: проблемы и перспективы
- 54. Технология книгораспространения в России и за рубежом: тенденции и перспективы развития
- 55. Активные процессы в лексике современного русского языка.
- 56. Ценовая политика в книжном деле. Структура цены книжной продукции
- 57. Активные процессы в русской стилистической системе. Влияние современных сми на литературный язык
- 58. Цветовые модели: основные характеристики и параметры, цветовой охват, области применения. Компьютерные системы управления цветом: задачи и приемы создания и настройки
- 59. Менеджмент в книжном деле. Система менеджмента в современном издательстве
- 60. Понятие электронного издания и электронного ресурса. Редакторская подготовка электронных изданий