logo
ответы сокращ

7. Особенности редакционно-издательской подготовки журнальных и книжных изданий в начале хх в.

ОБЩЕЕ: Концентрация книгоиздания и процесс специализации книгоиздательских предприятий укрепляли профессиональный статус редактора и вели к разделению редакторского труда. Меняющаяся социально-политическая обстановка в стране формировала равные идейно-политические платформы, с которых выступали издатели и редакторы, используя средства печати и книгоиздания для выражения и отстаивания своих позиций, активизировав поиск наиболее эффективных форм и методов воздействия на читательскую аудиторию.

Возникновение новых школ, направлений, течений, в литературном процессе, появление самобытных писательских имен, неповторимый стиль творческой личности - потребовало от редакторов расширения и преобразования традиционно сложившейся системы оценок литературного произведения как цельного художественного единства. Проблема авторской индивидуальности, решение которой было невозможно без повышения проникновения в суть авторского замысла и выработки инструментов для оценки полноты его реализации. Лучшие образцы редакторского и издательского искусства того времени имеют непреходящее значение с точки зрения преемственности и дальнейшего развития

-два переломных этапа: 1905 и 1917 годы

Период до 1917 года: -возрастает колич издаваемых книг (из-за революц ситуации в стране, противоречий в обще, развитие самосознания обще); -Книга, журнал все более востребованы; -издан становится «товаром повышен спроса»; -появляются крупные изд-предпринимат;

Издатели-редакторы в этот период:

-встал ? о качестве изд, об удовлетворении чит потребно; -формируются критерии оценки произвед; -изд подготавливаются целыми авт коллективами (взаимодейств авт, ред, художн) -художник проявляется как худож ред; -фигура авт выдвигается на первый план – он носитель идеи собств произвед и изд в целом; -изд воспринимается как единое целое, все элем существенны (текст, иллюстр, оформление, аппарат); -интерес к изд соц-эконом, общ-полит содерж (работы К. Маркса, Ф. Энгельса, А. Бебеля, В. Ленина)

«Товарищество И. Д. Сытина и К»: -к 1914 г выпускало 4-ю часть книж продукции страны (книги, брошюры, лубочн изд, газета «Русск слово», журналы «Вокруг света», «Искры»); -учебники, учебн пособия для начальн школы; -энциклопед изд («Воен энц», «Детск энц»); -науч-популяр изд (сер «Библиотека для самообразования»); -массов изд собраний сочинений извест рус писателей (Пушкина, Гоголя, Л.Н. Толстого, Чехова); -практич пособия для крестьян, кустарей («Народн энц научн и прикладных знаний»); -просвещение народа, популяризация знаний (массов дешевые изд для народа, они требовали специализации ред труда, поиска способов подачи материала, яз средств выражения, методов худож и полигр оформления);

Создание школы научной популяризации (К.А. Тимирязев): -стремление к распростр науч знаний; -сотрудничество с «Отеч записками»; -посредств распространения науч знаний возможно формирование духовно богатой личности;

Оценка научн-популяро произведения: -необходимость ч/з науч-поп изд способствовать воспитанию личности; -наука - живое движение чел мысли, сложный и противореч процесс познания помогает развитию мысли; -наука - важнейшее условие успеха в развитии человеч; -при отборе материала и его излож надо руководствоваться потребностями читат; -читат – единственная инстанция для авт и изд

Газетная и журнальная продукция: -содерж определялось принадлежностью к какой-либо партии, многие из них имели свои изд, выпускали парт периодику; -партия большевиков - изд «Вперед», «Зерно», «Прибой» и др -соц-революцион – «Земля и воля», «Сеятель», «Народная мысль», «Народное право»; -кадет партия - около 80 названий газет и журналов; -плюрализм идей, свободомыслие; -24 ноября 1905 года утвержд «Временные правила о повременных изданиях» (отменялись предварит цензура, администр взыскания, вводилась ответственность изд по суду) -эти правила не давали полной свободы книгоизданию; -фактич свобода печати существовала недолго (с 17 окт до середины дек 1905 года); - развитие оратор искусства и публичн выступлений; -создание оригинальн оратор приемов, выбор ярких реч средств для ред оценок произведений (публикации и выступления политиков, социологов, экономистов).

Издания политического характера: -занимали одно из 1 мест; -за период 1 рус революции 1905–1907 гг. вышло 50 млн. экз. изд; -отразилась полит борьба партий, критика существующих порядков, полит взгляды разл партий; -брошюра - форма изд полит лит - небольшая авт работа на актуальную тему; -прокламации, листовки, агитационные бюллетени;. -печатн слово весомо, выполняет организующ функц; -ориентац на читателя-рабочего; -поиск новых жанр форм подачи материала (альбом и лубочн формы изд); -распадались многие ред коллективы, происходили новые объединения, появлению разных школ, направлений, течений.

Сатирическая журнальная периодика: -жур «Зритель», «Пулемет», «Жупел», «Гвоздь», «Забияка», «Сигнал»; -поиск изобр-выразит средств худож произвед, новых лит приемов, использ фольклор традиций, приемов рус сатирич сказки; -карикатура с подстрочной надписью; -редактор сатирич журн подчинял все элеме аппарата изд опред замыслу; -журнал «Пулемет» (ред, авт, изд Н.Г. Шебуев); -журн «Сатирикон», «Новый сатирикон» (ред А.Т. Аверченко - новые приемы сатир-юмор выраж тем и проблем современности); -преемственность идейн-эстетич и лит-худож традиций -анализ связи и взаимод текста с иллюстр.

Книжная реклама: -распространена; -сообщения в сборниках, альманахах, серийных и период изд в виде прилож; -включала подробн характерист структуры, содерж изд, инф о достоинствах издан -рекл о переиздании - приемы подготовки отзывов на переизд произвед, характерн фрагменты предисловия, написанного извест автором.